24 января 2013

АНТИОХИЯ — ЦЕНТР РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА

Одним из городов раннего христианства (откуда, кстати, и происходит название «христиане») является Антиохия. Она находится в Восточной Турции, ранее называлась Антакья, а с прошлого года переименована в Хатай (название государства хеттов).

Это город с древней историей, от предыдущих цивилизаций здесь осталось немало артефактов, выставленных в местном археологическом музее.

ОТ ДОХРИСТИАНСКИХ ВРЕМЕН ДО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов. Основана сподвижником Александра Македонского, Селевком Никатором, который назвал город в честь отца Антиоха. Римские императоры Марк Антоний и Тиберий застроили Антиохию мраморными улицам с колоннадами и театрами, со стадионами и скульптурными монументами (например, Калигула в виде Зевса). Дома были украшены мозаикой.

В Селевкии проживало около 200 тысяч римлян, также здесь жили евреи и сирийцы. В этой местности говорили на греческом языке. Селевкия была центром культуры, где особенно любили театр. Когда на город неожиданно напали персы, все жители находились в театре на спектакле Аристофана о персах, и когда на них посыпались стрелы — не вставали, потому что считали, что так и задумано.

В 1098–1268 гг. здесь находились крестоносцы (неподалеку, в р. Гёксу, утонул император Фридрих Барбаросса). К тому времени относят легенду, описанную в поэме итальянского поэта эпохи Возрождения Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим». Дочь антиохийского правителя Эрминию взяли в плен крестоносцы и подарили рыцарю Танкреду. Он поступил благородно, освободив ее. За это Эрминия полюбила его и решила вернуться в лагерь Танкреда, однако он, тяжело раненый, уже умирал...

Именно во времена владычества здесь крестоносцев, в 1098 г., в церкви святого Петра было найдено знаменитое «копье сотника Лонгина». Находка тогда помогла одержать победу над сарацинами (арабами). Дальнейшая судьба копья неизвестна. Есть гипотеза, что это — не настоящее копье, поскольку настоящее находилось в Константинополе в церкви Пресвятой Богородицы (Форос).

В XII в. была достроена стена — фасад к пещере в г. Сильпис (современное название — Неджар Даги, высотой 500 м). В I в. именно в этой пещере за городом тайно собирались христиане, в частности апостолы Петр и Варнава, который первым пришел в Антиохию. Эта пещера до сих пор существует в первоначальном виде — с высоким потолком и тайным ходом наверх слева. В центре стоит мраморный саркофаг, такое же кресло, в стене вмонтирована небольшая скульптура апостола Петра.

В день памяти апостолов Петра и Павла здесь проходит праздничное богослужение при участии многочисленных паломников из Рима. Однако и ежедневно, особенно летом, извилистым путем к пещере поднимаются многие местные турки с детьми, туристы из других стран. На террасе возле пещеры — столики кафе под раскидистым деревом. Отсюда, с высоты, открывается прекрасная панорама города, ведь пещера находится на окраине.

ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ

В 252–300 гг. здесь находилась резиденция патриарха Антиохийского. Тут, в Антиохии, родился святитель Иоанн Златоуст; именно здесь блаженный Иероним Стридонский переводил Библию на латынь (Вульгата) и увидел в видении Иисуса Христа (373).

Известным епископом города в течение 40 лет был священномученик Игнатий Богоносец. Иоанн Златоуст, когда служил в Антиохии, написал ему похвалу и отметил, что он был поставлен самим апостолом Петром и стал вторым Антиохийским епископом после Еводия.

Игнатий, по словам Иоанна Златоуста, был образцовым епископом, способствовал введению антифонного пения. Во время правления императора Траяна, который прибыл в Антиохию в 107 г., Игнатий был арестован и отвезен в Рим, где его отдали на растерзание зверям. О муках Игнатия сохранились подробные записи, оставленные свидетелями, сопровождавшими его в Риме. (В 1647 г. эти свидетельства были изданы на латыни, а в 1869 г. — на греческом языке.) Когда Траян спросил Игнатия, почему его называют Богоносцем, тот ответил, что так называют человека, который носит Христа в своем сердце.

Где именно родился Игнатий, доподлинно неизвестно, но происхождение он имел сирийское. Святой принял мученическую смерть 20 декабря (2 января по н. ст.) 107 г., и это событие вспоминается Православной Церковью и сегодня. Католическая Церковь день памяти святителя Игнатия отмечает 14 февраля (по н. ст.), поскольку именно в этот день мощи мученика были погребены в церкви святого Климента в Риме. Сюда они были перенесены во времена императора Юстиниана, при завоевании Антиохии персидским царем Хозроем (540). Святой Игнатий оставил после себя послания, в частности к Поликарпу. В 1646 г. в библиотеке Медичи во Флоренции И. Фоссом было открыто и опубликовано семь посланий святителя.

В 1845 г. английский ученый В. Кюртон напечатал древние сирийские переводы посланий Игнатия к ефесянам и римлянам. А в 1839 г. англичанин Г. Таттам, знаток коптского языка, в Нитрийском монастыре в Египте нашел давний кодекс сирийского послания святого Игнатия к Поликарпу (первая половина VI в.), а также другие рукописи, которые были переведены и напечатаны на английском языке.

«ПРАВОСЛАВИЕ ХРАНЯТ ТВЕРДО»

Недалеко от Антиохии, около р. Пирамус, в живописной долине со старинным мостом, окруженным горами, находится с. Мопсует (где жил известный церковный писатель Феодор Мопсуетский. Толкования его произведений составлял преподобный Ефрем Сирин). Река была границей Киликии. Именно отсюда, через горный проход, так называемые Киликийские ворота, отправлялись во второе миссионерское путешествие апостолы Павел, Сила и Варнава.

Через город до сих пор протекает р. Оронт (современное название Аси Нехри), впадающая в Средиземное море у г. Искендерум. Из порта отсюда отправлялись в первое миссионерское путешествие апостолы Павел и Варнава. С востока город окружает горный хребет с остатками крепости. Здешние воздух и климат считаются полезными для здоровья. Об этом писал в своих путевых заметках и путешественник из Киева Василий Григорович-Барский (1701–1747).

В 1728 г., на праздник Архангела Михаила, он пришел сюда «купно с христіяни и слушахъ Божественной Литургіи, иже бисть в единой пещерѣ, въ горѣ <...>, идѣже по вся недѣля и праздники cобирающеся правоверніи творятъ службу Божую. <...> пещера, въ ней же литургисаютъ въ дни празднични, по вся дни стоитъ пуста, и точію егда собираются христіяни, взиматъ купно с собою свѣщи, икони и одежди священническіи и по правилѣ паки относятъ в доми <...> Православие хранятъ твердо». Григорович-Барский указывает и на большое количество деревьев и садов в этой местности. Известно, что в лавровой роще, некогда посвященной языческой нимфе Дафне, собирались апостолы Павел с Варнавой и вели беседы.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Археологические раскопки проводились тут в 1932 г. учеными Принстонского университета. В пригороде Каусье, за мостом через Оронт, была найдена Чаша для Причастия (знаменитая «антиохийская Чаша») с изображенными фигурами Христа и апостолов.

Идея создания местного музея мозаики принадлежала знаменитому британскому археологу Л. Вулли. Его открытие состоялось 23 июля 1948 г. Сейчас это крупнейший музей римской мозаики в мире, сюда приезжают многочисленные туристы. Некоторые мозаики после раскопок были взяты в Лувр.

Отсюда пролегает ближайшая дорога в г. Алеппо (Сирия). Именно по ней шел украинский путешественник В. Григорович-Барский, а в нашу страну — Павел Алеппский. А недавно было открыто авиасообщение Стамбул — Хатай, и теперь каждый может попасть сюда.

Нина Пархоменко

Комментариев нет:

Отправить комментарий