На
крайнем востоке Турции, близ границы с Сирией и Ираном, лежит нагорье под
названием Тур-Абдин — гора Божия. Здесь, в радиусе 150 км, располагаются
несколько древних монастырей и храмов IV–V вв. Они были основаны раньше, чем
монастыри святой Екатерины на Синае и святого Саввы в Палестине. Это забытая
земля раннего христианства и один из центров сирийских христиан, где и сейчас
можно услышать Литургию, в частности святого Иакова.
В 3 км от г. Мардин находится один из величественных действующих монастырей — Дайрул Заферан. В нем можно увидеть надгробия 52 сирийских патриархов, старинное епископское и патриаршее деревянное кресло-трон, настенные росписи и мозаики, гробницу 12 000 мучеников. Алтарь украшен завесами с вышитыми современными иконами. Среди архитектурных особенностей — многочисленные резные орнаменты V в.; все прекрасно отреставрировано.
Далее,
на расстоянии примерно 150 км, находится еще один старинный действующий
монастырь V в. — Мар Габриэль. Его основали два сирийских монаха — Мар Шемун
(Симон) и Мар Шмуиэль (Самуил), которые обрели здесь вечный покой. Со временем
сюда пришло много подвижников, а самые первые были из Египта. Византийские
правители, например император Анастасий (V в.), императрица Феодора (VI в.),
много жертвовали на обитель. Сейчас она имеет несколько храмов, библиотеку со
старинными книгами, в частности с Евангелиями в окладах; при ней действует
семинария (обучается около 20 студентов) и женский монастырь.
Если
проехать немного на север — увидим в с. Антли необычную, старинной архитектуры
церковь в честь Богородицы, построенную в V в. Именно из этого села, по
преданию, происходили волхвы.
На
г. Изала есть монастыри Мар Якуп и Мар Иоханн (V в.) с могилами основателей. В
30 км на юг, возле г. Нисибин, находится монастырь святого Евгения (363 г.),
где подвизался преподобный Ефрем Сирин. Мар Евгений был учеником преподобного
Пахомия Египетского. В то время здесь действовала знаменитая Сирийская
богословская академия (800 учащихся), во главе которой стоял Иаков, епископ
Нисибийский (участник I Вселенского Собора). Среди преподавателей был знаменитый
сирийский богослов Мар Барсаума (преподавал экзегетику), который многих персов
обратил в православную веру (даже шаха Пероза (V в.)). Богословские труды
Барсаумы изданы в 1922 г. в Германии. Кстати, в западной части Ирана до сих пор
находится около 40 православных церквей (район Новая Джульфа).
В
1877 г. в Нисибине (место рождения Ефрема Сирина) была найдена старинная
рукопись (хранится в Лондоне, в Британском музее) неизвестного автора под
названием «История Мар Ябалахи III и раббан Саумы». В ней рассказывается о двух
монахах XIII в., один из которых стал митрополитом Северного Китая! Они
проповедовали христианство среди монголов, персов, китайцев (с 1245 по 1317
г.). Кроме того, жили в вышеупомянутых обителях и построили величественный храм
(сейчас находится на восточной границе Ирана) в г. Марага — в основанном ими
монастыре Иоанна Крестителя.
Интересно,
что эти монахи побывали в Италии и Англии, собирая пожертвования и святые
реликвии для своих храмов. Римский папа Николай IV, король Франции Филипп IV были
очень удивлены их известием, что на Востоке давно уже существует христианство.
На вопрос кто проповедовал в их стране — они ответили: «Мар Фома, Мар Наддай
(т. е. Фаддей)».
На
севере, в г. Диарбакира (историческое название Амида), тоже есть много старинных
храмов. Рядом, в деревне Бет- Аггелайе, в 507 г. родился знаменитый историк
Церкви Иоанн Эфесский. Молодые годы он провел в монастыре святого Иоанна
Ортайского, а в 524 г. стал патриархом, основав 99 церквей и 12 монастырей.
В
середине XIX в. российский посол в Сирии К. Базили (товарищ Н. Гоголя по учебе
в Нежинской гимназии) отметил в своих воспоминаниях «о полудикой горе Тур
Абдина, населенной курдами и йезидами»: «Эта святая гора усеяна множеством
монастырей и пустынь».
Первое
археологическое исследование этих монастырей начала в 1909 г. англичанка
Гертруда Белл (1868–1926). Верхом на коне, с ружьем (чтобы защититься от
местных племен курдов), ночуя в палатке, она составила план всей местности,
расположения монастырей и сделала ценную фотофиксацию архитектуры. (Все фото
хранятся в библиотеке университета Ньюкасла, , Англия.) Сохранились и ее
дневники, в которых она, в частности, отмечает, что в дороге спасалась только
Библией: «Эта магическая книга отгоняла от меня все ужасы опасного
путешествия».
Впоследствии,
в связи с началом Первой мировой войны, исследования были прекращены. В самом
г. Мардин тоже находится несколько старинных действующих храмов. С их
изысканных колоколен открывается величественный вид на историческую
Месопотамскую равнину.
Эти
места, освященные многими подвижниками, к сожалению, ныне малоизвестны.
Туристов здесь вообще не бывает.
В
2011 г., к 1600-летию основания монастыря Мар Габриэль, Турабдинский митрополит
и настоятель монастыря Мар Тимофей опубликовал историческое исследование с
перечнем всех священнослужителей и монахов обители. А празднование самого
события происходило в г. Мардин при участии местного мэра, Константинопольского
патриарха Варфоломея, Сирийского патриарха Игнатия.
Нина Пархоменко,
профессор кафедры графического и компьютерного
дизайна
Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств (Киев),
кандидат искусствоведения
Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств (Киев),
кандидат искусствоведения
Комментариев нет:
Отправить комментарий