Печальный
афоризм: «Вы узнаете, что были склонны убегать от действительности, когда,
умирая, обнаружите, что перед вами промелькнет не ваша собственная, а какая-то
чужая жизнь…».
Иногда
мы действительно оказываемся не готовы жить «здесь и сейчас». Наверное, от
этого никто не застрахован. И тогда возникает желание убежать от проблем,
говоря себе: «Этого нет» или «Это происходит не со мной». И так хочется пожить
немного в иной реальности. Жизнью киноактрисы, кажущегося счастливым соседа,
всесильного героя компьютерной игры или очередного романа. Хочется чувствовать
себя способным решать многие проблемы и фантазировать, что «я в полной
безопасности». И как болезненно после этого сталкиваться с собственным
бессилием...
Так
возникают зависимости. Некоторым людям сложно выдерживать серьезные проблемы,
другие убегают от более простых. Куда? Это можно сравнить с неким коконом, в
котором удобно и безопасно. Коконом может быть и наркотическое опьянение, и
компьютерный драйв, и чужая жизнь, в которую можно окунуться с головой.
Наверное, убегание в чужие проблемы — наиболее социально приемлемо. При этом
роль спасателя, чувствующего бессилие перед своими проблемами, но могущество
перед чужими, так желанна. А может, возможность давать советы — вершина
блаженства?
Все
это черты зависимости от отношений. Есть и другие… Когда человек не терпит
одиночества — он зависим. Если верит: «Это они меня злят», и не замечает, что
на самом деле «Я на них злюсь», — он зависим. Когда на вопрос: «Что вы сейчас
чувствуете?», отвечает: «А что нужно чувствовать в таких случаях?» — речь идет
о зависимости.
Созависимость
характерна почти для 98 % взрослого населения (согласно данным специалистов по
психологии развития Б. Уайнхолда и Д. Уайнхолд, 2002 г.) и касается не только
отдельных людей, но и самого общества. Наша жизнь такова, что общество невольно
создает условия, благоприятствующие созависимым отношениям. Хотя мне иногда
кажется, что исследователи написали «98 %» из-за нежелания обидеть и расстроить
сразу все 100 % населения.
СВОБОДА,
И ЧТО Я С НЕЙ СДЕЛАЛ
Свобода
— это дар Божий людям. Но случается, что она становится бременем. Ведь, для
того чтобы использовать свободу себе и другим во благо, надо жить осознанно.
Это же связано с некой новизной, а значит и с неизвестностью, которая порой
бывает очень дискомфортна. Простой пример. Родители хотят, чтобы их ребенок
учился в хорошем институте, для чего он должен жить в другом городе. Это
вызывает у родителей беспокойство, но его нужно преодолеть.
Или
— девушка родила первенца, и на встречи с подружками времени нет, а так
хочется. Некоторые исследователи утверждают, что когда мы говорим «да», то
одновременно говорим сотни «нет». Когда выбираем одну возможность, одновременно
отказываемся от многих других. Таким образом, создается проблема выбора и
ответственности за него. А иногда мы выбираем другой путь: отказываемся от
права собственного выбора и устанавливаем контроль над другими.
«Пусть
он сделает то, что я должен, или что мне нужно». В итоге другой человек
становится бессознательным дополнением наших собственных возможностей. Это
приносит страдания. Ведь в созависимых отношениях каждый надеется, что другой
будет «исполнять мои желания». Можно сказать, что созависимость — отношения
взаимного манипулирования.
УЧИТЬСЯ
С ДЕТСТВА
Специалисты
считают, что причиной такой распространенной неготовности к самостоятельности,
и как следствие — ухода от действительности, является незавершенность одной из
наиболее важных стадий развития в раннем детстве. Это стадия установления психологической
автономии.
Согласно
исследованиям психолога Маргарет Малер, ребенок в своем развитии проходит
несколько стадий развития в отношениях с матерью. И именно в этих отношениях он
должен побыть и зависимым, и научиться отделяться от матери, чтобы потом опять
возвращаться. Т. е. мамам важно быть и дающими, заботливыми и одновременно
отпускающими. Если ребенок не научится быть независимым, ему сложно будет
избавиться от зависимости, например — компании, компьютера, еды, телевизора,
водки, наркотиков.
Зависимый
характер может закрепиться или корректироваться в подростковый период. Растущим
детям нужно больше свободы, и в то же время они требуют любви и заботы.
КТО
ТАКОЙ Я?
Мелоди
Пити (специалист по созависимости) писала: «Созависимый — это человек, который
позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него, и полностью
поглощен тем, что контролирует действия этого человека…». И тогда наблюдается
уход от собственных проблем и развития. Часто же проблема заключается не в
другом человеке, а в нас самих. На практике часто слышу: «Жена заставляет меня
злиться», «Муж втягивает меня в скандал».
Но
если прошу сказать то же в технике «я-сообщения», то звучит следующее: «Я
чувствую злость, когда моя жена жалуется на свое здоровье», «Я начинаю кричать
от беспомощности, когда муж кричит на меня». Такая простая техника помогает
взять на себя ответственность за свои чувства и поступки: «Это я позволяю,
чтобы он втянул меня в скандал».
Специалисты
говорят, что основа созависимости — низкая самооценка. Хочется добавить, что
проблема состоит в несформированности отношения к себе и в больших ожиданиях от
себя самого. Не сформирована «я-концепция», а большие требования к себе все
время обесценивают собственные достижения. «Я-концепция» — описание себя.
Бывает, что человек не знает себя по-настоящему.
Человек,
не знающий себя, не может понять свои действительные желания, а бежит туда,
куда бегут другие. Не может определить свои возможности и принять решение.
Человек не понимает, отчего он грустит или скучает, почему он боится чего-либо.
И он хочет, чтобы кто-то другой объяснил ему его самого, либо помог, либо
развеял тяжелые состояния, потому что сам не знает, что делать с собой. Если
подобное происходит иногда, то это нормально, но если это стало стилем жизни,
тогда совсем грустно.
И
в связи с этим возникает извечный вопрос, адресованный другому:
—
Что мне делать?
—
Я не знаю. А что вы сами хотите делать?
—
Я тоже не знаю. Я хочу знать, как правильно, как по-православному?
—
Чтобы делать правильно, надо учитывать правила. Но правила в некотором роде
обобщены. Некоторые яркие примеры из жизни святых относятся к прошлым векам,
когда условия жизни были иные. Человек формировался в тяжелом физическом труде,
в тесном общении с животными. Он был более вынослив и мужествен. Нам же важно
понять, как эти правила и примеры могут быть исполнены и применены в нашей
жизни.
—А
как же я это пойму?
—Важно
взвесить свои силы, определить конкретные возможности. Составить так называемую
«я-концепцию».
—
Как это долго…
Да,
это и правда долго, но стоит того. Митрополит Антоний Сурожский писал: «…как
важно нам знать свое «я» для устроения и построения своей внутренней жизни».
Ушинский уверял: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне
изучить». Т. е., чтобы себя всесторонне воспитать, надо себя знать. Для начала
помогут простые вопросы: «Что я сейчас чувствую? Чего бы хотел? Что я думаю о
себе?».
Но
не «Что я должен думать о себе, будучи православным?», а «Что я действительно
думаю?».
Анастасия Бондарук
Комментариев нет:
Отправить комментарий