Международная
научная конференция «Актуальные проблемы преподавания религиоведческих и
религиозных дисциплин в высшем учебном заведении» состоялась 3 декабря в
киевском Институте религиозных наук имени Фомы Аквинского.
С
приветственным словом к участникам форума обратился Управляющий делами УПЦ,
ректор Киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний. В своем
коротком обращении владыка очертил круг основных проблем, которые возникли в
связи с вхождением теологии в образовательное пространство Украины.
Как
будут взаимодействовать система духовных учебных заведений с новосозданными
теологическими факультетами? Возможно ли преподавание теологии по
конфессиональному признаку в светском государстве? Как преодолеть конфронтацию
и противоречия между религиоведением и теологией? «Нужно признать, — подытожил
архиепископ Антоний, — что сегодня мы видим намного больше вопросов, чем
ответов на них».
Проблематику,
заявленную выступлением ректора Киевских духовных школ, дополнил глава Учебного
комитета УПЦ, проректор КДАиС по учебной работе епископ Ирпенский Климент. Он
напомнил, что в украинских вузах внедряется конфессиональная модель богословия,
которая, по его словам, делает невозможными любые проявления богословского
релятивизма. «И в случае когда богословие не соответствует своему высокому
призванию, а попытка богословствования не коррелирует с единой божественной
истиной, оно становится ересью, а автор такого учения — еретиком», — считает
владыка.
По
его мнению, если не обеспечить необходимых условий для получения опыта
богообщения, то идея создания теологических факультетов может оказаться
мертворожденной. Владыка указал на неэффективность создания прямой конкуренции
церковным учебным заведениям, предложив светским вузам сосредоточиться на
подготовке преподавателей, специалистов церковных СМИ, социальных работников,
капелланов и т. п.
Доктор
философских наук, профессор кафедры культурологии Национального педагогического
университета им. М. Драгоманова Юрий Черноморец продолжил мысль владыки
Климента: «Согласно преподобному Максиму Исповеднику, теология — это единство
веры, практики, теории и мистики. Четыре элемента теологии — это четыре этапа
духовной жизни монаха, и поэтому формирование теологов в университете
практически не возможно. В университете теологи могут рассказывать о предмете
занятий, но в рамках научного нарратива, научного жанра и даже
энциклопедического обобщения».
Проректор
по научной работе КДА Владимир Бурега рассказал об опыте работы богословских
факультетов в государственных университетах Поместных Православных Церквей
Европы. «Ни одна из Поместных Церквей не имеет такой системы духовного
образования, какая была в дореволюционной Российской империи. Греция, Болгария,
Сербия и другие страны пошли по иному пути — создания богословских факультетов
в государственных университетах», — отметил Владимир Бурега. Эти факультеты
полностью интегрированы в систему государственного образования, при этом
учебный процесс там непосредственно контролируется Церковью.
Доцент
кафедры культурологии НПУ им. М. Драгоманова Виталий Хромец обратил внимание на
то, что основной заказчик специалистов-богословов — Церковь, которая уже имеет
выстроенную систему духовного образования. «Если не будет социального
церковного заказа на подготовку теологов в светских учебных заведениях, следует
констатировать, что такой проект обречен на провал».
В
конференции также приняли участие бывший директор института
церковно-государственных отношений Бейлорского университета (Техас, США) Девис
Дерек, профессор Института философии им. Г. Сковороды Людмила Филипович,
профессор Тульского государственного педагогического университета Елена
Мирошникова, доцент кафедры философии и религиоведения Национального
университета «Киево-Могилянская академия» Александр Сарапин, первый проректор
КДАиС протоиерей Сергий Ющик и др.
Организаторами
встречи выступили Киевская духовная академия, Украинская ассоциация
религиоведов, НПУ им. М. Драгоманова и другие украинские вузы.
Несмотря
на то что проведенная дискуссия не дала готовых ответов на поставленные вопросы
и выявленные проблемы, ее значение состоит именно в открытом диалоге между
представителями светской и церковной науки. Это общение дает надежду на
успешное преодоление препятствий на пути включения теологии в образовательное
пространство Украины. Причем есть все шансы, что присутствие теологии в
университете будет определяться в диалоге богословов и ученых, став оптимальным
для Церкви и соответствующим православной традиции.
Олег Карпенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий