Родившемуся
Богомладенцу Христу три восточных царя, их называют еще волхвами, принесли
богатые дары. Волхвы эти были не только правителями, но и учеными: они
наблюдали небесные светила и, когда заметили на востоке чудесную звезду, пошли
за ней на поклонение Богомладенцу.
Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого — Гаспар, третьего — Мельхиор. В дар новорожденному Христу они взяли золото, ладан и смирну. Золото приносили в дар царям. Ладан, дорогую ароматическую смолу особого дерева, в древности подносили в знак великого благоговения. Смирной, дорогим благовонием, в то время помазывали усопших. Итак, волхвы принесли Христу золото как Царю, ладан как Богу, смирну как Человеку.
Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого — Гаспар, третьего — Мельхиор. В дар новорожденному Христу они взяли золото, ладан и смирну. Золото приносили в дар царям. Ладан, дорогую ароматическую смолу особого дерева, в древности подносили в знак великого благоговения. Смирной, дорогим благовонием, в то время помазывали усопших. Итак, волхвы принесли Христу золото как Царю, ладан как Богу, смирну как Человеку.
И
эти дары волхвов сохранились до наших дней! Золото — 28 небольших пластин
разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент
не повторяется. Ладан и смирна — небольшие, величиной с маслину, шарики, их
около 70-ти.
Дары
волхвов пребывают сегодня на Святой Горе Афон (Греция) в монастыре святого
Павла. Ценность их, как духовная, так и историческая, неизмерима. Помещены эти
величайшие христианские святыни в особые ковчеги.
Честные
дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего
Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет.
Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения
новой столицы империи. Потом они попали в г. Никею и около 60 лет находились
там.
АФОН
…В
устье ущелья, между впадающими в море горными потоками, возвышается основанный
в Х в. монастырь святого Павла. В ХІV в. эта обитель была славянской, и дочь
сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Мара), будучи вдовой турецкого
султана Мурата (Мурада) II, передала в обитель найденные в константинопольской
сокровищнице греческих императоров части золота, ладана и смирны, принесенные
волхвами в дар вифлеемскому Младенцу Господу Иисусу Христу.
По
преданию, сербская царевна Мария сама хотела внести эти бесценные сокровища в
монастырь, но «ей было внушено свыше не нарушать строгого афонского устава»,
запрещающего женщинам вход в монастыри Святой Горы. На том самом месте передачи
сокровищ монахам, где когда-то стояла
коленопреклоненная Мария, ныне находятся
Царицын крест и часовня — памятник, запечатлевший изображения этой встречи.
…Святогорцы
с особым тщанием хранят драгоценные для человечества дары волхвов в нескольких
небольших ковчегах-мощевиках. Монахи хорошо понимают, как важны для всех паломников
эти дары, поэтому после ночных богослужений выносят их на поклонение всем
гостям обители. В январе 2002 г. игумен монастыря святого Павла архимандрит
Парфениус Моренатос позволил, в порядке исключения, сфотографировать дары
волхвов.
КОГДА
ВОЛХВЫ ПРИШЛИ НА ПОКЛОНЕНИЕ?
Этот
вопрос является спорным (см.: Православная энциклопедия. — М., 2001, т. ІХ, с.
279). Ясно, что, с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстояния
до Вифлеема, они могли достичь его не ранее чем через несколько недель после
рождения Младенца. Наиболее широкое распространение получило мнение, согласно
которому волхвы прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее двух лет.
Кстати, на это косвенно может указывать приказ Ирода «избить всех младенцев в
Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал
от волхвов» (Мф. 2: 16).
Многие
церковные авторы считают, что волхвы прибыли в течение второго года после
Рождения Христа, причем эта интерпретация отражена в иконографии поклонения
волхвов (первые века христианства), где Младенец изображен уже немного
подросшим (см.: Православная энциклопедия. — М., 2001, т. ІХ, с. 280–281).
Имеется и группа авторов, склоняющихся к тому, что событие поклонения волхвов
произошло на первой неделе после Рождения Иисуса.
…Волхвы
пали ниц перед Младенцем, открыв свои сокровища, принесенные в дар: золото,
ладан и смирну, символизирующие веру, разум и добрые дела. Волхвы поклонились
Богомладенцу как Сыну Божию. Сколько именно было волхвов, библейская история
умалчивает. Имеются произведения, где говорится о 2, 4, 6, 8 и даже о 12
волхвах. Учитывая, что миру известны всего три дара-сокровища, христиане с
незапамятных времен стали полагать, что и волхвов тоже было три.
В
VІІІ в. авторитетный историк Церкви Иаков из Варацце обнародовал имена волхвов
— Гаспар (или Каспар), Мельхиор и Бальтазар (Валтасар), хотя их имена появились
еще в раннем средневековье (VI в.). В некоторых повествованиях имеются данные и
об их внешнем виде: Каспар был «безбородым юношей», Мельхиор — «бородатым
старцем», а Валтасар — «темнокожим» или «черным».
По
преданию, они происходили то ли из Персии, то ли из Аравии, Месопотамии или
Эфиопии. В других источниках указывается, что они были «восточными царями»,
«мудрецами-астрологами», «звездочетами», ищущими истину. Вернувшись в свои
родные места, волхвы стали возвещать в народе об Иисусе Христе. Имеются данные
и о том, что апостол Фома посвятил их во епископы. Волхвы закончили земную
жизнь приблизительно в одно и то же время, и похоронены они были тоже вместе.
КЕЛЬН
Историки
спорят, были ли они «святыми королями», как их величают в Германии, где до
наших дней хранятся их мощи. По преданию, мощи волхвов были обретены в Персии
равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь, а в V в. — в Милан. О
гробницах волхвов в персидском г. Сава (к юго-западу от Тегерана) сообщал в
VІІІ в. Марко Поло (см.: Православная энциклопедия. — М., 2001, т. ІХ, с. 282).
Известно, что в 1164 г. из Милана останки прославленных трех волхвов кельнский
архиепископ Райнальд фон Дассель сначала перенес по суше на специальных
подводах, а потом — на речном судне по Рейну в Кельн. Сохранились свидетельства
о том, что мощи волхвов были подарены архиепископу императором Фридрихом I
Барбароссой.
К
святым реликвиям Кельна стали устремляться многочисленные паломники с
пожертвованиями из всех близлежащих земель. Истории известно, что в немецкий
город со всей Европы прибывали многочисленные религиозные процессии и потоки
людей. В народе волхвы, или «три святых короля», стали называться покровителями
всех путешествующих, поэтому многие путники специально приходили в Кельн, чтобы
в местном кафедральном соборе поклониться волхвам, о чем написано в романе
Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».
На
гербе г. Кельна и сегодня изображены три короны. Установленный праздник — «День
трех святых королей» — объявлен нерабочим и ежегодно отмечается в Германии 6
января. Накануне вечером в некоторых городах и селениях можно видеть мальчиков,
одетых в белые балахоны и с коронами на головах. Они ходят от дома к дому и
поют песни, прославляющие «трех королей». Около городских и сельских храмов
проходят театрализованные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем
и поклонение их Богомладенцу. В каждой церкви устраиваются вертепы или рождественские
ясли, где «присутствуют» и знаменитые волхвы.
По
сохранившейся давней традиции, 6 января хозяин дома пишет мелом у входа или на
двери начальные буквы имен трех волхвов: С + М + В и указывает год. Немцы
верят, что такая надпись оберегает дом и его жителей от всех бед. Кроме того,
немцы в последний раз зажигают новогоднюю елку и считают, что после праздника
«трех святых королей» световой день «прибавился на петушиный шаг».
Однако
вернемся в Кельн. В 1180 (1181) г. местной школе золотых дел мастера Николая
фон Вердена из Мааса поручили изготовить ковчеги (реликварии) для мощей святых
Феликса, Набора и Григория Сполетских, а также мощей трех прославленных
волхвов. Уникальный ковчег, выполненный только в 1220 г. (по другим данным — в
1230 г.), и сегодня считают самым выдающимся шедевром средневекового искусства,
а хранится он в знаменитом Кельнском соборе. Ковчег этот представляет собой
трехнефную базилику с двумя нижними и одним верхним помещениями. Искусствоведы
считают, что в настоящее время это произведение ювелирного искусства утратило
свою завершенность не только из-за многолетнего
его использования, но
и из-за позднейших
его реставрации и
разграбления.
По материалам Анатолия Холодюка
Комментариев нет:
Отправить комментарий