Каждый
год в широкий прокат выходит по 4–5 фильмов, показывающих катастрофы
вселенского масштаба. Почему зрителей уже который год пугают концом света? Разрушительные
землетрясения, километровые цунами, падающие дома и срывающиеся в бездну
автомобили — все это так эффектно и потрясающе! Фильм-катастрофа “2012” стал
очередной картиной американского кинематографа о приближающемся конце света.
“Цунами”,
“Полярный шторм”, “Судный день”, “Я — легенда”, “Пандемия”, “Наводнение”,
“Адский дождь”, “Земная кора” “Послезавтра”… — всего более сорока фильмов
начиная с 2000 года, то есть почти по 5 фильмов, ежегодно!
Появление
таких фильмов — далеко не случайное явление. И дело не только в том, что так
называемые “триллеры” стали уже самостоятельным жанром. Многим людям скучно
каждый день ездить на работу или смотреть за детьми. Хочется острых ощущений,
которые бы обеспечивали настолько сильные переживания и давали такой выброс
адреналина, что вся обыденная рутина отступала бы на второй план. И чтобы все
беды были в виртуальном мире, создавая иллюзию комфорта в реальном.
Учитывая
такое множество фильмов-катастроф,
легко заподозрить всемирный заговор. Ведь
испуганными людьми легче управлять. Но здесь все намного банальнее. Эти ленты
делаются не для манипулирования сознанием, а для получения прибыли. Фильм-
катастрофа “Послезавтра” (“The Day After Tomorrow”), рассказывающий о гибели
северного полушария Земли от глобального и молниеносного изменения климата,
собрал в прокате 542 млн долларов при затратах на производство в 140 млн.
“2012” собрал 225 млн долларов — это на 65 млн больше затрат на его
производство (по данным на ноябрь 2009 г. — сейчас, вполне возможно, прибыль от
проката намного больше).
Но
есть тут все-таки некоторые мотивы, прямо противоположные христианскому
мировоззрению, которые, кстати, для фильмов-светопреставлений стали
даже в определенной
мере штампами, первый
из них — о приближающемся конце света узнает группа ученых. Часто они знают
точно и дату, и масштаб катастрофы. Тем самым сразу нивелируется или
игнорируется предупреждение Спасителя о том, что “о дне и часе том никто не
знает, только Отец Мой…”.
Режиссеры
как бы говорят: “Это Ты сказал, что никто не знает, а мы знаем”. И это даже не
вызов, а скорее послание из мира, в котором Бога изгнали, и упоминание о Нем
исходит только от неудачников или фанатиков.
Этим
не исчерпываются антихристианские мотивы фильма “2012”. Разрушая весь мир,
режиссер почему-то особенно смакует гибель известных символов христианской
цивилизации — собора святого Петра в Риме и статуи Спасителя в Рио-де-Жанейро.
Правда, в одном из интервью режиссер фильма Роланд Эмерих признался, что
собирался показать и разрушение мусульманских символов, однако сценарист
отговорил его, сказав, что в таком случае ему просто не сносить головы.
Все
это можно было бы списать на зрелищность, если бы не некоторые важные детали. В
фильме погибают все, кто верит в Бога — американский президент, читающий 22‑й псалом в
прямом эфире, молящиеся
Богу русский летчик,
разбивается самолет, в
котором были иконы
Божией Матери и
Святителя Николая, гибнут
люди, молящиеся в
Ватикане на площади
святого Петра.
В
конце фильма обновляется летоисчисление, как бы заменяя христианскую эру
какой-то новой эрой. Эта “деталь” делает антихристианский посыл картины еще
более отчетливым.
Режиссер
Роланд Эмерих признается в интервью, что он не понимает людей, которые ходят в
церковь: “Я не понимаю, зачем они молятся, я отлично обхожусь без этого”.
Однако вряд ли можно назвать его равнодушным атеистом. В другом интервью он
более откровенен: “… религиозные организации принесли большой вред, как видно
из истории”.
Кстати,
издевательство Эмериха над христианскими символами было воспринято негативно и
в среде американских христиан. Католическая лига США выступила с резкой
критикой в адрес режиссера. “Эмерих — не просто лжец, он еще и трус, — заявил
Билл Донахью, президент Католической лиги США. — Уничтожая в своем фильме
христианские символы, он сознательно не трогает ислам…” — причину мы уже
называли выше.
Влад Головин
Комментарии
Протоиерей
Андрей Ткачев:
—
Хичкоку по праву приписывают изобретение руководящего принципа для киношных
страшилок: испытывать страх, не испытывая опасности. Открытие если и не
гениальное, то оригинальное. Правда, поставленное на конвейер
капиталистического производства (не стоит забывать, что Голливуд — это “фабрика”),
любое открытие рискует быть использовано в произведениях пошлых и ходульных.
Ну
какого “Апокалипсиса” можно ожидать от человека неверующего и немолящегося?
Лучше уж читать Жюль Верна. У него тоже чудес ждут от техники и верят в науку,
надеясь, впрочем, также и на Бога. Но то были почти пророческие писания на заре
новой эры человеческих возможностей. А здесь — выжимание последних капель из
отработанных позавчерашних идей.
Куда
лучше “Апокалипсис” Мэла Гибсона, в котором показан портрет человека безблагодатного.
Именно это и есть суть апокалиптики.
Мы
живем в информационную эру, но, Боже мой, до чего однотипна эта информация! При
разнообразии нужна избирательность. А при однообразии нужно воздержание. “Едят
ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?” (Иов. 6: 6).
Другими
словами, стоит ли искать смысл в изначально бессмысленном квази-культурном
отбросе?
Василий Костюк,
редактор Издательского отдела УПЦ:
—
Человечество боится неизвестного. И вместе с тем пытается познать его. Познать
любыми путями, не задумываясь о том, будет ли полезным такое знание.
Одной
из таких вещей, которые издревле будоражат сознание человека, является второе
Пришествие в мир Христа — событие, которое современный мир, забывающий о Боге,
предпочитает называть “концом света”. О нем говорили во все времена, но
особенно много говорят сейчас. И не только говорят, но даже пытаются показать и
предсказать.
Однако
в наше время человечество ожидает совсем иного Судного дня. Первые христиане с
радостью и надеждой верили в то, что это будет приход Христа, установление Его
Царства, а современные люди оставили в своем сознании только оболочку —
разрушение видимого мира. И кинематограф наперебой предлагает целый
“ассортимент” всевозможных вариантов “конца” — тут вам и инопланетяне, и
кометы, и остановка вращения Земли…
В
фильме “2012” нам показали очередную версию гибели мира. Древние индейцы,
оказывается, давным-давно все это предсказали. Да еще некоторые ученые сумели
догадаться, что с планетой что-то не так. И хотя это мало помогло, но, все же,
здесь заключен большой подвох — нам пытаются внушить, что человечество обладает
необходимым знанием и могуществом, чтобы суметь все предусмотреть и заранее
найти выход. А еще больший подвох в том, что под сомнение ставится Откровение
Христианства.
И
как тут не вспомнить слова Господа: “И многие лжепророки восстанут, и прельстят
многих” (Мф. 24: 11). Нам же остается только уповать на милость Божию и
стремиться жить так, чтобы в день Суда Божия не оказаться по левую сторону от
престола Всевышнего. А для этого совершенно не нужно знать, когда придет День
Господень.
Виктор Науменко,
корреспондент “ЦПГ”:
—
В понимании авторов фильма, Судный день — серия глобальных природных
катаклизмов. Их причина не в грехах человека, а в повышении солнечной
активности и его губительных последствиях: землетрясениях, извержениях
вулканов, разломах земной коры, наводнениях, цунами.
Природные
катаклизмы, увы, еще не раз встретятся в истории человечества до второго
Пришествия Христа, так как они являются следствием нарушенной грехопадением
человека изначальной гармонии земного и небесного, а также многочисленных
личных грехов людей. По словам святителя Василия Великого: “Господь всенародные
пороки уцеломудривает всенародными казнями”.
Природные
катастрофы, стихийные бедствия, войны — это эсхатологические признаки
приближения второго Пришествия Господа, но не само Его Пришествие.
Господь
ясно предупреждает об этом апостолов и Церковь: “Смотрите, не ужасайтесь, ибо
надлежит всему тому быть, но это еще не конец” (Мф. 24: 6).
Хочется
посоветовать господину Эмериху и подобным ему читать Евангелие, где Господь
сказал о времени конца света: “О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы
небесные, а только Отец Мой один” (Мф. 24: 36), во что мы, христиане, свято
верим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий