22 февраля 2013

«ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ» ― ЧТО И ЗАЧЕМ?

Понятие «ювенальная юстиция» уже давно окружено достаточно острой полемикой. Оно имеет два значения. Первое это органы и общественные организации, занимающиеся вопросами семей и правами детей. Иногда это называют общим словосочетанием ювенальная система. Второе значение это перевод с латинского juvenālis – юношеский, jūstitia правосудие.

Т. е. правосудие по делам несовершеннолетних (случаи, когда несовершеннолетние являются участниками преступлений). Считается, что цель выделения ювенальной юстиции из общей системы правоохранительных органов обеспечение дополнительных гарантий прав несовершеннолетних. Это приводит к тому, что права детей становятся приоритетными. Но так ли необходимо все это?

КОНВЕНЦИЯ ООН В УКРАИНЕ

Начиналось все достаточно благородно. В 70-х годах XIX в. двое граждан американского г. Бостона Кук и Аугустус предложили судьям не применять к несовершеннолетним наказания, а доверить их перевоспитание органам попечительского надзора. Для рассмотрения дел с участием несовершеннолетних были даже предложены новые термины «виновный», «правонарушитель», отличающиеся от понятия «преступник». Далее идея ювенальной юстиции распространилась в Великобританию, во Францию и в другие страны, приобретая дополнительные функции.

В Украине 27 февраля 1991 г. Постановлением ВР № 789XII была ратифицирована Конвенция ООН по правам ребенка. Как проконсультировала меня завуч одной из киевских специализированных школ, учебные заведения в соблюдении прав ребенка опираются на Конституцию Украины и этот документ.

Всем понятно, что и жестокость, и отсутствие заботы о ребенке всегда имели и будут иметь место. В этой беде детям нужна помощь государства. Однако в рамках разговора о ювенальной юстиции очевидно, что осталось только прописать, что будет называться жестоким обращением и отсутствием заботы, и выделить специализированные органы, которые будут изымать детей из таких семей.

И тогда, как и в опыте западных стран, да уже и в России, может оказаться, что жестокое обращение это шлепок, а отсутствие заботы отказ выдать деньги на новое развлечение. Тем более что в п.п. 1, 2 статьи 12 Конвенции указано: «Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, касающимся ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание соответственно его возрасту и зрелости», «С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства…».

Т. е. право жаловаться на своих родителей в суд дети уже имеют. Другое дело, что не все они об этом знают, да и судебная система еще не готова к рассмотрению подобного рода дел. То есть права есть, но законодательная система еще такова, что использованы они быть не могут.

ШЛЕПАТЬ ДЕШЕВЛЕ

Вспоминаю свое участие в семинаре по психокоррекции детей с поражениями ЦНС, который проводили английские социальные психологи. Меня поразило их признание: «В Англии запрещено физическое наказание детей. Предполагалось, что все семьи будут иметь возможность обращаться к социальному психологу, так сказать, по месту жительства, и он будет обучать их альтернативным методам наказания. У нас очень большой экспериментальный опыт и хорошие результаты, даже с детьми с серьезными поражениями ЦНС.

Конечно, альтернативное наказание требует больше внимания и труда со стороны родителей, но вы можете сами планировать те результаты, которые хотите получить. Тем не менее программа провалилась. Причина банальна у государства не хватило денег обеспечить такое количество бесплатных специалистов по детскому развитию. А услуги платных достаточно дороги». То есть выводы просты: шлепать дешево, но нельзя, наказывать альтернативно можно, но дорого. О последствиях догадаться несложно.

НАКАЗ И НАКАЗАНИЕ

Разговор о физическом наказании это особая и большая тема. Однако, чтобы понять, какое наказание полезно, а какое вредит психике и развитию ребенка, можно вспомнить следующее. Важно, чтобы физическое наказание было демонстрацией родительской силы и власти, а не бессилия. Т. е. вымещение на сыне или дочери злости и месть за несоответствие ожиданиям это неправильный ход, после которого и возникает признание ребенка в том, что ― «перестал уважать родителей».

Если же наказание совершается спокойно, даже после определенного разговора, то результаты бывают как в истории, рассказанной одним уважаемым отцом семейства. «Когда сын начал подрастать, заметили, что он все время проявляет хамское отношение к матери. Ему не нравилось, что она нигде не работает, занимается хозяйством и домом, т. е. то, что и должна делать женщина, и что так редко встречается в современных семьях. Я хорошо зарабатываю, но очень уважаю труд жены. Тем более знаю, что если ее труд перевести в деньги, то получится кругленькая сумма. Я объяснил сыну, что если он еще раз это позволит, то я накажу его ремнем. Когда хамство и оскорбления матери повторились, я пригласил сына в комнату и сделал то, что обещал. Через полчаса сын подошел ко мне и сказал: «Знаешь, папа, спасибо. Мне стало легче, а то как будто что-то распирало меня изнутри. Я не мог остановиться».

Надо сказать, что такие открытые разговоры были приняты в семье и до этого, и отношения сына и отца были дружественными, что и позволило им правильно выйти из сложившейся ситуации. Физическое наказание же было использовано как крайняя мера, о чем пишет священномученик Владимир (Богоявленский): «Телесное наказание есть как первое, так и последнее, то есть самое строгое и чувствительное средство наказания, и потому должно быть употребляемо как можно реже и только при самых серьезных и важных проступках дитяти, и притом тогда только, когда все другие средства оказались бесплодными…».

Часто, когда на консультации приходят семьи с нарушениями родительско-детских отношений, то наблюдаю, что проблемы возникают из-за несоответствия требований, предъявляемых родителями возрасту и возможностям ребенка. Можно было бы предложить родителям чаще знакомиться с материалами о возрастной психологии. Чрезмерные требования травмируют психику ребенка, и у него нет сил делать и то, что он может.

Важно обратить внимание, что одним из факторов, помогающих детям слушаться родителей, является их желание заслужить любовь папы и мамы. Если же в семье эмоционально холодные, сдержанные отношения, то у ребенка пропадает его основной мотив. Поэтому, если дети вас не слушаются, обратите внимание на отношения в семье.

Когда в семье теплые и радостные отношения, то стоит двум ее членам начать о чем-то заинтересованно общаться, как остальные подбегают и спрашивают: «А можно с вами?». И, конечно, для этого «с вами» они многое готовы сделать. Ведь знают, что их там любят и ждут, выслушают и поймут. В семье же, где каждый из ее членов сидит, запершись в своей комнате, а за завтраком знакомится с прессой, такого не происходит.

Конечно, мы, как родители, не всегда на высоком уровне справляемся с трудностями в воспитании собственных детей. Хотя возникает вопрос: «Неужели кто-то сделает это лучше нас?». Неужели, даже если мы иногда злимся на собственных детей и неправильно наказываем, кто-то, тем более в массовом порядке, будет любить их сильнее? Тогда в чем основной смысл выделения ювенальной юстиции из общей системы правоохранительных органов? В чем смысл защиты детей от собственных родителей в масштабе целого государства?

Анастасия Бондарук


ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Серьезное исследование, проведенное в Канаде и опубликованное в августе 2009 г., показывает: система ювенальной юстиции имеет отрицательное влияние на малолетних правонарушителей и их последующую жизнь, уменьшая их шансы на возвращение в нормальное общество.

В исследовании, проведенном Уберто Гатти (Генуэзский университет), Ришаром Тремблэ и Фрэнком Витаро (Монреальский университет), было проведено сравнение «взрослой» криминальной статистики двух категорий взрослых, бывших малолетних правонарушителей: тех, кто прошел через «ювенальную систему», и тех, кого она миновала. В сравнении с теми, кто имел в юности схожую историю противоправного поведения, но не стал «пациентом» ювенальной системы:

— те, кто получил мягкие «ювенальные» приговоры (принудительное консультирование, общественные работы, возмещение ущерба), — в 2,3 раза чаще совершали преступные деяния во взрослом возрасте;

— те, кто получил «ювенальный» испытательный срок, — в 14 раз чаще совершали преступные деяния, став взрослыми;

— те, кто был в юности помещен в ювенальные исправительные заведения, — в 38 раз чаще становились преступниками, повзрослев.

«Чем более серьезным было вмешательство ювенальной системы, тем большим было его негативное воздействие, — указывают исследователи. — Фактически, действующая система ювенальной юстиции является криминогенным фактором».

Иван Комаров; bibliopalata.wordpress.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий