«Днесь
вод освящается естество…» Великое освящение воды издревле украшало
торжественность богослужения праздника Богоявления, став неизменной ее частью.
Богоявленская вода — особая святыня (в православной литературе называемая
великой агиасмой), которая принимается с трепетным благоговением и с Божиим
страхом.
Страх Господень определяется в Священном Писании как начало мудрости. И именно этой мудрости (о чем свидетельствует церковная практика) не хватает многим людям, активно пробирающимся к данной святыне и расталкивающим ближних для скорейшего ее получения.
Страх Господень определяется в Священном Писании как начало мудрости. И именно этой мудрости (о чем свидетельствует церковная практика) не хватает многим людям, активно пробирающимся к данной святыне и расталкивающим ближних для скорейшего ее получения.
Почему
так происходит? Одна из причин кроется в суеверном представлении о том, что
именно первые получающие крещенскую воду сподобляются особой благодати, поэтому
и вода, взятая из первых рук, как бы «более благодатная». Такое представление о
благодати глубоко невежественно, ведь она, по слову апостола, подается лишь смиренным;
людям гордым и грубым, как известно, наоборот, Бог противится (см.: Иак. 4: 6).
Может,
для получения благодати Божией необязательно в жизни что-то менять, достаточно
довольствоваться лишь приобретением богоявленской воды — ведь она же святая, а
значит, и благодатно действующая?
Такие
мнения рождаются у тех, кто представляет святую воду неким магическим
атрибутом, который действует сам по себе. Однако в церковных священнодействиях
нет никакого магизма: вода после освящения остается той же водой, с прежним
химическим составом. Она, как и любая другая святыня, не действует сама по
себе: через святыню совершает Свое действие Бог. Поэтому люди, не ищущие путей
Господних, не обретут благодати даже в том случае, если выльют на себя ведро
крещенской воды.
В
притче о Страшном суде Христос говорит о том, что все, что мы делаем людям
(которых Он называет Своими «братьями меньшими»), — делаем Ему. Чего тогда
стоит ожидать от Господа после толканий и распихивания людей во время раздачи
великой агиасмы?
Причиной
давки и толкотни здесь видится также и неизжитая советская ментальность многих
бабушек, которые во времена былые спешно хватали то, что раздавалось дешево или
бесплатно. При этом им невдомек, что получаемого «продукта» хватает в храмах в
избытке.
Еще
одна причина спешного приобретения святыни, как ни странно, — иногда и в самих
прихожанах, искренне верующих в евангельские слова, читаемые во время малого
освящения воды: иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше (по-русски:
кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал (Ин. 5: 4)).
Речь
идет об особой купальне в Иерусалиме, где некогда раз в год совершалось
исцеление. Но именно Сам Христос и «нарушил» этот порядок, исцелив того, кто не
успел оказаться «первым влазящим». Отныне для исцеления необходимо не
первенство в скорости, а вера, ибо все возможно верующему (Мк. 9: 23), для чего
необходимо иметь веру хотя бы с горчичное зерно (Мф. 17: 20).
Относительно
тех, кто стремится быть первым, — Господь Иисус говорит о печальной участи таковых
(к примеру, в словах о первом и последнем месте на браке (Лк. 14: 8–10)). А Его
изречение многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19: 30,
Мк. 10: 31) известно каждому, поэтому многие прихожане и не спешат с получением
воды, освященной на праздник Крещения Господня, уступая тем, кто стремится это
сделать как можно раньше.
Протоиерей Виталий Эйсмонт
Комментариев нет:
Отправить комментарий