12 февраля 2013

СЕМЕЙНЫЙ ПАТЕРИК

Обычно «семейными» святыми называют мучеников Гурия, Самона и Авива. Еще вспоминают святых Петра и Февронию. Мне, как отцу семейства, нужны не только покровители, но и пример для подражания. И мне трудно подражать Петру и Февронии. Нет у меня бояр, которые прогнали бы меня с княжества. В общем-то, и княжеством особо не пахнет — десятый год живем с женой по съемным квартирам.

А в житии Гурия, Самона и Авива, которые помогли брошенной девушке, о семейной жизни вообще не говорится. Тем не менее они наши молитвенники перед Богом. Да и не только они.

Давайте откроем церковный календарь. Первое января (ст. ст.) — память святого Василия Великого. Из сведений об этом удивительном человеке мы можем узнать несколько интересных фактов о жизни семьи, в которой он вырос.

СЕМЬЯ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Итак, место действия — Византийская империя, провинция Каппадокия (территория современной Турции). Время действия — первая половина IV в. после Р. Х. Отца Василия Великого тоже звали Василием, мать — Емилией. Бабушка Василия — святая Макрина — стала мученицей, ведь еще совсем недавно христианство было запрещенной религией.

Василию и Емилии посвящено несколько похвальных отзывов, сказанных другим святым — Григорием Великим. Он пишет: «Супружество этих родителей, состоявшее не столько в плотском союзе, сколько в равном стремлении к добродетели, имело многие отличительные черты, как-то: питание нищих, странноприимство, очищение души посредством воздержания».

Это можно было бы считать обычным для греков красноречием и особенностями жанра «похвального слова». Но святой Григорий лично знал родителей святого Василия. И сам был очень впечатлен тем, что все дети из этой семьи стали добродетельными. «Если из детей один или двое бывают достойны похвалы, то это можно приписать природе, — пишет Григорий, — но превосходство во всех явным образом заставляет хвалить родителей».

Превосходство во всех — это то количество настоящих христиан, которых воспитали Василий-старший и Емилия. У них было десять детей, из которых четверо причислены Церковью к лику святых: Василий Великий, Григорий Нисский, Петр Севастийский и Макрина-младшая. Церковью также почитается святой и их мать Емилия.

Первый ребенок — дочка, названная Феклой, но которую все называли Макриной — в честь бабушки. Потом родился будущий Василий Великий — около 330 г. Семья была небедной: три имения, слуги. Хотя родители ничего не унаследовали. «У родителей отца имущество было отнято за исповедание Христа, а наш дед по материнской линии был убит по причине императорской ненависти, — вспоминает один из сыновей — святой Григорий, — и все, что у него было, перешло к другим владельцам. И несмотря на это, по вере их жизненное достояние возросло настолько, что, пожалуй, не было в те времена никого, кто бы их превосходил».

Однако даже в обеспеченной семье первоначальным воспитанием сына занимался сам отец. Василий и Емилия считали своих слуг помощниками, но не рабами. Когда старшие дети подросли, им, как и всем детям во все времена, стали рассказывать истории или сказки. Мы тоже так делаем — читаем на ночь сказки или ставим мультики, но не все подряд. Выбираем — что детям полезно, а что — нет.

Именно так поступала и Емилия. «Неприличным и недопустимым считала она изучение страстей в трагедиях (женских страстей, вдохновивших поэтов и составивших содержание их произведений) или непристойностей в комедиях, или причин бедствий Илиона, — для нежной и восприимчивой детской души, которая некоторым образом замутняется от этих бесстыдных рассказов о женщинах.

Не они, но те книги богодухновенного Писания, которые наиболее доступны пониманию в самом раннем возрасте: вот что было для девочки предметом изучения; преимущественно же Премудрость Соломона».

Не все было гладко в этой семье. Один из детей умер во младенчестве, другой погиб в результате несчастного случая уже в зрелом возрасте. Именно старшая сестра — Макрина — помогла матери пережить потерю детей.

Тем временем дети росли. Будущего Василия Великого родители отправили учиться в Афины. Самой благочестивой была Макрина. Когда девушке исполнилось 12 лет, отец хотел обручить ее выбранному им благочестивому молодому человеку, чтобы выдать замуж, когда она достигнет совершеннолетия. Такое раннее решение — не только обычай времени. Макрина была настолько красива, что к ней сватались многие, пишет о ней святой Григорий, и отец хотел быть уверенным в том, что выдаст дочь за порядочного человека.

Не судьба. Юноша умер еще до обручения. Потом, когда прошло какое-то время, родители нашли ей нового жениха, но девушка отказывалась. «Она настойчиво повторяла, что обрученный с ней по воле родителей не умер, но его, «живущего у Бога» в надежде воскресения, следует считать отлучившимся из дома, а не мертвым, и что немыслимо было бы не хранить верности уехавшему жениху». Вот такая удивительная верность еще до свадьбы.

Последним ребенком стал мальчик Петр. Вскоре после его рождения умер отец семейства. Макрина, которая уже выполняла часть обязанностей по дому, взяла на себя еще одну работу — вскармливание своего брата. Когда из Афин вернулся домой старший брат — Василий — именно Макрина привела его в чувство.

«Она столкнулась с его чрезвычайным самомнением по поводу своего ораторского дара и пренебрежением ко всем принятым правилам, и надменным сознанием превосходства над всеми славными людьми провинции», — вспоминает средний брат Григорий. Беседы с сестрой и пример ее благочестивой жизни выполнили свое дело. Василий «сделался сторонником той же простой трудовой жизни, и совершенным нестяжанием стал уготавливать себе беспрепятственный путь к добродетели».

Когда дети выросли, женились или вышли замуж, с матерью осталась Макрина. Она была инициатором создания монастыря из их дома. При этом многочисленных слуг решено было отпустить на волю.

Именно в этом монастыре скончалась Емилия, на руках своего первого ребенка — дочери Макрины и последнего — сына Петра. Вот ее молитва перед смертью: «Тебе, Господи, приношу начаток и жертвую десятину от плодов моего чрева. Вот эта — перворожденная, начало родовых мук, а этот — последний, их завершение. Тебе посвящаю их обоих по закону, они суть мое Тебе приношение. Да снизойдет благословение на нее — начаток, и на него — последок».

Фактически старшая дочь была создательницей одного из первых женских монастырей. Старший сын стал епископом, прожив всего 49 лет, но оставив после себя огромное количество апологетических и богословских трудов, и считается одним из отцов Церкви. Сам он принял Крещение после 20 лет, то есть время его активного служения — не более 29 лет.
Макрина проводила жизнь как настоящая монахиня. Хотя, наверное, ей было не привыкать. Домашние богослужения стали обычаем в этой семье, чем-то вроде семейной традиции. В житии святого Григория вспоминается об одном его чудесном видении именно во время домашней службы в честь 40 Севастийских мучеников.

Родной брат — святой Григорий — застал сестру Макрину перед смертью тяжело больной. «Однако она лежала не на ложе каком-нибудь или на мягкой постели, но на полу, на доске, покрытой мешковиной, с другой доской, подложенной под голову».

Брат пожаловался сестре на жизнь: его притеснял император, который занял сторону ариан. Сестра удивилась его ворчанию. Как когда-то старшего брата, она и среднего стала наставлять в благочестии. «Наш отец, — говорила она, — хоть и был известным учителем риторики, но дальше нашей провинции его никто не знал. Тебя же знают во всей империи и приглашают в разные епархии. Это все действие молитв наших родителей».

Макрина напомнила ему простую истину: вера — удел душ благодарных. Христианин живет в постоянном благодарении Богу, вне зависимости от обстоятельств своей жизни.

Брат записал слова предсмертной молитвы своей сестры. Она полна аллюзиями из Священного Писания, которые показывают, что святая Макрина постоянно пребывала в молитве и чтении Библии.

«Ты, Господи, освободил нас от страха смерти. Ты жизни вечной началом соделал нам конец здешней жизни. Ты в положенный срок упокоеваешь сном наши тела, и вновь пробуждаешь их при последней трубе. Ты на время вверяешь земле землю наших тел, коей дал образ Своими руками, и вновь взимаешь то, что вложил, нетлением и благодатью преображая смертное сие и безобразное. Ты избавил нас от клятвы и от греха, и то, и это восприняв ради нас. Ты сокрушил главу змия, зияющей пастью поглотившего человека через преслушание. Ты указал нам путь к воскресению, разрушив врата ада и упразднив имущего державу смерти. Ты дал боящимся Тебя знамение: образ святого Твоего Креста на низвержение сопротивного и во утверждение жизни нашей.

О, Боже вечный, Коему оставлена я от чрева матери, Коего возлюбила душа моя всею крепостью, Коему посвятила я и плоть и душу от юности моей и доныне, Ты мне посли светлого Ангела, да отведет он меня к месту прохладному, где вода покойная у лона святых отец. Пресекший пламя огненного меча и возведший в рай человека, сораспявшегося Тебе и улучившего милость Твою, и меня помяни во Царствии Твоем, ибо и я сораспялась Тебе, пригвоздив страхом плоть мою и убоявшись судов Твоих. Да не отлучит меня страшная пропасть от избранных Твоих. Да не противостанет завистник на пути моем, и да не обрящется пред очами Твоими грех мой, ежели, побежденная немощью естества нашего, словом, делом или помышлением я согрешила. Имеющий власть на земле отпускать грехи! Остави мне, да почию и обретусь пред очами Твоими в совлечении тела моего, не имея ни пятна, ни порока на душе моей, но да предастся душа моя безупречной и незапятнанной в руки Твои, как кадильный дым пред Тобою».

Брат трогательно описывает похороны своей святой сестры и несколько чудес, которые она совершила при жизни — к примеру, исцелила ребенка, который ослеп на один глаз.

Обычно всех их вспоминают отдельно. Василий написал множество молитв, апологетических проповедей, толкований библейских книг и считается одним из учителей Церкви. Григорий тоже почитается как выдающийся проповедник и богослов. Об их сестре Макрине, да и о всей их семейной жизни пишут мало. Просто потому, что в желании придать высокий статус монашеской жизни многие православные авторы тем самым принижают семейную жизнь. Мол, есть преподобные, аскеты, старцы — им подражайте. Все гораздо сложнее. Воспитание детей, любовь мужа и жены — это тоже путь спасения. Семья, в которой вырос Василий Великий, — яркое тому доказательство.

Владислав Головин

Комментариев нет:

Отправить комментарий