04 февраля 2013

ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Именно этой теме было посвящено богословское собеседование между представителями Московского Патриархата и Евангелической Церкви Германии, проходившее с 10 по 13 декабря 2012 г. в Ростове-на-Дону.

В состав делегации Русской Православной Церкви, принявшей участие в собеседовании, входили: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (глава делегации), председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, заместитель председателя ОВЦС МП игумен Филарет (Булеков), исполняющий обязанности секретаря ОВЦС МП по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий, проректор Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Владимир Хулап, сотрудник секретариата ОВЦС МП по межхристианским отношениям священник Александр Васютин, заместитель проректора Московской православной духовной академии священник Антоний Борисов, проректор Киевской духовной академии В. В. Бурега, сотрудник секретариата ОВЦС МП по межхристианским отношениям Е. С. Сперанская.

О прошедшем собеседовании мы расспросили проректора Киевской духовной академии Владимира Викторовича Бурегу:

— Для начала расскажите о том, что собой представляет Евангелическая Церковь Германии.
— Евангелическая Церковь Германии (ЕЦГ) — это протестантская конфессия, которая в своем нынешнем виде была создана сравнительно недавно, в 1948 г. Она является наследницей Церквей Реформации, появившихся в Германии в XVI в. Здесь следует пояснить, что, после того как Мартин Лютер выступил с протестом против Католической Церкви, на территории современной Германии было создано множество Лютеранских Церквей.

До середины XIX в. они не имели единого центра и были подчинены властям отдельных германских княжеств (а таковых насчитывалось около 40). Все эти Церкви были друг от друга независимы. Начиная с позапрошлого столетия неоднократно предпринимались попытки объединить Протестантские Церкви Германии в единый союз, но сделать это удалось только в середине ХХ в. Тогда и появилась ЕЦГ. Строго говоря, это не унитарная Церковь, а объединение земельных Церквей современной Федеративной Республики Германии. Причем каждая из них по-прежнему сохраняет значительную самостоятельность.

— А какие Церкви входят в это объединение?
— В состав ЕЦГ входят сегодня представители трех конфессий. Во-первых, это, конечно, Лютеранские Церкви. Во-вторых, это Церкви Кальвинистские (или Реформатские, т. е. наследницы швейцарской Реформации). А в-третьих, это так называемые «униатские» Церкви. В Украине мы привыкли называть «униатами» греко-католиков. Но в Германии это слово имеет другое значение.

Еще в XIX в. некоторые германские князья добились того, что на территории их княжеств Лютеранские и Кальвинистские Церкви объединились в общую структуру. Вот такие Церкви и принято называть «униатскими» (то есть дословно — «объединенными»). Они уже не Лютеранские и не Кальвинистские, а являют собой определенный компромисс между традициями немецкой и швейцарской Реформации.

В состав Евангелической Церкви Германии входит сегодня 23 земельные Церкви. ЕЦГ объединяет Церкви, которые отличаются друг от друга и по своему вероучению, и по внутреннему устройству, и по взглядам на современный мир. Так что, говоря о ЕЦГ, мы должны понимать, что она не является единой конфессий. ЕЦГ имеет общие руководящие органы (Синод, Совет и Церковную Конференцию).

Главным лицом в Евангелической Церкви Германии является председатель ее Совета (это выборная должность, он избирается сроком на шесть лет). Председатель выполняет, главным образом, представительские функции. А вопросы внутренней жизни каждая из Церквей, входящих в объединение, может решать самостоятельно.

— Пожалуйста, несколько слов об истории диалога между Русской Православной Церковью и ЕЦГ.
— Официальный богословский диалог между РПЦ и ЕЦГ был начат в 1959 г. Он прошел через целый ряд серьезных испытаний. Я уже сказал, что ЕЦГ была создана в 1948 г., но уже в 1949-м Германия разделилась на два государства: ФРГ и ГДР, между которыми были достаточно напряженные отношения.

Поначалу Евангелическая Церковь Германии сумела сохранить свое единство. В ее состав входили Церкви как Западной, так и Восточной Германии. Однако в 1961 г., после возведения Берлинской стены и существенного обострения отношений между ФРГ и ГДР, был создан самостоятельный Союз Евангелических Церквей ГДР. Лишь в 1990 г., после объединения Германии, этот Союз вновь вошел в состав ЕЦГ.

Поэтому получилось так, что в 1959 г. диалог был начат с единой ЕЦГ, однако после ее фактического разделения был разделен и диалог. С 1961 г. отдельно велся диалог с ЕЦГ и отдельно — с Союзом Евангелических Церквей ГДР. После объединения Германии был возобновлен и единый диалог с ЕЦГ. Регламент диалога предполагает проведение встреч (раз в три года) попеременно в России и Германии.

На этих встречах обсуждались наиболее актуальные темы, которые разделяют протестантское и православное богословие: о Священном Предании, об апостольской преемственности, о Церкви, о святости, о таинствах и т. д. Эти вопросы постоянно находятся в центре православно-протестантской дискуссии.

— Т. е. богословский диалог с лютеранами в ХХ в. не был чем-то совершенно новым в межконфессиональных отношениях?
— Диалог между православными и протестантами начался еще в XVI в., когда лютеране прислали свое исповедание веры Константинопольскому патриарху Иеремии II. После этого патриарх направил в Германию три пространных письма с подробным разбором лютеранского учения. Так что встреча православного мира с протестантским произошла еще тогда.

Кстати, в то время Православие встретилось с протестантизмом и на территории Речи Посполитой. И это был один из вызовов, на который стремился ответить и святитель Петр Могила. Но форма целенаправленного богословского диалога родилась, конечно, лишь во второй половине XX в. Главной задачей такого диалога изначально было стремление прояснить позиции: в чем мы близки, а в чем серьезно отличаемся друг от друга. И этот диалог был довольно насыщенным и плодотворным.

— СМИ сообщали, что в последние годы диалог между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью Германии был под угрозой срыва. В чем состояла проблема?
— Известно, что протестантский мир за последние 30–40 лет весьма изменился в сторону либерализации. Эти процессы коснулись и немецких протестантов. В 2009 г. Председателем Совета ЕЦГ впервые за всю историю немецкого протестантизма была избрана женщина — епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Ганновера Маргот Кессман, которая по многим вопросам была давним оппонентом Православной Церкви.

Ее избрание на пост председателя Совета ЕЦГ привело к серьезному ухудшению отношений между Московским Патриархатом и Евангелической Церковью Германии. Фактически эти отношения оказались на грани разрыва. В письмах, направленных в адрес руководства ЕЦГ, митрополит Иларион (Алфеев) тогда высказывал обеспокоенность теми тенденциями, которые все больше набирали силу в западном христианстве.

В 2009 г. были отменены официальные торжества по случаю 50-летия богословского диалога между РПЦ и ЕЦГ (да и сам диалог был заморожен). Однако в 2010 г. Маргот Кессман подала в отставку, и новым Председателем Совета ЕЦГ был избран епископ Николаус Шнайдер. После этого было решено продолжить диалог, но уже в новом формате. Сегодня РПЦ и ЕЦГ будут стремиться в рамках диалога искать ответы на вызовы современного мира, которые волнуют обе стороны.

— О чем говорили в этот раз на собеседовании?
— Как раз нынешнее собеседование в Ростове-на-Дону стало примером нового формата. Оно было посвящено проблеме мультикультурализма (тема, сильно волнующая современную Европу). Известно, что мультикультурализм — это определенная политическая стратегия, направленная на то, чтобы интегрировать в современное западное общество носителей иных культур.

Речь идет, прежде всего, о мигрантах, выходцах из третьего мира, количество которых в Европе постоянно растет. Известно, например, что в Европе регулярно увеличивается количество мигрантов из азиатских и африканских стран. И это является серьезным вызовом для европейцев. Отношение к стратегии мультикультурализма в Германии сейчас неоднозначно. Канцлер Ангела Меркель прямо говорила о том, что эта стратегия фактически потерпела крах.

Во время встречи в Ростове-на-Дону прозвучали доклады, касающиеся истории формирования мультикультурного общества в Российской империи, в Советском Союзе, проблем мультикультурности в современной России. С немецкой стороны были представлены сообщения о положении дел в современной Германии: с чем сталкиваются христианские Церкви Европы в постоянно меняющемся мире, какие вырабатывают пастырские стратегии в связи с формированием все новых и новых групп эмигрантов.

— Если я Вас правильно понял, тема экуменических встреч смещается от богословской проблематики к социальной. И тут возникает вопрос о перспективах экуменического движения: что ждет его в будущем?
— Экуменическое движение — это визитная карточка ХХ в., то есть века ушедшего. Именно тогда родилось (и отчасти было реализовано) стремление активизировать общение между разными христианскими конфессиями: во-первых, для того чтобы лучше узнать друг друга, а во-вторых, для того чтобы найти пути к восстановлению утраченного единства христиан.

И, действительно, поначалу это движение воспринималось с большим энтузиазмом, ведь это было нечто новое. Появление экуменического движения означало переход от жесткой конфронтации между конфессиями к взвешенному межхристианскому диалогу. Я думаю, что в середине ХХ в. казалось, будто все глобализационные процессы и катастрофы сами подталкивают христиан к взаимному сближению. Инициатором этого движения был, прежде всего, протестантский мир. Но и Православная Церковь принимала в нем заметное участие.

Кроме того, следует иметь в виду, что в советское время для Русской Православной Церкви участие в экуменическом движении было вопросом выживания. (Известна история о том, как митрополит Никодим (Ротов) только благодаря международной поддержке сумел защитить Ленинградские духовные школы от закрытия.) Так что в то время это воспринималось как некая вынужденная мера. После распада СССР и крушения железного занавеса ситуация изменилась.

Ныне все прекрасно понимают, что ни о каком объединении Церквей в обозримом будущем не может быть и речи. При этом новой концепции экуменического движения не сформулировано. Так что будущее экуменизма весьма туманно. Известно, что Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного Совета Церквей, Иерусалимский Патриархат остался там лишь в статусе наблюдателя. Кроме того, в протестантском мире происходят процессы, которые все больше отдаляют его от традиционного христианства.

Сегодня во многих протестантских конфессиях (в том числе и в Евангелической Церкви Германии) принято женское священство. Допускается ординация женщин в диаконов, во священников и в епископов. Все шире распространяется практика церковного благословения однополых браков. Православная Церковь с этим согласиться не может и активно против этого выступает, что приводит к осложнениям в межхристианском диалоге.

Все, кто участвует в экуменических контактах, понимают, что необходимы качественные изменения в самом этом движении. Если говорить о нашем собеседовании в Ростове-на-Дону, то со стороны ЕЦГ прозвучали серьезные опасения относительно перспектив христианства в Европе. Ведь в Германии количество практикующих христиан постоянно сокращается, возрастают секулярные тенденции.

Поэтому христиане в Западной Европе все чаще говорят о необходимости сообща противостоять угрозам современного мира. В одном из докладов в Ростове прозвучала мысль о том, что сейчас уже не время спорить о богословских тонкостях, но нужно прилагать общие усилия, чтобы сохранить христианскую идентичность Европы. Возможно, именно это беспокойство станет новым стимулом для экуменических контактов.

Беседовал архимандрит Лонгин (Чернуха)

Комментариев нет:

Отправить комментарий