15 января 2013

КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ БИБЛИИ

В библейские времена у народов Востока был распространен обычай кровной мести. Часто виновного жестоко казнили за малейший вред. Жестокость была свойственна и израильтянам, поэтому в Ветхом Завете Господь называет их «жестоковыйными».

«ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ»

Выражение «глас вопиющего в пустыне» связано с личностью Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он — глас вопиющего в пустыне, предсказанный пророками Исаией и Малахией. В те времена Ветхозаветная Церковь жила напряженным молитвенным ожиданием Спасителя, а Иоанн Креститель явился живым прокимном (с греческого «прокимен» — предваряющий), предварившим собой общественное явление Спасителя Израилю.

Пророк Исаия возвестил об Иоанне Крестителе: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40: 3-5).

Назвав Иоанна в своей книге «гласом вопиющего в пустыне», пророк Исаия использовал обычай, распространенный до Рождества Христова у древних восточных царей. Во время путешествий по своим государствам они посылали впереди себя глашатаев (вестников), громко, во весь голос возвещавших подданным о приближении царя и призывавших повиноваться царской воле. А поскольку восточные страны еще в библейские времена представляли собой оазисы в пустынях, то понятны слова пророка Исаии об Иоанне, призывающем спасаться верой в грядущего за ним Небесного Царя — Господа Иисуса Христа, глашатаем (вестником) Которого он был.

Сам Предтеча сказал о себе, сославшись на пророка Исаию: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин. 1: 23). Немало людей последовало за Господом, на Которого он указывал. Другие же, как большинство современных Спасителю иудеев и язычников, или же атеисты и рационалисты нашего века, остались и остаются глухи к святому гласу пророка.

С давних пор этим выражением обозначают уговоры и призывы к чему-то, которые никто не слушает и которые заранее обречены на провал.

«ОКО ЗА ОКО, ЗУБ ЗА ЗУБ»

Это выражение мы встречаем в законодательных книгах Ветхого Завета (Исход, Левит, Второзаконие). «Если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб. Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб» (Исх. 21: 23–27).

Этими словами, имеющими характер закона, Господь устанавливает правовой принцип, согласно которому человек, причинивший телесный вред ближнему, наказывался аналогично причиненному вреду, но не более.

На первый взгляд, это установление кажется негуманным и страшным, однако оно имело важное значение. В библейские времена у народов Востока был распространен обычай кровной мести. Часто виновного жестоко казнили за малейший вред. Жестокость была свойственна и израильтянам, поэтому в Ветхом Завете Господь называет их «жестоковыйными». Закон «око за око, зуб за зуб» не одобрял месть, а, наоборот, сдерживал ее проявление. В условиях, когда жестокость была нормой жизни для окружающего мира, этот закон помогал избегать намного большего зла.

С приходом в мир Иисуса Христа, принесшего нам заповедь «любите врагов ваших», закон «око за око, зуб за зуб» утратил свой юридически-правовой смысл. Верующие должны строить отношения на добродетелях взаимного уважения, любви, прощения, терпимости.

Эта заповедь не отменяет наказаний со стороны государства за преступления, так как она носит религиозно-нравственный характер и призывает нас к свободному, добровольному принятию такого принципа жизни. В Новом Завете существует духовный закон: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Мф. 7: 12). Это предупреждение о том, что зло, в котором мы не раскаиваемся, рано или поздно вернется к нам. По большому счету, мы сами себя наказываем или вознаграждаем.

А фразеологизм «Око за око, зуб за зуб» сегодня употребляется, указывая на несовершенство человеческих отношений, строящихся на чувстве мести.

Виктор Науменко

Комментариев нет:

Отправить комментарий