21 декабря 2012

КОГДА НАСТАНЕТ СТРАШНЫЙ СУД?

Икона «Страшный суд».
Новгород, XV век,
Третьяковская галерея
Такой вопрос люди особенно часто задают в периоды нестабильности, когда общество будоражат разного рода кризисы, природные и техногенные катастрофы. Мысль о Страшном суде человеку может внушать и неподкупный голос совести, подсказывающий, что за каждый поступок рано или поздно придется дать ответ перед Богом. Но плохо, когда на этом вопросе начинают спекулировать. Больше всего о конце мира любят говорить сектанты, то есть люди, которые удалены от Церкви. Для вовлечения в свои сети большего числа простодушных людей они даже умудряются назначать конкретные даты конца света. Так, например, ждали конца света в 1666 г., 7 июля 1977 г., теперь его ждут в декабре 2012 г.

Ни один из прежних прогнозов не оправдался, и нет никаких оснований полагать, что оправдается он на этот раз. Ибо и Сам Господь не открыл конкретной даты Второго Пришествия. Когда ученики спрашивали Его об этом: «Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?», то Господь отвечал им: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13: 4–33).

Господь, который пребывает вне времени и пространства, не назначил точной даты конца человеческой истории, но заповедовал Своим ученикам всегда быть готовыми к нему, всегда бодрствовать и молиться, ибо суд, как в жизни отдельных людей, так и в жизни целых народов, вершится постоянно.

В нашей церковной среде есть люди, которые хоть и не назначают конкретной даты конца света, но делают более чем сомнительные эсхатологические прогнозы. Некоторые протестантствующие богословы утверждают, что огонь мучения, в который ввергнутся после Страшного суда немилосердные люди, будет не вечным, потому что, мол, Бог есть любовь и не позволит бесконечно страдать Своим творениям. Ясно, что такая точка зрения льстит греховному человеку. Если адские муки не вечны, тогда можно не подвизаться против страстей и похотей, а сколько угодно грешить в земной жизни, ведь все равно, рано или поздно, все попадут в рай.

Иные приближение конца мира связывают с введением кодов для идентификации граждан. При этом приводится аргументация, в которой непросто разобраться неискушенному в богословских вопросах человеку. Многие люди в ней настолько запутываются, что забывают о едином на потребу — спасении своей души, то есть об обуздании гнева, жестокосердия, злорадства, похоти, сребролюбия.

Чтобы развеять обольстительные иллюзии относительно нашей загробной участи и близкого конца истории, Церковь одну из подготовительных недель Великого поста назвала неделей о Страшном суде. Из содержания Евангелия, которое читается в этот день, можно понять, что адские муки будут вечными. Тем, которые на Страшном суде окажутся по левую строну от Господа, будет сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25: 41).

А главный критерий, по которому будет определяться на Суде вынесение того или иного приговора, это наличие или отсутствие в нас любви ко Христу и к ближнему. «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Ктото из нас, возможно, будет спрашивать у Господа: «Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?». И Господь скажет в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 37–40).

На первый взгляд может показаться, что эти дела милосердия совершить нетрудно. Такими добрыми делами могут похвастаться не только христиане, но и иудеи, мусульмане, язычники и вовсе неверующие люди. Но надо обратить внимание на то, что Господу ценны не сами по себе добрые дела, а те, которые сотворены в духе Христовой любви и как бы посвящены Самому Христу. Потому Господь сказал: «Алкал Я и вы дали Мне есть». Что это значит?

Дело в том, что можно творить милостыню, кормить голодного, посещать больного, даже в храм ходить, поститься, молиться, предаваться суровой аскезе, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, но не во имя Христово, а в свое имя. То есть можно подвизаться не бескорыстно, а с выгодой, теша подвигами свое тщеславие, а иногда даже пряча за добродетелями свои беззакония.

Святитель Феофан Затворник пишет, что после грехопадения каждый человек стал жить сам по себе, в свое удовольствие. Самолюбие стало печатью каждого человека. Но теперь ему стараются придать еще и респектабельность, лукаво противопоставляя его под новым именем «индивидуализм» насаждавшемуся прежней пропагандой «коллективизму».

Кто-то из святых отцов сказал, что ветром тщеславия развеваются все наши добрые дела. Так что же, во избежание тщеславия нам вовсе не творить добрых дел? Нет, добрые дела совершать, конечно же, надо, но только так, чтобы они стали угодны Богу. Необходимо через молитву, пост, покаяние так смирить своего внутреннего человека, чтобы самому довольствоваться малым, а жить для Бога и для других людей. Умирать для своего падшего, гордого человеческого «я» и сораспинаться Христу

Это, между прочим, означает и недопустимость сводить пост к минимуму или даже вовсе не соблюдать его, как то характерно не только для раскольнических, еретических и сектантских сообществ, присваивающих себе имя христиан, но и для некоторых нерадивых чад Православной Церкви.

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее», — учит Господь (Мф. 16: 24–25). Лишь при таком настроении души христианина в ней не остается места для тщеславия, а дела милосердия приобретают подлинную цену у Господа, и ими можно будет оправдаться на Страшном Христовом суде.

Архимандрит Маркелл (Павук)

Комментариев нет:

Отправить комментарий