Современные
словари и энциклопедии называют Григория Саввича Сковороду выдающимся
украинским просветителем — гуманистом, философом, поэтом, переводчиком. Все это
правда, но неполная. Григорий Сковорода, несомненно, — один из прославленных
деятелей эпохи барокко. О нем написано более двух тысяч исследований. Однако
сам он давно стал легендой, поэтому ключей к пониманию его жизни и написанных
работ может быть много.
КНИГА
ЖИЗНИ
Григорий
Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в небогатой казацкой семье в с.
Чернухи Лубенского полка (ныне районный центр Полтавской области). Первым
духовным наставником Григория был отец, именно он привил мальчику две
непреложные истины: быть правдивым и иметь чувство собственного достоинства.
Учиться
Григорий начал у дьяка, затем учился в чернухинской церковно-приходской школе.
Можно предположить, что именно в это время, под влиянием школьной поэзии,
рождественских и пасхальных песен, народных дум и казацких песен, исполняемых
слепыми лирниками и кобзарями, начали формироваться художественные вкусы
будущего поэта и философа.
Фундаментальное
образование он получил в Киево-Могилянской академии, где приобрел знания по
античной (увлекался идеями Сократа, Диогена, Платона) и западноевропейской
философии и литературе, в совершенстве изучил греческий, латинский,
древнееврейский, польский, немецкий языки. Известно, что большое влияние на
талантливого юношу произвела личность святителя Георгия (Конисского) — одного
из выдающихся духовных деятелей XVIII в., преподававшего тогда в академии философию.
В
это время к Сковороде приходит первое признание. Григорий имел замечательный
голос и незаурядный музыкальный талант, играл на многих инструментах, сам
сочинял музыку, поэтому в 1742 г. был приглашен в придворную певческую капеллу
царицы Елизаветы. Однако уже в 1744 г. Григорий Сковорода возвращается в Киев и
продолжает обучение в академии. Через год, в составе делегации генерала
Вишневского, он едет в Венгрию.
Следующие
пять лет Григорий много путешествует по Европе. Путешествия не только развивают
мировоззрение, не только позволяют ознакомиться с европейской (прежде всего —
немецкой) философской мыслью и литературой, они окончательно формируют
определяющую черту характера Сковороды — любовь к странствиям.
По
возвращении в Украину Сковорода был приглашен на должность преподавателя
поэтики Переяславского коллегиума. Специально для своих студентов он создал
пособие «Размышления о поэзии и руководство к искусству оной» (не сохранилось).
Новаторство Григория Сковороды (который просто и доходчиво говорил о поэзии и
правилах стихосложения, а также о новых методах воспитания, заключавшихся в
индивидуальном подходе к ученикам, в выявлении их природных способностей) не
понравилось ректору коллегиума, и талантливый педагог-ученый вынужден был
оставить любимое дело.
Следующие
пять лет Сковорода работал домашним учителем у помещика С. Томары. Именно в эти
годы Григорий написал значительную часть стихотворений сборника «Сад
божественных пѣсней» и еще ряд произведений. В 1759 г. жизнь Григория Саввича в
очередной раз меняется, и он начинает преподавать в Харьковском коллегиуме
поэтику, этику и греческий язык.
Для своих учеников он составил учебник «Начальная дверь ко христіанскому добронравію» — своеобразный курс этики. За десять лет в Харькове Сковорода создает самые известные свои произведения: «Басни Харьковскія», «Наркісс. Разглагол о том: Узнай себе» и «Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе». Именно в этих книгах Сковорода впервые полноценно формулирует основную для его философии идею — о самопознании и разграничении истинного, духовного, высшего и ложного, низшего в человеке.
Для своих учеников он составил учебник «Начальная дверь ко христіанскому добронравію» — своеобразный курс этики. За десять лет в Харькове Сковорода создает самые известные свои произведения: «Басни Харьковскія», «Наркісс. Разглагол о том: Узнай себе» и «Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе». Именно в этих книгах Сковорода впервые полноценно формулирует основную для его философии идею — о самопознании и разграничении истинного, духовного, высшего и ложного, низшего в человеке.
Постоянное
давление со стороны церковных представителей, требовавших, чтобы он принял
духовный сан, вынуждало несколько раз оставлять коллегиум (1760, 1764, 1766),
ведь духовная карьера, как и светская, не привлекала Григория Саввича.
Окончательно отстраненный от должности из-за интриг и клеветы в 1769 г., он
потерял возможность заниматься педагогической работой, к которой имел большой
талант. С тех пор Григорий Сковорода избрал жизнь странствующего философа,
иными словами, монашество в миру.
Последующие
десятилетия он путешествует по городам и селам Левобережной Украины. Именно в
эти годы рождается образ, который позже станет легендой. Философ одевался
бедно, с виду он ничем не отличался от других паломников, не употреблял мяса и
рыбы, спал не более четырех часов в сутки, был всегда бодр, сдержан, всем
доволен, почтителен к людям любого сословия, посещал больных, утешал печальных,
делил последнее с убогими, выбирал и любил друзей за их сердце, был набожен без
суеверия.
В
дороге Сковорода вел поучительные беседы с людьми всех сословий и званий,
посещал друзей в имениях и селах, монастырях и городах, а зимой останавливался
у кого-нибудь из близких. В эти месяцы в своих временных пристанищах он писал
разнообразные философские и поэтические произведения, а также многочисленные
письма нравоучительного характера. Избранная им жизнь путешественника позволяла
оставаться самим собой в любой ситуации. В его сумке неизменно лежали роскошно
изданная Библия и флейта с мундштуком из слоновой кости.
Умер
Григорий Сковорода 29 октября 1794 г. в с. Пан-Ивановка (ныне Сковородиновка)
на Харьковщине, в имении знакомого помещика М. Ковалинского. Довольно скоро
после смерти философа его любимый ученик и близкий друг составил его первую
биографию, которой и положил начало легенде Григория Сковороды.
ЖИЗНЬ
В КНИГЕ
Философия,
литература и даже собственно жизнь были для Сковороды способами достижения
какой-то высшей цели. Подписывая письма, он часто называл себя «учитель Закона
Божія». Смысл своей жизни Сковорода определял просто: наследовать Иисуса Христа
и трактовать, объяснять Библию — учить Закону Божию. Именно поэтому он стал
«иноком» — иным человеком, сказавшим миру «нет».
По
мнению Сковороды, человек должен жить ради самосознания и богосознания. Познать
Бога можно в Библии, которая содержит в себе пути Божии. Человек может найти
Бога в самом себе. Для этого нужна вера: где заканчиваются пределы ума, там
начинается вера.
Против
дословного понимания Библии Сковорода выступал очень остро. Для него Библия —
главнейшая из книг, в которой Сам Бог ведет с людьми почтенный разговор о том,
что счастье следует возводить именно на вечных ценностях. Выразительнее всего
эта мысль проиллюстрирована в сборниках «Сад божественных пѣсней» и, некоторым
образом, в сборнике «Басни Харьковскія». По мнению Сковороды, басня должна
способствовать в поиске и раскрытии вечной истины.
Свои
философские взгляды Сковорода высказывал практически во всех произведениях:
стихах, баснях, притчах, однако наиболее непосредственным образом — в
трактатах: «Начальная дверь ко христіанскому добронравію», «Кольцо», «Потоп змеиный»
и др. Существует множество анализов мировоззрения и философии Сковороды, однако
несколько характерных черт выделяют все исследователи:
Учение
о двух натурах и трех мирах. Григорий Сковорода считал, что существуют два
мира, или две «натуры»: одна видимая, материальная, а другая невидимая,
духовная, т. е. Бог, Который всегда есть, был и будет; благодаря Ему и
существует наш мир. Продолжением учения о двух натурах является теория о трех
мирах: макрокосм (вселенная), микрокосм (человек), символический мир (Библия),
соединяющий макро- и микромир. Каждый из этих миров имеет двойную натуру —
видимую, внешнюю (материальную), и невидимую, скрытую (духовную). Настоящий
человек — это его внутренний духовный мир с присущими ему волей, умом,
чувствами, стремлениями, природными способностями.
Познание
и самопознание. Идея «познай себя самого», представленная древнегреческими
философами (Сократом, Платоном), занимает ведущее место в философской системе
Сковороды. Он считал, что человек может познать обе натуры — внешнюю и
внутреннюю: «Если хочешь измерить небо, землю и моря, — должен сначала измерить
себя». Самопознание мыслитель рассматривает как способ, позволяющий человеку
почувствовать свою духовную сущность, а значит — быть счастливым.
Учение
о «сродном труде» (природные склонности человека). Сковорода прославлял труд
как источник достатка и радости, считал, что любой труд принесет
удовлетворение, если он «сродный», если человек любит его и вкладывает в него
душу. Зато «несродность тяжелее любого безделья».
Философия
сердца. «Беги от славы, обнимай одиночество, люби бедность, цени скромность,
дружи с терпеливостью, живи со смирением вместе — вот тебе лучи божественного
сердца». Само сердце для Сковороды является источником мыслей и желаний,
поэтому его постоянно нужно держать в чистоте.
Учение
о счастье. По мнению Григория Сковороды, человек телесный — несчастен, человек
духовный — свободен и счастлив. Чтобы быть счастливым, человек должен познать
себя, выбрать «сродный труд», развить свои способности путем образования,
дружить с людьми, близкими по интересам и убеждениям.
В
целом, в сочинениях Сковороды философия соединяется с богословием в
оригинальную, лишь ему присущую мудрость, рожденную в духовном браке с Книгой
книг — со своей «возлюбленной невестой», как он называл Библию. Да, Библия всегда
была необычной книгой для Сковороды. Именно с Библии и началось формирование
его философской системы. Для него это Книга, которую нужно очень внимательно
читать и при этом не останавливаться на внешнем, на явлениях, а проникать
глубоко в суть сказанного, т. е. — толковать аллегорически. Биографы Сковороды
свидетельствуют, что он не просто свободно цитировал Библию и часто составлял
целые симфонии из библейских текстов, но и никогда не расставался с Книгой и
умер с ней.
*
* *
«Любитель
Священной Библии», — так себя охарактеризовал Григорий Сковорода в 1774 г.
Выражение может иметь лишь ситуативное философское значение, а может стать
измерением всего бытия незаурядной, исключительной личности. В конце концов,
легенда имеет право на толкование.
Елена Усачева,
Екатерина Усачева
Комментариев нет:
Отправить комментарий