24 февраля 2013

БЛАГОРАЗУМИЕ И НАСТАВЛЕНИЕ: ЖИЗНЬ ПО БИБЛИИ

Рождение ребенка — не только одна из целей брака и источник семейной радости, но и Божие благословение. После сотворения первых на Земле людей Адама и Евы “благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…” (Быт. 1: 28).

В понимании Священного Писания дети — это Божий дар: “Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа” (Быт. 4: 1). Исав после долгой разлуки встречается с братом Иаковом: “И взглянул и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему” (Быт. 33: 5).

Одна из самых почитаемых в православном богослужении книг Библии — Псалтирь сообщает: “Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева” (Пс. 126: 3). Более того, Писание говорит, что Господь формирует ребенка в материнской утробе: “Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было” (Пс. 138: 13–16).

Заключая с Аврамом завет, Господь вносит в него и детей: “поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя” (Быт. 17: 7). Эта мысль утверждается и в Новом Завете, когда в день Пятидесятницы апостол Петр обращается к собравшимся в Иерусалиме: “Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш” (Деян. 2: 39).


Основа взаимоотношений между родителями и детьми также установлена Самим Богом. Так, подтверждая установление Завета, Бог велит Моисею передать Израилю: “И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая” (Втор. 6: 6–7). Книга Притч призывает: “Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится” (Притч. 22: 6).

В эпоху Нового Завета главной обязанностью родителей по отношению к детям является их воспитание в традициях христианского благочестия. Апостол Павел просит родителей: “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем” (Еф. 6: 4).

Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии — долг священный, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве”.

Хотя Священное Писание не отрицает и того, что родители должны заботиться о материальном благополучии своих детей: “Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей” (2 Кор. 12: 14).

Библия говорит нам о возможности наказания детей в процессе их воспитания: “Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его” (Притч. 13: 25); “Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней” (Притч. 23: 13–14); “Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери” (Притч. 29: 15); “Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей” (Притч. 29: 17). Но подобное наказание не должно быть несправедливым, так как это только настраивает детей против родителей. Поэтому еще раз обратим внимание на слова апостола Павла: “Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали” (Кол. 3: 21).

Здесь следует отметить, что, по мнению православных педагогов, при воспитании детей надо остерегаться и чрезмерной строгости, и излишней снисходительности. Необходимо уметь правильно сочетать дисциплину и наставление, строгость и ласку. При суровом воспитании ребенок может стать боязливым, забитым, лишенным всякой энергии и самостоятельности, даже лицемерным и льстивым. А при либеральности в воспитании он становится капризным, неуважительным к родителям, самонадеянным, высокомерным, упрямым и дерзким.

“И если увидишь, что нарушается закон, — советует святитель Иоанн Златоуст, — накажи: когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком, порой же хвали его и обещая награду. Ударами же не злоупотребляй — ибо если приучится к тому, что его постоянно этим воспитывают, приучится и пренебрегать этим... тогда все потеряно... Когда видишь, что страх пошел на пользу, отложи его, ибо природа наша нуждается в успокоении”.

Обязанности детей кратко формулируются пятой заповедью Закона Моисеева: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе” (Исх. 20: 12; Втор. 5: 16). Более пространно в Ветхом Завете об отношениях детей к родителям говорит книга Притч: “Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей” (Притч. 1: 8–9); “Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится” (Притч. 23: 22).

Книга Сираха говорит о прощении грехов человека при условии, что он чтит своих родителей: “Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои” (Сир. 3: 12–15).

В Ветхом Завете за пренебрежение заповедью о почитании родителей предписывалась смертная казнь: “Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти” (Исх. 21: 15); “Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем” (Лев. 20: 9; Исх. 21: 17); “Проклят злословящий отца своего или матерь свою!” (Втор. 27: 16); “Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою” (Сир. 3: 16).

В Евангелии Христос, обличая лицемерие книжников и фарисеев, упоминает ветхозаветную заповедь о почитании родителей: “Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет” (Мф. 15: 4). У апостола Павла эта заповедь именуется заповедью с обетованием: “Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»” (Еф. 6: 1–3). В Послании к Колоссянам апостол говорит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу” (3: 20).

В заключение необходимо отметить, что основополагающим принципом взаимоотношений между родителями и детьми является любовь: родителей — к детям и Богу, детей — к родителям и Богу, Бога же — и к детям, и к родителям.

Святитель Иоанн Златоуст пишет так: “Дабы родители, получив повеление воспитывать детей, не пренебрегали Божиими повелениями, Он присоединил естественную необходимость. А чтобы эта связь не была ослабляема оскорблениями со стороны детей и не расторглась, Он оградил ее наказаниями и от Себя, и от самих родителей, таким образом и детей весьма строго подчиняя родителям, и в родителях возбуждая любовь к детям. И не этим только, но и другим еще… способом Бог крепко и тесно связал нас с ними. Он не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостаивая почестей и похвал”.

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Комментариев нет:

Отправить комментарий