В
1863 г., во время публичной распродажи батуринских поместий князя Андрея
Разумовского (сына последнего гетмана Украины), Степан Петрович Великдан
(выдающийся украинский пасечник, наследник школы пчеловодства и продолжатель дела
своего отца — известного деятеля отечественного пчеловодства Петра Ивановича
Прокоповича) приобрел земельный участок «Гончаровка» в г. Батурин. Эту куплю
под большие проценты кредитовали борзнянская купчиха Шеремет и нежинский ростовщик
Мезенцев.
На
территории Гончаровки до 1708 г. располагалась загородная резиденция гетмана
Ивана Мазепы. Рядом с Гончаровкой был большой липовый парк графа К. Г.
Разумовского и дубовая роща. Среди стройных тополей и вековых лип Степан
Великдан разместил пасеку школы пчеловодства.
В
Батуринском Николо-Крупицком монастыре, настоятелем которого к тому времени был
Августин Болох, Степан Великдан приобрел келию Димитрия Ростовского и перенес
ее в Гончаровку. Для нового владельца она имела духовную и историческую
ценность, поскольку была построена у скита вблизи храма во имя святителя Николая
настоятелем Батуринского Николо-Крупицкого монастыря иеромонахом Димитрием
(Туптало).
Келия
на три палаты, где и поселился настоятель, была освящена 18 октября 1691 г., и
именно там был написан известный труд «Жития святых». В келии отец Димитрий
прожил до 1 мая 1693 г., а затем выехал в Киев, чтобы напечатать в типографии
эту книгу.
На
Петров пост, в 1694 г., он принял игуменство в Глуховском монастыре. В Батурин
Димитрий (Туптало) не возвращался, а в келии свыше 170 лет никто не проживал.
О
пасеке известного пчеловода Степана Великдана было известно не только в
Российской империи, но и за ее пределами. Ее посетило множество известных людей
того времени: царь Александр ІІ, историки А. М. Лазаревский, Н. И. Костомаров, А.
И. Покорский-Жоравко, президент Императорского Московского общества сельского
хозяйства князь Д. Б. Голицын, фельдмаршал, князь Д. Е. Остен-Сакен, директор
Департамента Министерства государственного имущества А. И. Левшин и др. Они
также посещали Гончаровку в Батурине, где находилась к тому времени и келия
святого Димитрия Ростовского.
Князь
Д. Е. Остен-Сакен был в школе пчеловодства дважды. Во время своих посещений
уговорил С. П. Великдана продать ему келию святого Димитрия Ростовского. Значительные
финансовые трудности вынудили Степана Петровича уступить келию Дмитрию
Ерофеевичу.
Князь
Д. Е. Остен-Сакен приложил немало усилий, чтобы келию святого Димитрия Ростовского
благополучно перевезти в свое поместье в с. Приют Елисаветградского уезда Херсонской
губернии. Помогал в ее перевозке на расстояние свыше 2000 километров и
установлении в роще у дома митрополит Филарет (Дроздов). Деревянная келия была ветхой,
поэтому над ней пришлось устроить каменное укрытие.
В
усадьбе князя келия выполняла роль часовни. В ней были икона, подсвечник,
аналой и другие церковные предметы; кроме того, постоянно горела лампада перед
иконой с частицей мощей святителя Димитрия. В часовню приходило помолиться много
верующих.
После
смерти князя Д. Е. Остен-Сакена в 1881 г. монахи Батуринского Николо-Крупицкого
монастыря хотели выкупить келию своего приснопамятного настоятеля, но сделать этого
не смогли. О том, что было в дальнейшем с келией святителя Димитрия
Ростовского, к большому сожалению, выяснить не удалось.
Николай Терех,
заведующий отделом «Цитадель»
Национального историко-культурногозаповедника «Гетманская
столица»
Комментариев нет:
Отправить комментарий