Своей
подвижнической жизнью, строгим постом, отрешением от всего земного он стяжал
дар чудотворения и прозрения сокровенных мыслей людей, удостоился многих
видений. Однажды преподобный Макарий Александрийский переправлялся паромом
через р. Нил. С ним был его ближайший друг преподобный Макарий Египетский. На
пароме оказались также два римских трибуна (тысяченачальника) с армейской
свитой, похваляющейся своими воинскими отличиями: цепями и золотыми поясами.
Заметив в углу парома двух старцев, одетых в ветхие одежды, трибуны стали
восхвалять их жизнь в смирении и простоте.
Один
из них обратился к Макарию Александрийскому: «Блаженны вы — пренебрегающие
миром». В ответ подвижник ответил: «Мы действительно пренебрегаем миром, тогда
как над вами мир смеется». При этом Макарий заметил, что слова трибуна были
пророческими, поскольку в переводе с греческого «Макарий» значит «блаженный».
Трибун оказался под сильным впечатлением от общения с пустынниками. Вернувшись
домой, он раздал свое имущество и стал вести отшельнический образ жизни.
Макарий
Александрийский принял Крещение, когда ему было уже 40 лет, все это время
занимаясь торговлей. А отошел ко Господу около 394–395 гг., в возрасте 100 лет,
посвятив служению Богу большую часть своей жизни. Духовным наставником
преподобный избрал святого Антония Великого. Макарий нес послушание настоятеля
египетского монастыря «Келлии», где монахи-отшельники подвизались каждый
отдельно и в полном безмолвии.
Чтобы
усмирить тело, праведник на семь лет отказался от какой-либо приготовленной
пищи и вкушал только жесткое просо или семена, размоченные в воде. Затем в
течение трех лет каждый день съедал по небольшому куску хлеба и выпивал немного
воды. Преподобный некоторое время боролся и со сном, но так до конца и не смог
его побороть, сказав: «Человеческой природы, требующей сна, я не был в силах
одолеть, а потому и должен был повиноваться ей».
Во
время сильного искушения от беса любодеяния, святой шесть месяцев просидел по
пояс в болоте, подвергаясь укусам больших комаров, и только затем вернулся в
родную обитель. Голос — вот, что заставило братию узнать в нем своего авву —
настолько изменился внешний вид подвижника. Чтобы победить искушение
тщеславием, праведник наполнил мешок песком, взвалил его на себя и носил по
пустыне, пока не истощил свое тело и гордая мысль не оставила его.
За
такие труды Господь наградил Своего угодника многими дарами и благодатными
откровениями. Некоторыми из них преподобный делился с братией. Так, он видел,
как Ангел из своих рук подавал Святые Дары тем причастникам, которые достойно
их принимали, а нерадивым монахам — горящие угли, при этом преподаваемое
иерейской рукой Тело Христово возвращалось обратно в алтарь. От тех же, кто
были достойны Святого Причастия, бесы отбегали далеко.
Еще
авва говорил о том, как видел в церковных собраниях или за богослужением бесов,
которые глумились над нерадивыми монахами, сидя у них на шее или плечах. Когда
с той же целью они подходили к истинным подвижникам, то невидимая сила отгоняла
их прочь так, что они больше не смели к ним приближаться. Своим духовным опытом
преподобный Макарий поделился в «Слове о исходе души», монашеском правиле (в 30
главах) и письме к инокам.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий