Рождение
ребенка — не только одна из целей брака и источник семейной радости, но и Божие
благословение. После сотворения первых на Земле людей Адама и Евы “благословил
их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и
обладайте ею…” (Быт. 1: 28).
В понимании Священного Писания дети — это Божий
дар: “Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала:
приобрела я человека от Господа” (Быт. 4: 1). Исав после долгой разлуки
встречается с братом Иаковом: “И взглянул и увидел жен и детей и сказал: кто
это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему” (Быт. 33: 5).
Одна
из самых почитаемых в православном богослужении книг Библии — Псалтирь
сообщает: “Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева” (Пс.
126: 3). Более того, Писание говорит, что Господь формирует ребенка в
материнской утробе: “Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве
матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа
моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был
в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей
книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не
было” (Пс. 138: 13–16).
Заключая
с Аврамом завет, Господь вносит в него и детей: “поставлю завет Мой между Мною
и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что
Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя” (Быт. 17: 7). Эта мысль
утверждается и в Новом Завете, когда в день Пятидесятницы апостол Петр
обращается к собравшимся в Иерусалиме: “Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим
и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш” (Деян. 2: 39).
Основа
взаимоотношений между родителями и детьми также установлена Самим Богом. Так,
подтверждая установление Завета, Бог велит Моисею передать Израилю: “И да будут
слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям
твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая”
(Втор. 6: 6–7). Книга Притч призывает: “Наставь юношу при начале пути его: он
не уклонится от него, когда и состарится” (Притч. 22: 6).
В
эпоху Нового Завета главной обязанностью родителей по отношению к детям
является их воспитание в традициях христианского благочестия. Апостол Павел
просит родителей: “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в
учении и наставлении Господнем” (Еф. 6: 4).
Святитель
Иоанн Златоуст говорит: “Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то,
чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои
обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений:
об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца
детей в добродетели и благочестии — долг священный, которого нельзя преступить,
не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве”.
Хотя
Священное Писание не отрицает и того, что родители должны заботиться о
материальном благополучии своих детей: “Не дети должны собирать имение для
родителей, но родители для детей” (2 Кор. 12: 14).
Библия
говорит нам о возможности наказания детей в процессе их воспитания: “Кто жалеет
розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его”
(Притч. 13: 25); “Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он
не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней” (Притч. 23:
13–14); “Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении,
делает стыд своей матери” (Притч. 29: 15); “Наказывай сына твоего, и он даст
тебе покой, и доставит радость душе твоей” (Притч. 29: 17). Но подобное
наказание не должно быть несправедливым, так как это только настраивает детей
против родителей. Поэтому еще раз обратим внимание на слова апостола Павла:
“Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали” (Кол. 3: 21).
Здесь
следует отметить, что, по мнению православных педагогов, при воспитании детей
надо остерегаться и чрезмерной строгости, и излишней снисходительности.
Необходимо уметь правильно сочетать дисциплину и наставление, строгость и
ласку. При суровом воспитании ребенок может стать боязливым, забитым, лишенным
всякой энергии и самостоятельности, даже лицемерным и льстивым. А при
либеральности в воспитании он становится капризным, неуважительным к родителям,
самонадеянным, высокомерным, упрямым и дерзким.
“И
если увидишь, что нарушается закон, — советует святитель Иоанн Златоуст, —
накажи: когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком, порой же
хвали его и обещая награду. Ударами же не злоупотребляй — ибо если приучится к
тому, что его постоянно этим воспитывают, приучится и пренебрегать этим...
тогда все потеряно... Когда видишь, что страх пошел на пользу, отложи его, ибо
природа наша нуждается в успокоении”.
Обязанности
детей кратко формулируются пятой заповедью Закона Моисеева: “Почитай отца
твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог
твой, дает тебе” (Исх. 20: 12; Втор. 5: 16). Более пространно в Ветхом Завете
об отношениях детей к родителям говорит книга Притч: “Слушай, сын мой,
наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это —
прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей” (Притч. 1: 8–9);
“Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она
и состарится” (Притч. 23: 22).
Книга
Сираха говорит о прощении грехов человека при условии, что он чтит своих
родителей: “Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его.
Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте
силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои,
благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед
от теплоты, разрешатся грехи твои” (Сир. 3: 12–15).
В
Ветхом Завете за пренебрежение заповедью о почитании родителей предписывалась
смертная казнь: “Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать
смерти” (Исх. 21: 15); “Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да
будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем”
(Лев. 20: 9; Исх. 21: 17); “Проклят злословящий отца своего или матерь свою!”
(Втор. 27: 16); “Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от
Господа раздражающий мать свою” (Сир. 3: 16).
В
Евангелии Христос, обличая лицемерие книжников и фарисеев, упоминает
ветхозаветную заповедь о почитании родителей: “Ибо Бог заповедал: почитай отца
и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет” (Мф. 15: 4). У апостола
Павла эта заповедь именуется заповедью с обетованием: “Дети, повинуйтесь своим
родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и
мать» — это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь
долголетен на земле»” (Еф. 6: 1–3). В Послании к Колоссянам апостол говорит:
“Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу”
(3: 20).
В
заключение необходимо отметить, что основополагающим принципом взаимоотношений
между родителями и детьми является любовь: родителей — к детям и Богу, детей —
к родителям и Богу, Бога же — и к детям, и к родителям.
Святитель
Иоанн Златоуст пишет так: “Дабы родители, получив повеление воспитывать детей,
не пренебрегали Божиими повелениями, Он присоединил естественную необходимость.
А чтобы эта связь не была ослабляема оскорблениями со стороны детей и не
расторглась, Он оградил ее наказаниями и от Себя, и от самих родителей, таким
образом и детей весьма строго подчиняя родителям, и в родителях возбуждая
любовь к детям. И не этим только, но и другим еще… способом Бог крепко и тесно
связал нас с ними. Он не только детей злых в отношении к родителям наказывает,
а к добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, наказывая
нерадящих о детях, а попечительных удостаивая почестей и похвал”.
Подготовил
протоиерей
Николай Баранов
Комментариев нет:
Отправить комментарий