«Дети
– цветы жизни». Мы нередко слышим это высказывание, но едва ли понимаем, что на
самом деле это значит. Что мы делаем, когда рождается цветок? Беспрерывно
поливаем его ростки, чтобы в будущем растение выросло крепким и здоровым.
«КАЖДЫЙ
РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЖИТЬ В СЕМЬЕ!»
Кто
бы спорил с таким лозунгом? Я — нет. Тем более что еще в 2005 г. в Украине был
принят соответствующий закон: все детские дома должны быть закрыты и все дети
должны жить в семьях. Это очень правильно. Ведь сегодня в нашей стране
насчитывается более 100 тысяч детей-сирот и около 200 государственных детских
домов и интернатов.
НЕМНОГО
О ФЛОРЕ
Если
вам захотелось посадить новое дерево на своем участке, или решили приобрести
растение, то что вы делаете? Идете и покупаете. Часть покупателей задают
интересующие вопросы сразу же при покупке. Некоторые же предварительно копаются
в книгах, журналах, а другие в Интернете выискивают информацию, как правильно
его посадить, как часто поливать, удобрять и т. д.
И
все эти знания и умения нужны только для того, чтобы вырастить растение. Если
мы все делаем правильно — растение вырастет здоровым и красивым. Если же
вовремя не поливаем или, наоборот, заливаем его водой, то нападают какие-то
насекомые, появляются болезни, и оно начинает скукоживаться, увядать и в итоге
может погибнуть.
А
как же наши детдомовские дети? Ведь у них уже была психологическая травма,
когда их отняли от родителей, и они оказались в детском доме, где существуют
определенные законы проживания и выживания.
ДЕТДОМОВСКИЕ
ДЕТИ
Решение
о закрытии детских домов многие районные службы начали рьяно выполнять. Сама
видела, как в субботу приезжали усыновители или опекуны и брали ребенка домой
на выходные, а в воскресенье вечером или в понедельник утром привозили назад.
Кому-то из детей нравилась семья, а кому-то и нет. Одна девочка, раз побывав в
новой семье, больше не захотела туда ехать.
Но
прошло время, и ее забрали на выходные другие люди, ей понравилось, и сейчас
она живет в доме семейного типа. Подобная процедура происходила с другими
детьми. Они знакомились с семьей, проводили с ней выходные или каникулы и, если
семья им подходила, переезжали к родителям-воспитателям насовсем.
Видя
такое уважительное и толерантное отношение к чувствам детей, я наивно думала,
что эта практика распространена по всей стране.
Я
ошибалась. К сожалению, этот опыт был исключением. Недавно мы столкнулись со
следующей ситуацией. Районная служба по делам несовершеннолетних, силой запихав
маленьких детей (от 8 до 11 лет) в машину и оттолкнув при этом директора и
воспитательницу, увезла детей якобы на праздник, обещав их к вечеру вернуть.
При
этом ребята не просто плакали, а криком кричали, просили, чтобы их не увозили.
Работникам службы было все равно. Они обманули и администрацию, и детей.
Никакого праздника не было. Вечером детей не привезли. И старшие детдомовцы
поехали вызволять своих маленьких друзей. Но вернуть они их не могли и не
смогли...
Детей,
поделив на группы, отвезли в два новопостроенных дома семейного типа. Мебели,
оборудования, соответствующей техники в них еще не было. Детям не дали взять с
собой личных вещей. Никто не спросил, хотят ли они переезжать в незнакомый дом,
нравятся ли им люди, которые их будут воспитывать. Никто не поинтересовался,
совместимы ли дети психологически с новоиспеченными родителями или существуют
сложности в отношениях.
Сотрудники
службы просто выполняли свои обязанности: мол, дети маленькие, ничего не
понимают, пройдет время, и они привыкнут к чужим людям... Что ж, как знать,
возможно, дети и привыкнут к новым родителям, а может быть и нет. Впрочем,
какая разница? Ведь это чужие дети!
Алина Недашковская
А
КАК ЧАСТО ВЫ ПОЛИВАЕТЕ ЦВЕТЫ?
«Дети
– цветы жизни». Мы нередко слышим это высказывание, но едва ли понимаем, что на
самом деле это значит. Что мы делаем, когда рождается цветок? Беспрерывно
поливаем его ростки, чтобы в будущем растение выросло крепким и здоровым. На
моем окне стоит алоэ. Когда-то оно не было таким сильным и крепким: то земля,
купленная в цветочном магазине, не подходила, то полив проводился неверно, но
результат выходил один — растение безнадежно увядало.
Мы
уже думали его выбросить, да все не было времени это сделать. Так и стояло алоэ
в засохшем состоянии месяца три и ждало своей печальной участи. Никто его не
поливал, так как думали, что растение уже погибло. Настал момент, когда
все-таки пришлось достать его из земли, чтобы выбросить...
И
что мы увидели: под иссохшими листиками с мертвыми колючками виднелись живые
корешки, которые три месяца совсем не получали влаги, но боролись за свою жизнь
до последнего. Нашему удивлению не было предела. Цветок вновь отправился в
горшок, но теперь стал получать необходимое питание. Через месяц он медленно
начал оживать, а сейчас, спустя один год, алоэ живет, растет и продолжает
радовать нас своей красотой.
Дети
подобны цветам. Они нуждаются в любви и заботе так же, как цветок нуждается в
уходе и поливе. Когда им недостает любви старших, будь то родители, или друзья,
их корни медленно начинают засыхать, хотя и продолжают бороться.
Есть
дети, подобные алоэ на моем окне, с подсохшими листиками, но с сильными живыми
корнями. С такими детками нам довелось познакомиться в детском интернате,
который находится в двух часах езды от Киева. Когда въезжали на его территорию,
девочка лет 12-ти сразу узнала свою крестную и побежала возле нашей машины,
выкрикивая что-то от радости. Крестная мама вышла из машины и в мгновение ока
была окутана счастливыми объятиями.
Мы
прошли в комнату, где нас ждали остальные дети. Многие слова, сказанные
взрослыми в тот вечер, наверное, не долетели до ушей деток, но главное, что
сердце их было открыто и ждало перемен, словно дерево, изнывающее в жару без
дождя.
Сложно
объяснить, что происходило потом в течение нескольких часов. Мы рисовали,
украшали, общались, смеялись и шутили. Все было как в тумане. Эмоции разного
характера наполняли воздух комнаты. Иногда дышалось болью или обидами, иногда —
искренней радостью и детским беззаботным счастьем.
Представление
об интернате, которое было четко сформулировано в моем воображении, полностью
противоречило действительности. Вместо слез и отчаяния, в глазах детей блестела
надежда, радость и вера. Вера во что-то светлое, как лучик, пробивающийся
сквозь тучи обыденности.
Любое
доброе слово, сказанное сейчас, может стать опорой и надеждой для них завтра.
Так почему же мы, взрослые, не можем этого сделать? Почему нам сложно
переступить через себя и сказать: «Я это сделаю», «Я помогу сейчас»? Гораздо
легче дать пять копеек нищему и успокоить свою душу тем, что наша жизнь имеет
правильное направление, чем поехать и помочь деткам с их проблемами, чувствами,
чаяниями, возможно, и страданиями, которые скрыты от посторонних глаз «за семью
замками». А что, если растопить лед, открыть пусть не семь, так хотя бы два-три
замочка их сердца?
Что
тогда произойдет? Произойдет духовный контакт с человеческой душой, жаждущей
любви, понимания и ласки. А чья-то жизнь, быть может, примет совсем другое
развитие, которое в будущем принесет духовную радость.
Мила Мовчан,
волонтер движения «Молодость не равнодушна»
при Синодальном отделе по делам молодежи УПЦ
Комментариев нет:
Отправить комментарий