24 января 2013

ВСЕ, ЧТО ИМЕЛ, Я ПОСВЯТИЛ БОГУ

366 лет назад, 1 (11) января 1647 г., отошел ко Господу наместник Киево-Печерской Лавры, Киевский митрополит Петр Могила, завершив свою подвижническую жизнь и 14-летнее управление митрополией. Деятельность митрополита Петра отличается большой разносторонностью. Энергично и настойчиво он шел к главной своей цели — возрождению Православной Церкви в Украине. Святитель внес весомый вклад в историю нашей Церкви, а также образования и культурного развития всей страны.

6 декабря 1996 г., в ознаменование 400летнего юбилея со дня рождения (31 декабря 1596 г. по ст. ст.) митрополита Киевского и Галицкого Петра Могилы, Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил его к лику святых.

ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ

Петр Могила происходил из боярского рода. Его отец Симеон был господарем Валахии, а затем Молдавии. Симеон имел двух братьев: Георгия — митрополита Молдавского, и Иеремию, который до него правил Молдавией. Род князей Могил способствовал развитию Львовского православного братства и оказывал ему значительную материальную помощь. Без сомнения, митрополит Георгий заронил в душу Петра, будущего митрополита Киевского, глубокую веру, любовь к Богу и Святой Православной Церкви.

В 1612 г. Могилам, после поражения от Кантемира Мурзы, захватившего господарство, пришлось бежать в Речь Посполитую, где они имели сильных и богатых родственников: племянница Симеона, Раина Могилянка, была матерью Иеремии Вишневецкого, которому принадлежала почти вся Левобережная Украина.

Свое первое образование Петр Могила получил во Львовском братстве. Завершил обучение за рубежом, где слушал лекции в разных университетах, овладев несколькими европейскими языками, а также латынью.

В 1619 г. Петр Могила поступил на военную службу и через год принял участие в боях под Цецорой, где польское войско потерпело страшное поражение от турок. Но Господь сохранил жизнь молодого Петра. (Известно, что в этой битве погиб Михаил Хмельницкий, отец будущего гетмана Украины Богдана Хмельницкого, а сам Богдан попал в плен, пробыв в турецкой неволе два года).

В 1621 г. Осман II собрал 300-тысячное войско и выступил на Речь Посполитую. Петр Могила принял участие в битве под Хотином, где 35-тысячное польское войско пыталось задержать турок. Своевременная помощь 40 тысяч казаков во главе с гетманом Петром Сагайдачным заставила турок отступить с большими потерями.

МОНАШЕСКИЙ ПОСТРИГ

В 1622 г. Петр Могила, имея высокий чин, навсегда оставил военную службу, заодно отказавшись от светской карьеры, и поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру. Он часто встречался с митрополитом Иовом Борецким, который стал его духовным отцом. В 1625 г. Петр Могила принял монашеский постриг от наместника Киево-Печерской Лавры архимандрита Захарии Копыстенского, что и определило его дальнейший жизненный путь.

Это время характеризуется большими бедами и испытаниями для Православной Церкви, поскольку православное население указом польского короля Сигизмунда III, фанатичного католика, оказалось в положении преступников. В то же время братства, монастыри и казачество помогали Церкви в сохранении Православия.

ПРАВОСЛАВНАЯ КОЛЛЕГИЯ — НОВОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

8 апреля 1627 г. отошел ко Господу наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Захария Копыстенский. В декабре того же года Петр Могила стал архимандритом и наместником Лавры, а в 1629 г. от патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса он получил титул экзарха патриаршего престола.

«Новый архимандрит тотчас же заявил свою деятельность на пользу монастыря, завел надзор над священнослужителями в селах лаврских имений, незнающих из них приказывал учить, а упрямых и своевольных подвергал взысканиям; подновил церковь, не жалел издержек на украшение пещер, подчинил Лавре Пустынно-Николаевский монастырь, основал Голосеевскую пустынь, построил на свой счет при Лавре богадельню для нищих и задумал заводить при Печерском монастыре высшую школу» (Н. Костомаров).

Петр Могила хорошо осознавал значение образования в развитии общества и стремился основать в Киеве такие школы, которые бы отвечали потребностям времени и ни в чем не уступали подобным европейским учебным заведениям. Еще задолго до открытия школы, заботясь об опытных преподавателях, Петр Могила подбирал способных молодых людей и за свои средства отправлял их за границу на учебу. Осенью 1631 г. на территории Киево-Печерской Лавры он открыл первую школу (по образцу ведущих школ того времени). Всего в ней обучалось более 100 учеников.

30 декабря 1631 г. члены Киевского братства составили акт о том, что архимандрит Петр Могила является пожизненным наставником и попечителем Киевского братства, и подчинили свою православную школу исключительно власти Константинопольского патриарха. После этого Петр Могила объединил свою Лаврскую школу с Братской, переименовав их в коллегию и взяв на свое содержание. Эта коллегия, названная Киево-Могилянской, стала одним из важнейших учебных заведений славянского мира.

ПОБЕДА ПРАВОСЛАВИЯ

В апреле 1632 г. умер король Сигизмунд III. Согласно польской конституции был созван сейм для избрания нового короля, куда официально пригласили всех духовных и светских чинов. Митрополит Киевский Исаия Копинский, отягощенный старостью и болезнями, не смог прибыть сам и отправил на сейм своего представителя, архимандрита Петра Могилу. На сейме в Кракове Петр Могила от имени народа и духовенства заявил, что они не будут участвовать в сейме, пока не получат гарантий на возвращение Православной Церкви всего, что у нее отобрали униаты.

Не желая останавливать открытие заседания сейма и еще по причине уважения к казачеству, королевич Владислав принял предложение архимандрита. Соответствующий акт согласия (мемориал) был утвержден печатями королевича и униатского митрополита Иосифа Велямина Рутского и, по настоянию архимандрита Петра Могилы (для большей уверенности), разослан по всем соответствующим местам.

Несмотря на все протесты католического и униатского духовенства Православная Церковь получила от короля Владислава IV диплом, подтверждающий свободное существование Православной веры, разрешение реставрировать старые и строить новые церкви, при монастырях и храмах создавать братства, школы, семинарии и типографии. Православной Церкви было разрешено выбирать своего митрополита, которого должен посвящать патриарх Константинопольский. 1 декабря 1632 г. все эти постановления были утверждены королем Владиславом IV и сеймом.

Православные представители, присутствовавшие на сейме, увидели в Петре Могиле высокообразованного человека и тонкого дипломата, поэтому решили избрать его митрополитом Киевским, на что тот дал согласие.

После этого он обратился к королю Владиславу IV за утверждением в этом сане и за сохранением за ним должности наместника Киево-Печерской Лавры. Ответ был положительный. Чтобы не возникло недоразумений между православными, которые остались в Киеве, Петр Могила отправил в Константинополь ректора киевских духовных школ Исаию Трофимовича, чтобы взять патриаршее благословение на свое поставление в митрополиты.

Получив его, архимандрит Петр Могила, при поддержке Киевского и Луцкого братств, отправился во Львов, где в ставропигиальном монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы встретился с Иеремией Тисаровским — единственным православным епископом, который сохранил свою кафедру и с титулом экзарха Константинопольского патриархата имел право на поставление Киевского митрополита от имени Вселенского патриарха.

В назначенный срок во Львов прибыли три православных епископа, хотя и освобожденные униатами от своих епархий: Авраамий (Пинский и Туровский), Исаакий (Луцкий) и Паисий (Холмский), многочисленное православное духовенство и миряне. Хиротония архимандрита Петра Могилы состоялась 28 апреля 1633 г. в церкви Львовского ставропигиального братства.

Митрополит Петр Могила прожил во Львове более двух месяцев, неоднократно обращаясь к королю Владиславу, чтобы он позволил преобразовать Киево-Братскую и Богоявленскую школы в академию. Просьба митрополита была удовлетворена, однако школу переименовали не в академию, а в коллегию.

Как коллегия, так и Братский монастырь содержались, главным образом, на средства митрополита (он подарил коллегии собственное село Позняковку, оказывал помощь учителям и ученикам). Важным было то, что в монастыре находились лишь те монахи, которые были наставниками в коллегии. Все они вышли из Киево-Печерской Лавры и отличались образованностью и верностью Православию.

Образовательная и культурная деятельность Петра Могилы не ограничивалась заботой лишь о Киевской коллегии. Именно при его участии были открыты коллегии в Виннице (позднее перенесена в Гощу) и Кременце. Для росписи киевских церквей приглашались лучшие художники из Европы. Многие из них так и оставались в Киеве, содействуя развитию местной художественной школы.

Ученые, преподаватели и ученики Киевской коллегии имели возможность постоянно пользоваться святительской библиотекой (одной из богатейших в то время). В ней содержались произведения Сенеки, Горация, Цезаря, Цицерона, Макиавелли, трактаты Авиценны и др. Рядом с богословской литературой соседствовали польские хроники, древнерусские летописи, документальные сборники, хронографы. Свою библиотеку Петр Могила завещал Киевской коллегии (с 1658 г. — академия). Вместе с ней туда перешли и книги Иова Борецкого, которые он в свое время завещал Петру Могиле.

Киево-Могилянская Академия существенно повлияла на развитие культуры. Профессура и преподаватели, как правило, имели европейское образование, большинство закончили ведущие высшие учебные заведения и принесли в Академию лучшие достижения методики научных исследований, организации учебного процесса.

Свободное владение латынью открывало студентам путь для продолжения образования в университетах Европы. Дружба, братство, взаимовыручка, участие в управлении школой воспитывали общественное уважение к школе. Для всех преподавателей и учеников считалось нормой принимать участие в диспутах и дискуссиях, торжествах и праздниках, а школьные драматические спектакли обрели популярность среди киевлян.

Ученики и слушатели коллегии, или «бурсаки», во время вакаций расходились по селам Украины и были тем живым звеном, которое связывало школу с народом. Они работали учителями, давали спектакли, показывали вертепы, пели колядки — одним словом, выполняли просветительскую и культурную миссию.

Киево-Могилянская Академия дала миру таких выдающихся деятелей науки и культуры, как митрополит Стефан Яворский, архиепископ Феофан Прокопович, архимандрит Елисей Плетенецкий, Г. Сковорода, М. Ломоносов, Г. Полетика, П. Завадовский, А. Безбородко, и многие другие. Первыми профессорами и преподавателями в Московском и Санкт-Петербургском университетах были выпускники Киево-Могилянской Академии, а Феофан Прокопович стал основателем Всероссийской Академии наук.

НА КИЕВСКОЙ КАФЕДРЕ

В конце июня 1633 г. митрополит Петр Могила торжественно отправился в Киев. Святитель с новой силой взялся за развитие своей кафедры. Вся его деятельность была направлена на восстановление полнокровной жизни Православной Церкви. Новый митрополит выдвинул перед пастырями строгие, но справедливые требования.

Касались они, прежде всего, обязательного общего и богословского образования, тщательного соблюдения канонических правил. В своих грамотах и посланиях Петр Могила каждый раз концентрировал внимание священнослужителей на необходимости собственной жизнью и деятельностью служить примером для мирян, выполняя заповеди Божии и неутомимо заботясь о пастве.

Митрополит Петр начал упорядочение богослужебной практики и налаживание издательской деятельности. Религиозные споры XVII в. требовали четкого и современного изложения основ Православной веры. Для этого в 1640 г. Петр Могила созвал в Киеве собор (8—18 сентября), на который пригласил духовных и светских лиц, преимущественно членов братств. Следствием этого собора стало утверждение и новое издание «Требника» (1646).

В церковную историю он вошел как «Требник Петра Могилы» и долгое время служил православному духовенству Украины, а впоследствии и всей Российской империи. «Требник» содержал не только молитвы и обряды, но и дополнительные пояснения и наставления, как вести себя и поступать в том или ином случае, а также догматические и обрядовые пояснения Литургии, написанные одним из учеников Могилы игуменом Тарасием Земкой.

Под руководством Петра Могилы были осуществлены пересмотр и издание других богослужебных книг. Одна из самых известных — это «Служебник» (1629, 1639). На церковном соборе 1642 г. в Яссах, в присутствии представителей Русской, Греческой и Молдавской Церквей, было рассмотрено, исправлено и одобрено поданное украинскими богословами «Православное исповедание веры».

В этот период и в последующие годы весь свой талант святитель Петр направлял на духовное воспитание народа, наставляя его всегда быть верным Православию. Здесь уместно вспомнить, как в 1646 г. земные пути митрополита Петра Могилы и Богдана Хмельницкого пересеклись во второй раз — за несколько месяцев до преставления святителя ко Господу. Эта встреча имела решающее значение в жизни Хмельницкого, учитывая его личное влияние на события, существенно изменившие украинское общество.

Находясь в состоянии душевного потрясения (ляхи отобрали у Хмельницкого имение, убили его младшего сына и похитили женщину, на которой он собирался жениться) и одновременно имея решительные намерения, Хмельницкий встретился с митрополитом Петром Могилой и попросил его благословения возвести три православные церкви в устье рек Унавы и Ирпеня (с перспективой строительства козацкого монастыря-крепости) и с этого места начать освобождение Украины. Святитель внимательно выслушал Хмельницкого и с радостью благословил его, оказав значительную денежную поддержку. Впоследствии там были построены три православных храма и на их основе — монастырь-крепость (Свято-Покровская Унаво-Ирпенская пустынь).

19 марта 1647 г. нетленные останки митрополита Петра Могилы похоронили в указанном им за девять дней до своей кончины месте (у левого клироса) в Великой Печерской (Успенской) церкви (в ноябре 1941 г. ее взорвали, саркофаг святителя Петра был полностью уничтожен). Перед смертью святитель так подытожил дело своей жизни: «Все, что имел я, то посвятил вместе с собой на хвалу и служение Богу».

Ростислав Солопенко,
докторант Варшавской христианской богословской академии

Комментариев нет:

Отправить комментарий