Памятник “Я. Корчак с детьми”, Б. Сакциер, Яд ва-Шем, г. Иерусалим |
Есть
люди, которые думают, что дети не должны ничего знать о деньгах и что деньги им
не нужны: «Подрастут, сами узнают» и «Живут у родителей на всем готовом, а на
свои деньги покупают ненужные вещи и только портятся». Обычно деньги дают время
от времени, как награду, когда отец или мать в хорошем настроении. Очень редко
родители назначают определенный еженедельный оклад и говорят: «Покупай, что
хочешь».
И
только один отец давал каждую неделю по пятидесяти грошей. Он сказал:
—
Даже если ты не будешь слушаться или принесешь из школы плохую отметку, все
равно будешь получать по пятидесяти грошей на разные свои расходы. Я хочу,
чтобы ты научился тратить деньги. Ну да: надо уметь не только зарабатывать, но
и тратить.
Я
знавал таких: заведись что, сразу должен потратить на какую-нибудь ерунду. Даже
еще в долг возьмут и не подумают отдать. А иной раз старший — легкомысленный, а
осмотрительный как раз младший. Я целых десять лет заведую ссудной кассой и,
если окажется, что ребята хотят читать научные книжки, напишу книжку про то,
кто и как берет в долг, как отдает и на что тратит — или же экономит, копит,
чтобы купить себе что-либо, что дорого стоит, например: коньки, часы, велосипед
или на подарок папе или маме.
Я
знал мальчика, который полгода собирал деньги на футбольный мяч и бутсы, а
потом отдал свои двенадцать злотых матери, которая заболела. Много горя
приходится хлебнуть бедным в школе, ведь даже бесплатные школы дорого стоят. Хорошо
ученику, которому родители в начале учебного года покупают все необходимое:
книжки и тетрадки, и спортивные башмаки, и портфель и охотно платят взносы.
Неприятно просить, когда у родителей нет денег. Один вырывает из тетрадки
страницы, а грязную тетрадку выбрасывает, и никто даже и не знает; ему и дела
нет, что потерял карандаш. А другой пишет маленькими буковками, чтобы на дольше
хватило.
У
одних ребят есть своя комната, или по крайней мере столик с ящиком,
запирающимся на ключ, или полка. Эти могут спокойно делать уроки. А другие
окоченевшей рукой при темной лампе на колченогом столе пишут плохим пером и
бледными чернилами на скверной дешевой бумаге. Не каждый завтракает перед тем,
как идти в школу. Может быть, он даже и не чувствует голода, привык, только
какой-то усталый, сонный, и голова болит.
Иногда
у одного все есть, а учится он неохотно, а другой и хочет учиться, да родители
говорят, что хватит, пора на жизнь зарабатывать.
Я
долго считал, что каждому ученику хочется повзрослеть, и лишь недавно убедился,
что это не так. А если ребята хотят быть большими, так затем, чтобы
зарабатывать и помогать родителям, «чтобы мама не мучилась».
Говорят:
бедняк, бедный, убогий, малосостоятельный, состоятельный, богач, магнат.
Разные
бывают степени избытка и недостатка. А можно еще и иначе делить людей: на тех,
у кого есть столько, сколько надо, и тех, кто тратит больше, чем зарабатывает.
Отец
мало зарабатывает — по десяти злотых в день, — семья живет спокойно, а можно
расходовать по пятидесяти злотых на одних детей, и дети несчастны. Бедные
родители могут быть веселыми и говорить о приятных вещах, а состоятельные —
нервными, раздражительными, сердитыми, озабоченными.
Точно
так, когда один довольствуется пятью грошами на конфетку и редко ходит в кино,
а другому и злотого мало, и он все думает, где бы еще добыть? Может быть,
потому взрослые не всегда охотно объясняют, что считают это слишком трудным —
дети, мол, не поймут. Ошибаются взрослые! Ребенок хочет знать и имеет право
знать, ведь горе родителей тяжелее своего собственного. Впрочем, в бедных
семьях дети знают, отчего раз бывает целый обед, а другой — только хлеб да чуть
подслащенный чай; знают, сколько стоят подметки и новая шапка.
Знают,
что лучше, когда у отца пусть меньше заработок, да верный. Потому что больше
всего печалей там, где раз удается получить даже и много, а потом уже долго
ничего и ничего. Безработица — это большое несчастье.
Неприятно,
если ты знаешь урок, а учитель не вызывает, но гораздо хуже, когда ты умеешь и
хочешь работать, а сидишь без работы, хотя тот, кто поплоше, устроился.
Даю
теперь важное правило жизни: «Милый мой, хороший мальчик, не пей водку, не пей
эту отраву проклятую». Говорят, водку выдумал сатана. Пожалуй, это так. На
водку не только уходят деньги, часто последние; водка лишает сил, здоровья,
рассудка, убивает волю и чувство чести, отравляет детей, вышвыривает тебя с
работы, растлевает душу. Когда живешь долго, видишь много страшных несчастий,
отворачиваешься, чтобы не глядеть, сердце щемит — так и бежал бы без оглядки и
ни о чем не думал.
Я
видел три войны. Видел покалеченных, которым руку, ногу оторвало, живот
разворотило, так что кишки наружу; ранения лица, головы; раненых солдат,
взрослых, детей. Но говорю вам: самое худшее, что можно увидеть, это когда
пьяница бьет беззащитного ребенка или когда ребенок ведет пьяного отца и
просит: «Папочка, папочка, пошли домой».
Водка
тихо ползет, как змея: начинается с рюмочки, а потом больше и больше. А иной
паренек и не с водки начинает, а с папирос. И я курю папиросы. Жалею, что привык.
Да ничего не поделаешь. И не перед людьми мне стыдно, курят почти все, а перед
собой, что не могу отучиться. Но я не теряю надежды. Ребенку стыдно за пьяного
отца, словно бедняжка виноват в чем, стыдно, что ходит голодный, что дома
нищета. Я не знаю, почему это так, не могу понять. Иногда — назло — посмеется
над своими дырявыми башмаками и поношенным платьем, а в глубине души — тоска и
обида.
Даю
вам еще одно правило жизни. Есть ребята, которые любят держать пари. Чуть что,
тотчас: «Спорим?» Много горя и жульничества из-за пари. Проиграет, а отдать
нечем. Я заметил, что если мальчишка часто держит пари, то потом он играет в
карты. А пристрастился к картам, так уже не смотрит, есть у него деньги или
нет, свои проигрывает или чужие. Вот из-за водки-то да из-за карт и попадают
больше всего люди в тюрьмы!
Многие
отцы не могут работать из-за болезней. Поэтому люди все время думают о том, как
защитить себя от болезней.
Уже
есть прививка от оспы, разные лекарства и больничная касса. Я давно живу на
белом свете и многого навидался. Я видел бедных, которым повезло, и они стали
богатыми, а чаще — обедневших людей, когда-то состоятельных. И именно из-за
болезней. «Пока отец был здоров, нам жилось хорошо…».
«Когда
отец захворал и больше не мог работать…». Так начинаются невеселые рассказы
ребят. Разница между богатым и бедным в том и состоит, что благополучие бедняка
непрочно. Запасов у него нет никаких, и одна болезнь, одна неудача сразу валят
с ног всю семью. Знаю, на больничную кассу жалуются, знаю, что больничная касса
не совсем хорошая. Но и такая нужна и приносит пользу.
Больничная
касса — это самая умная и важная вещь, какую выдумали люди, важнее аэропланов. Здоровые
люди платят взносы, чтобы иметь, когда захворают, медицинскую помощь, врача,
лекарства.
Здоровье
— это главное жизненное благо; больной богач — тот же бедняк; подумай же, какое
это сокровище — здоровье для бедняка! А без больничной кассы бедный человек
болел, но не имел права болеть. И пропадал ни за грош. Небольшое заболевание
без врачебной помощи сразу превращалось в смертельную болезнь.
Ребятам
кажется, что легко сделать, чтобы не было на свете бедных, несправедливости,
обид. «А почему не выпускают больше бумажных денег, что такое налоги, чем
занимается министр финансов и как одна страна дает в долг другой?».
Я
хотел бы все это объяснить, да сам толком не знаю. Да и невелико утешение
знать, коли ничего нельзя поделать: это не от нас зависит. Но от нас зависит,
чтобы мы друг друга в школе любили, знали и взаимно помогали. А бедные и
богатые не знают друг друга и не очень-то любят.
Есть
ребята, которых мало трогает, сколько у кого денег и как он одет, а ведь иные
бедные не любят богатых сверстников и, наоборот, богатые не любят бедных.
Бедным
кажется, что все богатые зазнаются, что у них злое сердце и все они барчуки и
модные барышни — корчат из себя деликатных и думают об удовольствиях. А богатым
опять-таки кажется, что бедные завистливы, неискренни и плохо воспитаны.
Я
знаю, почему это так происходит. Потому что порядочный бедный чаще знакомится с
богатым распоряжалой и задавалой, а порядочный богатый — с бедным подлизой и
шалопаем. Богатый задавала ищет бедных, чтобы хвастать, а бедный пройдоха —
богатых, чтобы что-нибудь выманить. А порядочные бедные и порядочные богатые
сторонятся друг друга.
Порядочный
бедный думает: «Зачем мне с ним разговаривать? Еще подумает, что я хочу, чтобы
он меня угощал. И будет ему казаться, что милость мне делает».
Порядочный
бедный боится несправедливых подозрений, злых товарищей, стыдится, что не так
хорошо одет. А порядочный богатый думает: «Может быть, он сердится на меня за
то, что у меня все есть? Может быть, сердится, что я хотел оказать ему услугу?».
Я
часто слышу, как про ребят говорят: «Все они такие». Например: «Все мальчишки —
хулиганье и грязнули».
Или:
«Все девчонки — плаксы и ябеды». Неправда, каждого надо узнавать особо и особо
оценивать, и узнавать не поверхностно, а основательно. Важно не только то, что
человек говорит, но и что он думает и чувствует и почему он такой, а не иной.
Только ленивый человек, который не любит думать, говорит: «Все они такие».
Когда
я был маленьким, я был богат, а потом стал бедным и знаю и то, и это. И я знаю,
что можно быть порядочным и добрым и так, и эдак и что можно быть и богатым, да
очень несчастным. Надо многое перевидать и многое самому передумать, да и тогда
человек часто ошибается и всего не знает.
***
Януш
Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмит) — польский педагог, писатель, врач и
общественный деятель.
Родился
в Варшаве 22 июля 1878 г. в интеллигентной ассимилированной еврейской семье.
Школьные
годы прошли в Варшаве, в русской гимназии, в которой царила жесткая дисциплина.
После смерти отца, в 1896 г. семья оказалась в тяжелом материальном положении.
С 15 лет Генрик начал подрабатывать репетиторством.
В
1898 г. Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета.
Летом 1899 г. он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с
педагогической деятельностью Песталоцци. В 1903 г. он получил диплом врача.
В
1911 г. Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских
детей, которым руководил (с перерывом в 1914—1918 гг.) до конца жизни.
В
1914—1918 гг. Корчак находился в Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности
военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а
также написал книгу «Как любить ребенка».
В
1940 г. вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещен в Варшавское гетто.
Он отклонил все предложения почитателей своего таланта вывести его из гетто и
спрятать на «арийской» стороне.
Когда
в августе 1942-го пришел приказ
о депортации «Дома
сирот», Корчак пошел
вместе со своей
помощницей и другом
Стефанией Вильчинской и
200 детьми на станцию,
откуда их в
товарных вагонах отправили
в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и
предпочел остаться с детьми, 6 августа приняв с ними смерть в газовой камере.
Корчаку
принадлежат свыше 20 книг о воспитании (самые известные из них — «Как любить
ребенка» и «Право ребенка на уважение»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий