Идут
предуготовительные недели пред Великим постом. В эти дни на всенощном бдении
звучат умилительные слова покаянных тропарей. Первый из них: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь
осквернен; но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию”.
Святая Четыредесятница. Время сугубой молитвы и
покаяния. Господь вновь предоставляет нам очередную возможность привести наши
души, наше духовное “я”, в порядок, достойный грядущего светлого праздника
Пасхи.
Сколько бы раз мы не начинали проводить Великий пост, всегда возникает масса вопросов и преткновений, а часто и откровенных недоразумений, связанных с этими покаянными днями. Это не удивительно. Путь к Богу – тернист и сложен. Для внешнего человека или неофита, то есть недавно пришедшего в храм, изначально трудно понять, что доброе почти всегда приобретается с трудом. “Царство Божие нудится”, с усилием приобретается, говорит Евангелие.
Врагу мира сего крайне нежелательно, чтобы мы отказывались от его услуг и стремились жить по заповедям Божиим. Препятствия во дни Четыредесятницы обязательно последуют. Очень часто они труднопреодолимы не только для недавно пришедших, но и для тех, кто является постоянным прихожанином, для кого храм Божий и молитва – необходимая часть жизненных будней.
Различных
рекомендаций, пособий, уставов и советов о том, как наиболее плодотворно
провести время Великого поста, написано множество. Есть правила, обязательные
для всех, есть исключения и послабления. Церковь с любовью и пониманием
относится к каждому своему чаду, вступившему на поприще реального покаяния,
стремящегося к изменению своей греховной сущности, к духовному преображению.
Не
нужно забывать, что каждый из нас может вместить лишь ту меру покаяния, к
которой он готов сегодня. Нет одинаковых. Общее лишь одно: по ступеням духовной
лестницы, ведущей к Богу, восходят постепенно, и чем выше эта ступень, тем
большего труда она требует. Нельзя брать ту меру постового делания, которая нам
не под силу, как и нельзя оставаться на достигнутой высоте. Вся жизнь
христианина проходит в покаянии, так как с прекращением покаяния прекращается и
духовное существование человека.
Вот
почему преподобный Амвросий Оптинский пишет: “Покаяние не совершается (не
оканчивается) до гроба и имеет три свойства или части: очищение помыслов,
терпение находящих скорбей и молитву, т. е. призывание Божией помощи против
злых прилогов вражиих. Три эти вещи одна без другой не совершаются. Если одна
часть прерывается, то и другие две не тверды бывают”.
Много
наших раздумий, вопросов и недоумений в дни Великого поста связаны именно с
покаянием, которое имеет свое завершение в Таинстве Исповеди.
Как
исповедоваться? Насколько часто подходить под священническую епитрахиль? Как
быть с забытыми и неосознанными грехами? — это именно то, что чаще всего
беспокоит прихожан в Четыредесятницу.
Это
не удивительно. Христово Воскресение, Светлая Пасха лишь тогда касается сердца
во всей полноте, когда в тебе звучит симфония соединения внутреннего и
внешнего, когда белый цвет твоего праздничного наряда находится в гармонии с
духовной чистотой, “паче снега убеленной”.
Итак,
Исповедь. С чего начать?
Для
того, кто пришел на нее впервые, — с самого главного — с рассказа о тех
моментах своей прошедшей жизни, о которых стыдно говорить и которые мы прячем
ото всех. Вспомните то, что тщательно скрываем с внутренним пожеланием:
“Господи, хотя бы никто не узнал!”, или о том, что правдами и неправдами
изгоняется из собственных воспоминаний.
Слово “грех” происходит от глагола “греть”, и определить, что “огревает”, жжет душу и вгоняет в краску, — практически всем под силу. Труднее рассказать о грехе, преодолеть внутреннее сопротивление. Но, как только осилим это препятствие, мы сможем, как говорит апостол Лука, “прийти в себя” (Лк. 15: 17). Далее Исповедь будет проще, да и раскаяние в главном откроет массу иных согрешений, которых раньше мы и не замечали.
Слово “грех” происходит от глагола “греть”, и определить, что “огревает”, жжет душу и вгоняет в краску, — практически всем под силу. Труднее рассказать о грехе, преодолеть внутреннее сопротивление. Но, как только осилим это препятствие, мы сможем, как говорит апостол Лука, “прийти в себя” (Лк. 15: 17). Далее Исповедь будет проще, да и раскаяние в главном откроет массу иных согрешений, которых раньше мы и не замечали.
Впервые
исповедующийся смущается в ожидании возможной реакции на данные откровения
священника, принимающего Исповедь. Это смущение имеет вполне конкретного “хозяина”,
которого Господня молитва четко определяет: “избави нас от лукавого”.
Для священника же всегда радостно, что пред ним стоит тот, кто решился действительно покаяться, как и всегда печально, когда кающийся говорит общими и ничего не значащими фразами. Часто приходится слышать даже такое определение собственного духовного состояния: “Грешна (-ен) во всём!”. Это не Исповедь, это четкая попытка уйти от покаяния, от преображения духовного.
Для священника же всегда радостно, что пред ним стоит тот, кто решился действительно покаяться, как и всегда печально, когда кающийся говорит общими и ничего не значащими фразами. Часто приходится слышать даже такое определение собственного духовного состояния: “Грешна (-ен) во всём!”. Это не Исповедь, это четкая попытка уйти от покаяния, от преображения духовного.
На
Исповеди нужно обязательно быть последовательным. Это, возможно, и не столь
трудно. Для этого лучше всего составить перечень своих грехов по пунктам
заповедей Божиих. Сомнительно и часто крайне не полезно пользоваться некоторыми
“руководствами к Исповеди” (типа брошюры “Лекарство от греха”), изданными и
распространяемыми без богословской оценки и благословения священноначалия.
Подобные издания, смакуя разновидности греха и по ходу изобретая такие “прегрешения”, о которых грешник ничего не знал и не думал, приводят к растерянности и унынию. Намного проще и полезней просто посоветоваться со священником, попросить у него помощи, чтобы он подсказал, что греховное может быть забыто или не осознано по неведению и не понимается.
Подобные издания, смакуя разновидности греха и по ходу изобретая такие “прегрешения”, о которых грешник ничего не знал и не думал, приводят к растерянности и унынию. Намного проще и полезней просто посоветоваться со священником, попросить у него помощи, чтобы он подсказал, что греховное может быть забыто или не осознано по неведению и не понимается.
Еще
одной особенностью “правильной Исповеди” есть то, что в ней не должно быть
поиска виновных нашего греха. К сожалению, первое, чему мы быстро и очень
успешно учимся в этом мире, – это умению оправдываться, находить виновных
своему греху. Греху нет оправдания, какие бы внешние обстоятельства ему не
способствовали.
Естественно,
что наше желание искренне покаяться будет испытывать серьезные препятствия,
поэтому для тех, кто сильно волнуется, кто забывчив или в преклонном возрасте,
вполне возможно, да и полезно, заранее написать на листочке основные пункты
грядущей Исповеди.
Понятие
“генеральная Исповедь”, о которой столь много сегодня говорят и даже вводят в
ряд обязательной для новоначальных, к мирянам отношения не имеет. Такую
Исповедь проходят будущие священнослужители перед рукоположением. Мирянину, для
более полной, своего рода “качественной” Исповеди, где не будет только
перебирания прегрешений последних дней, вполне уместно и полезно выделить
несколько постовых дней для своего рода “воспоминаний”.
Разбейте
свою прошедшую жизнь на периоды, этапы или определенные временные отрезки и
попытайтесь вспомнить, что было главным для вас в эти годы. Посмотрите на фото
тех лет, поговорите с родными и знакомыми, которые были в те годы вместе с
вами. Обязательно откроются факты, о которых вы уже и печалиться забыли и в
которых есть смысл покаяться.
В
любом случае, даже если вы уже не первый раз стоите пред Евангелием и Крестом,
надобно знать, что Богу нужны не ваши грехи, а раскаяние, и что нет такого
греха, которого бы Господь не простил, если у вас есть искреннее желание от них
избавиться.
Вполне
в наших силах добиться того, чтобы во дни Великого поста заключительный
покаянный тропарь храмовой утрени: “Множества содеянных мною лютых помышляя,
окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но, надеяся на милость благоутробия
Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости” – стал
для каждого из нас объективной реальностью.
Доброй
и искренней вам Исповеди.
Протоиерей Александр Авдюгин
Комментариев нет:
Отправить комментарий