16
февраля исполнилось 182 года со дня рождения Николая Лескова. Теперь он –
признанный классик, имя которого упоминается в одном ряду со Львом Толстым, с
Федором Достоевским, Михаилом Салтыковым-Щедриным и прочими великими писателями.
Он — важнейший представитель литературного процесса России второй половины ХІХ
в. Трудно представить, что это был один из самых скандальных и противоречивых
литераторов своего времени.
Причем возмущался и язвил он не столько в силу четкой политической или даже нравственной позиции, — а в силу самого своего характера. Иными словами, он был парусом, который все время искал бурю, надеясь найти и не находя в ней покой.
Причем возмущался и язвил он не столько в силу четкой политической или даже нравственной позиции, — а в силу самого своего характера. Иными словами, он был парусом, который все время искал бурю, надеясь найти и не находя в ней покой.
Корни
Беспокойную
натуру Николай Лесков унаследовал от отца. Семен Дмитриевич Лесков был сыном,
внуком и правнуком священников села Лески Орловской губернии, но сам он,
закончив семинарию, отказался принимать сан. Этим он так огорчил отца, что тот
выгнал сына из дому, и Семен, сменив несколько работ, — от учителя помещичьих
детей до служащего министерства финансов, — поступил на службу в орловскую
уголовную палату.
Оказавшись
превосходным следователем по криминальным делам, Семен Лесков прославился также
крайне принципиальным характером, что и привело его к конфликту с губернатором
и необходимости оставить службу. Семья вынуждена была переехать на маленький
хутор Панино. Семен пытался заниматься переводами, но хандрил, постепенно
опускался и вскоре умер от холеры.
Семья,
в которой было семеро детей, сводила концы с концами только благодаря матери –
женщине весьма твердого и упорного характера. Аристократка по крови, но
бесприданница, Марья Петровна Алферьева в свое время была ученицей Семена
Лескова, а в 16 лет вышла за него замуж. Из двух ее сестер одна вышла замуж за
влиятельного помещика, и именно в его доме будущий писатель получал начальное
образование до восьми лет.
Вторая
сестра была женой управляющего соседними поместьями англичанина, которому Николай
был обязан прекрасным знанием английской культуры. Старший сын Семена и Марии
Лесковых Николай странным образом воплотил в себе, казалось бы, противоречивые черты
обоих родителей ― житейскую непрактичность и неусидчивость отца с жесткой волей
и властностью матери.
Университеты
Воспитывать
строптивого мальчика у родителей времени не было, и он рос на свободе,
практически беспризорным. Позднее именно детским годам писатель был благодарен
за прекрасное знание народной жизни. Трудности возникли, когда мальчика
отправили учиться в орловскую гимназию.
За
пять лет Николай окончил полностью только два класса и оставил гимназию с
удостоверением, не дающим права на дальнейшую учебу в лицее и университете.
Позднее он не раз будет жалеть о тогдашнем легкомыслии ― отсутствие дипломов
впоследствии доставило Лескову много неприятностей. Но в 16 лет он, полный сил,
поступает на службу чиновником той же уголовной палаты, где работал его отец.
Через
два года, по собственному прошению, Николая переводят на службу в Киев. Десять
лет в Киеве – самый бурный период жизни Лескова. Поселившись у своего дяди по
матери, он начал работать в казенной палате. Через семь лет уволился и работал
в компании мужа своей тети ― англичанина Скотта.
Затем
Николай женился на Ольге Смирновой ― дочери богатого киевского домовладельца. Вспыльчивые,
эмоциональные супруги все меньше ладили, со временем Ольга начала проявлять
признаки психического заболевания и последние 30 лет жизни провела в доме для
умалишенных.
Киев
был университетом Николая, его «житейской школой». Помимо интеллектуального
общения, изучения языков, посещения вольнослушателем лекций, Лесков исследует
веру и религию в разнообразных проявлениях ― от увлечения иконописью до участия
в религиозно-философском студенческом кружке. Возможно, сам Киев, его святыни,
влияли на будущего писателя: «Киево-Печерская вершина ― это русская ступень на
небо. Здесь, у подножия этих гор, изрытых древнерусскими христианскими
подвижниками, всякий человек, как у подножья Сиона, становится хоть на минуту
верующим...».
Впрочем,
все это он напишет позднее, также в Киеве. Николай только пробует свои силы, но
не в литературе, а в публицистике. Печатается в изданиях «Современная медицина»
и «Указатель экономический». Даже его ранние статьи написаны хорошим сочным
языком. Впрочем, публицистом Николай был едким, что и повлекло за собой
конфликт на службе и увольнение.
Первый роман
До
30-ти лет повторяя во многом судьбу отца, после увольнения Николай Лесков
решает резко сменить сферу деятельности: становится литератором и переезжает в
Петербург. Сначала пишет статьи, потом пробует себя в художественных очерках,
дальше ― берется за рассказы. Впрочем, основную известность в ту пору ему
приносили именно статьи в «Северной пчеле». Захваченный бурной общественной
жизнью того периода, Лесков высказывал свою точку зрения, задевая даже друзей и
наживая недругов.
После
одной особенно острой статьи Лесков вынужден был срочно уехать в длительную
командировку по дальним областям империи. Положение Николая в Петербурге было
почти невыносимым, так что решение замолчать на время казалось разумным. Но уже
через год писатель возвращается и под псевдонимом Стебницкий начинает печатать
свой первый большой роман «Некуда» ― сатирическое изображение нигилистической коммуны,
которой противопоставлены трудолюбие и семейные ценности русского народа.
Позднее
Лесков сам признавал, что книга написана поспешно и под влиянием мстительной
злости на многих современников. Прообразы героев были более чем узнаваемы,
Николай вписал в сюжет даже историю любви со своей гражданской женой Екатериной
Бубновой. Впрочем, он и сам признавался: «Я выдумываю тяжело и трудно, и поэтому
я всегда нуждался в живых людях… Они мною овладевали, и я старался воплощать их
в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительное событие.
Так почти написано все, а по преимуществу роман “Некуда”».
Роман
вызвал громкий скандал и достаточно негативную реакцию общества. Раззадоренный
резонансом, Лесков делает все, чтобы укрепить и без того нелестную репутацию,
печатая несколько памфлетов и повестей, а позже роман «На ножах» ― еще более злой
и желчный, но самый слабый в художественном плане из всего литературного
наследия писателя.
Праведники
На
фоне тенденциозных, хоть и искренних в своей резкости, романов малозаметно для
широкой публики прошла публикация повестей, впоследствии признанных одними из
лучших вещей писателя: «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Интерес Лескова
к жизненным перипетиям и драмам простых людей никогда не ослабевал, хоть
нередко затмевался пристрастием к обличению. Но в 1870-е годы этот интерес
перерос в основную линию творчества, усиливаясь возобновленным вниманием
писателя к вопросам веры и духовности.
В
один и тот же год появляются в печати рождественский рассказ «Запечатленный
ангел» (о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с Православием),
повесть «Очарованный странник» (мозаичное повествование в духе народного
сказания) и роман «Соборяне». Последний еще содержит в себе отзвуки
публицистической борьбы писателя, но в нем уже появляются первые типы будущей
галереи лесковских «праведников».
Рассказ
и роман были встречены благосклонно не только публикой, но и литературной
элитой Петербурга. Повесть просто не поняли. Но все три были талантливыми
попытками воссоздать и возродить древний народный эпос, саму старинную
духовность как в иконописи, так и в жизни людей.
Продолжая
работать в этом ключе, Лесков скоро приходит к созданию целого цикла под общим
названием «Праведники — галерея портретов людей, незначительных с общественной точки
зрения, но полных истинной доброты, совестливости, смелости в борьбе со злом. Наряду
с рассказами о современных «праведниках», Лесков создает ряд произведений о
праведниках раннего христианства, опираясь на сюжеты «Пролога».
Скептицизм
Светлая
печаль, трагизм и героизм в обычной человеческой жизни, при всей неисчерпаемости
тематики, не могли надолго завладеть всем вниманием страстного и беспокойного
писателя.
Уже
в 1880-е годы, даже в рассказах о «праведниках», нарастает очередная сатирически-обличительная
тенденция. Но на этот раз предметом ее, вместе с чиновниками и сильными мира сего,
становится духовенство Российской империи. В саркастическом и публицистическом
запале плохо различая полутона, нередко деля мир на черное и белое, Лесков в
своих поздних произведениях приходит к настоящему антиклерикальному пафосу и
даже ереси.
Отчасти
на подобных настроениях сказывалось влияние Льва Толстого, но в первую очередь
играла роль новая волна внутреннего беспокойства и горечи писателя вкупе с
внешней неустроенностью (громким увольнением закончилась последняя государственная
служба, распался его многолетний гражданский брак, все хозяйство непрактичного
Лескова, по сути, держалось на маленьком сыне Андрее).
После
ряда скандалов из-за антицерковных произведений и политической сатиры, Лескова
практически перестают печатать. Он оказался одинаково чужим и для «консерваторов»,
и для «либералов». Последние романы и повести Николая Семеновича, при явном
художественном совершенстве, полны мрачного юмора, безысходности и скептицизма.
Просьба
Бурная,
сложная, неоднозначная в силу личностных качеств жизнь писателя привела его к
болезни ― тяжелой форме стенокардии (в то время ее называли «грудной жабой»).
За два года до смерти он писал Льву Толстому: «На дух мой болезнь имела благое
влияние ― я увидел еще всю черноту и, к ужасу, заметил, как много я занимался
опрятностью других людей, вместо того чтобы себя смотреть строже».
Умер
Николай Лесков 5 марта 1895 г. После его смерти был найден запечатанный конверт
с бумагой, озаглавленной «Моя посмертная просьба». Помимо указаний о похоронах
там есть строки: «Я знаю, что во мне было много дурного и что я никаких похвал
ни сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я
сам себя порицал». А последний, 12-й, пункт гласит: «Прошу затем прощения у
всех, кого я оскорбил, огорчил или кому был неприятен». Как часто бывало в
жизни писателя, самое важное было легче написать, чем сказать лично.
Екатерина Усачева
Комментариев нет:
Отправить комментарий