Наш
собеседник — автор и исполнитель собственных песен священник Сергий Киселев (г.
Киев). Писать стихи он начал еще в ранние школьные годы, потом увлекся
бардовской песней. В 25 лет принял Крещение. Его личный путь к Богу, духовный
поиск и переживания отразились в песнях и стихах, которые вошли в альбом
«Красота Истины и убожество души». В 32 года он принимает сан священника и
служит на сельском приходе.
В это время его песни приобретают вид рифмованных проповедей в гитарном сопровождении и выходят в сборниках: «В океане жизни», «Путь к Небесной стороне», «Без боли не прожить нам»...
В это время его песни приобретают вид рифмованных проповедей в гитарном сопровождении и выходят в сборниках: «В океане жизни», «Путь к Небесной стороне», «Без боли не прожить нам»...
— Отец Сергий, к
вере Вы пришли во взрослом возрасте. Семья как-то повлияла на Ваш духовный
выбор?
—
Мама не была крещеной, но крестилась позднее. Папа был крещен, однако в церковь
не ходил. А вот мой дед, папин отец, Иван Егорович, читал Псалтирь по усопшим.
Наверное, кто-то из усопших сродников молился обо мне, поэтому я и пришел к
вере.
— Что
вдохновляет Вас на творчество?
—
От избытка сердца говорят уста (Мф. 12: 34; Лк. 6: 45). Стихи, песни всегда
пишутся для кого-то, чтобы поделиться своей радостью, болью, подсказать
правильный шаг в жизни, предостеречь от ошибки. Я стараюсь максимально просто и
доступно, так сказать, на пальцах, рассказать неверующим людям о вере в Бога,
дать духовную оценку событиям и явлениям современной жизни…
— А Вам известны
случаи, когда Ваши песни кому-то помогли кардинально изменить жизнь, поддержали
в тяжелый момент?
—
К счастью, да. Как-то после концерта ко мне подошел человек и сказал: «Батюшка,
Ваши песни меня вытащили из ада». У него распалась семья, еще что-то случилось,
и он решил свести счеты с жизнью. Каким-то образом к нему попала моя кассета.
Прослушав ее, он долго плакал, переосмысливая свою жизнь. После этого начал
ходить в церковь, и жизнь его переменилась к лучшему.
Или,
например, был военнослужащий, полковник, полный атеист. Очень сильно болел и
умирал в госпитале в Санкт-Петербурге. Там работает медсестра, верующая
женщина. Она пытается подвигнуть больных к покаянию, к причастию. И ему
предложила. Он сказал: «Не надо мне ваших попов и не говорите мне о них».
Прогнал ее, а она принесла диск с моими песнями и поставила в палате. Он
прослушал весь диск и спросил: «Кто это поет?». — «Да вот, есть такой человек,
батюшка». — «Принесите, пожалуйста, все песни, какие у него еще есть». И он
плакал, когда слушал. Он скончался в слезах, слушая эти песни...
— Как Вы
определяете для себя тематику песен?
—
Есть вопросы, на которые ответить нелегко, тем более в песне. Начнем с того,
что я не чувствую в себе столько мудрости, столько духовных сил, чтобы это
сделать, да и всего знать невозможно. Пытаюсь писать о том, что я уже понял —
благодаря учению Церкви, святых отцов и своему духовному опыту — о духовной
жизни, молитве и покаянии, о том, как вести себя в сложных жизненных ситуациях.
Я
считаю, что нужно говорить о хорошем в Церкви. Чтобы люди не отошли от нее, а
пришли в нее. Болезни Церкви — это вопросы внутренние, и решать их надо внутри
Церкви. В нашей Церкви столько духовного богатства, которое, к сожалению, не
востребовано, столько благочестивых и святых людей — вот о чем должен поведать
проповедник современному миру.
Из
безбожья глухой пещеры
Сердцем
к Свету скорей спеши,
Православная
наша Вера —
Это
Солнце людской души.
Коль
взойдет Оно, всех чудесней,
Боль
изгонит, тоску и страх,
И
душа запоет, воскреснет,
Засияет
в Его лучах!
(из
альбома «Себя спасаешь ты, других любя!»)
По
роду своей деятельности я много езжу по Украине, России, бываю и в других
странах, где встречаю, по милости Господней, очень много хороших людей — и
епископов, и священников, и мирян. И радуется сердце, что их так много в разных
уголках земли.
— Известно, что
в свое время огромное влияние на Вас оказали песни Владимира Высоцкого. Будучи
христианином, как Вы оцениваете его творчество?
—
Конечно, Высоцкий человеком церковным не был, но и вовсе безбожником он не был
тоже. Большая часть его песен глубоко нравственны. Священник Михаил Ходанов
говорит, что поэзия Владимира Высоцкого несла жизнеутверждающее начало,
необходимое для выживания в той эпохе, из которой мы все недавно вышли — «эпохи
великой жестокости, демагогии и лжи». В песнях Высоцкого столько патриотизма,
душевности, мужества, искренности, что они могли бы просветить и утвердить в
добре современную молодежь.
— Сейчас ведется
много разговоров о «вреде» электронных документов. Что Вы можете об этом
сказать?
—
Это очень серьезный вопрос. Одни считают, что ничего страшного в этих
документах нет, другие шарахаются от них, как бес от ладана. Но истина, как
всегда, где-то посредине. Я думаю, что ответ на этот вопрос даст не священник,
не старец и не богослов, а соборный разум Церкви (см.: «ЦПГ» № 20 за 2012 г. — Прим. ред.).
В
своих песнях я написал об этом так: если уж говорить об электронном концлагере,
то он имеет своим началом греховные страсти, таящиеся в наших душах. Поэтому
первое дело — бороться не с какими-то внешними врагами, а со своими грехами.
Чтобы каждый из нас, с помощью Божией, преодолевал их в себе, встав на путь
праведной жизни. А такие вещи, как стояния, митинги, крестные ходы против
глобализации... Не знаю, может быть, это кому-то и нужно, но я сколько ни
встречал таких людей — с ними спокойно говорить невозможно, они слышат только
себя.
Увлеченные
этой внешней деятельностью, которая представляет собой поле страстей, считая
это важнейшим делом своей жизни, они забывают о главном: о смирении, молитве,
покаянии, послушании Церкви. Чрезмерное уклонение в эту сторону — это болезнь,
недооценивание этой проблемы — тоже болезнь. Я считаю, нужно трезвомыслие.
Священный Синод так и сказал по этому поводу: «Необходимо хранить христианское
трезвомыслие».
— Мешает ли
поэту внешний комфорт в написании проникновенных, доходящих до глубины души,
строк? Или все же правда, что художник должен быть бедным?
—
Все люди, не только поэты, имеют разное материальное положение. Но хоть в
бедности, хоть в богатстве человек может и должен сердцем искать Бога и
спасения, умножать данные Им таланты, для пользы своей и ближних. Я думаю, смысл
жизни человека в этом и заключается — служить своими дарованиями ближним своим.
Я
пытаюсь обходиться малым, но действительно необходимым. Это, конечно, не на
велосипеде ездить, хотя на велосипеде я тоже езжу. Машина нужна, она позволяет
погрузить туда колонки, усилитель, ящик с дисками, гитару, чтобы поехать на
концерт. Машина служит не только мне, но и прихожанам нашей церкви, другим
людям, если нужно чем-то помочь.
Компьютер
нужен? Нужен, я на нем печатаю, у меня там все словари, Священное Писание,
многие сведения для работы. Иногда и фильм хороший посмотреть. Но, если
придется, надо спокойно расстаться со всем, что имеешь. Господь дает нам все
для радости и пользы, но мы не должны прикипать к этому сердцем, чтобы не вещи
владели нами, а мы — ими.
— Какую музыку и
каких исполнителей Вы любите слушать?
—
В молодости любил слушать М. Магомаева, Е. Мартынова, В. Толкунову, М. Бернеса,
И. Талькова и др. Некоторые их песни — лирические, о простых добрых чувствах,
нравственные — я и сейчас иногда слушаю, сам их пою. Но больше всего я любил
авторские песни В. Высоцкого, А. Дольского, Б. Окуджавы... Современные
эстрадные исполнители меня совсем не привлекают. А из современной духовной
авторской песни слушаю отца Романа (Матюшина), матушку Людмилу Кононову,
Светлану Копылову и др.
— Есть ли
святой, к которому Вы часто обращаетесь за помощью?
—
Конечно. Это наш покровитель — праведный Иоанн Кронштадтский. Когда я пришел
служить в Сретенский храм, то начал строить зимний придел. Мой духовный отец,
протоиерей Михаил Макеев, спросил: «Ты же сделаешь его во имя преподобного
Сергия Радонежского?».
А
я ответил ему: «Сергиевых приделов много, а вот во имя Иоанна Кронштадтского
нет ни одного в Украине. Благословите в честь него!». Так был построен первый в
стране придел во имя этого великого святого. Потом появились, слава Богу, и в
других храмах такие приделы и даже целые храмы во имя праведного Иоанна
Кронштадтского.
— В юности Вы
мечтали стать моряком, затем пошли в медицину, а в итоге стали священником. Не
жалеете, что ранняя мечта не сбылась?
—
Часто бывает так, что мечты — это одно, а жизнь — уже другое. Но я могу с
уверенностью сказать, что все мои лучшие мечты Бог исполнил. Когда-то я также
мечтал стать артистом, поступал в театральный. У меня была мысль петь песни,
как Высоцкий, и нести в них людям добро и правду. Эта мысль жила во мне много
лет еще до священства. И Господь ее полностью исполнил: привел меня к истинной
вере и дал возможность проповедовать ее другим людям, и не только в храме.
Беседовал Сергей Кубасов
В
ГАЛЕРЕЕ «СОБОРНАЯ» СОСТОЯЛСЯ КОНЦЕРТ ПРАВОСЛАВНОЙ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
22
января 2013 г. священник Сергий Киселев выступил перед гостями
Духовно-просветительского центра в честь Воскресения Христова. Православный
бард представил на суд слушателей свою концертно-просветительскую программу
«Рождественские мотивы». Выступление вызвало живой интерес у посетителей
галереи «Соборная», которая действует на месте строительства кафедрального
собора УПЦ.
По
словам отца Сергия Киселева, в своих песнях он старается дать духовную оценку
явлениям современности. «Аудитория, которая больше всего любит и лучше всего
принимает — это, конечно, люди церковные, хотя свои песни я пишу для аудитории
светской, — поясняет священник. — Рассуждаю так: верующие и без меня знают о
Боге — они ходят в церковь, слушают проповеди, читают Евангелие и творения
святых отцов. По большому счету, мои духовные композиции им не очень-то и
нужны, но, что интересно, именно они больше всего и любят мое творчество».
Комментариев нет:
Отправить комментарий