25 декабря 2012

«ЛЮБИТЕЛЬ СВЯЩЕННОЙ БИБЛИИ». К 290-й годовщине со дня рождения Григория Сковороды

Современные словари и энциклопедии называют Григория Саввича Сковороду выдающимся украинским просветителем — гуманистом, философом, поэтом, переводчиком. Все это правда, но неполная. Григорий Сковорода, несомненно, — один из прославленных деятелей эпохи барокко. О нем написано более двух тысяч исследований. Однако сам он давно стал легендой, поэтому ключей к пониманию его жизни и написанных работ может быть много.

КНИГА ЖИЗНИ

Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в небогатой казацкой семье в с. Чернухи Лубенского полка (ныне районный центр Полтавской области). Первым духовным наставником Григория был отец, именно он привил мальчику две непреложные истины: быть правдивым и иметь чувство собственного достоинства.

Учиться Григорий начал у дьяка, затем учился в чернухинской церковно-приходской школе. Можно предположить, что именно в это время, под влиянием школьной поэзии, рождественских и пасхальных песен, народных дум и казацких песен, исполняемых слепыми лирниками и кобзарями, начали формироваться художественные вкусы будущего поэта и философа.

Фундаментальное образование он получил в Киево-Могилянской академии, где приобрел знания по античной (увлекался идеями Сократа, Диогена, Платона) и западноевропейской философии и литературе, в совершенстве изучил греческий, латинский, древнееврейский, польский, немецкий языки. Известно, что большое влияние на талантливого юношу произвела личность святителя Георгия (Конисского) — одного из выдающихся духовных деятелей XVIII в., преподававшего тогда в академии философию.

В это время к Сковороде приходит первое признание. Григорий имел замечательный голос и незаурядный музыкальный талант, играл на многих инструментах, сам сочинял музыку, поэтому в 1742 г. был приглашен в придворную певческую капеллу царицы Елизаветы. Однако уже в 1744 г. Григорий Сковорода возвращается в Киев и продолжает обучение в академии. Через год, в составе делегации генерала Вишневского, он едет в Венгрию.

Следующие пять лет Григорий много путешествует по Европе. Путешествия не только развивают мировоззрение, не только позволяют ознакомиться с европейской (прежде всего — немецкой) философской мыслью и литературой, они окончательно формируют определяющую черту характера Сковороды — любовь к странствиям.

По возвращении в Украину Сковорода был приглашен на должность преподавателя поэтики Переяславского коллегиума. Специально для своих студентов он создал пособие «Размышления о поэзии и руководство к искусству оной» (не сохранилось). Новаторство Григория Сковороды (который просто и доходчиво говорил о поэзии и правилах стихосложения, а также о новых методах воспитания, заключавшихся в индивидуальном подходе к ученикам, в выявлении их природных способностей) не понравилось ректору коллегиума, и талантливый педагог-ученый вынужден был оставить любимое дело.

Следующие пять лет Сковорода работал домашним учителем у помещика С. Томары. Именно в эти годы Григорий написал значительную часть стихотворений сборника «Сад божественных пѣсней» и еще ряд произведений. В 1759 г. жизнь Григория Саввича в очередной раз меняется, и он начинает преподавать в Харьковском коллегиуме поэтику, этику и греческий язык.

Для своих учеников он составил учебник «Начальная дверь ко христіанскому добронравію» — своеобразный курс этики. За десять лет в Харькове Сковорода создает самые известные свои произведения: «Басни Харьковскія», «Наркісс. Разглагол о том: Узнай себе» и «Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе». Именно в этих книгах Сковорода впервые полноценно формулирует основную для его философии идею — о самопознании и разграничении истинного, духовного, высшего и ложного, низшего в человеке.

Постоянное давление со стороны церковных представителей, требовавших, чтобы он принял духовный сан, вынуждало несколько раз оставлять коллегиум (1760, 1764, 1766), ведь духовная карьера, как и светская, не привлекала Григория Саввича. Окончательно отстраненный от должности из-за интриг и клеветы в 1769 г., он потерял возможность заниматься педагогической работой, к которой имел большой талант. С тех пор Григорий Сковорода избрал жизнь странствующего философа, иными словами, монашество в миру.

Последующие десятилетия он путешествует по городам и селам Левобережной Украины. Именно в эти годы рождается образ, который позже станет легендой. Философ одевался бедно, с виду он ничем не отличался от других паломников, не употреблял мяса и рыбы, спал не более четырех часов в сутки, был всегда бодр, сдержан, всем доволен, почтителен к людям любого сословия, посещал больных, утешал печальных, делил последнее с убогими, выбирал и любил друзей за их сердце, был набожен без суеверия.

В дороге Сковорода вел поучительные беседы с людьми всех сословий и званий, посещал друзей в имениях и селах, монастырях и городах, а зимой останавливался у кого-нибудь из близких. В эти месяцы в своих временных пристанищах он писал разнообразные философские и поэтические произведения, а также многочисленные письма нравоучительного характера. Избранная им жизнь путешественника позволяла оставаться самим собой в любой ситуации. В его сумке неизменно лежали роскошно изданная Библия и флейта с мундштуком из слоновой кости.

Умер Григорий Сковорода 29 октября 1794 г. в с. Пан-Ивановка (ныне Сковородиновка) на Харьковщине, в имении знакомого помещика М. Ковалинского. Довольно скоро после смерти философа его любимый ученик и близкий друг составил его первую биографию, которой и положил начало легенде Григория Сковороды.

ЖИЗНЬ В КНИГЕ

Философия, литература и даже собственно жизнь были для Сковороды способами достижения какой-то высшей цели. Подписывая письма, он часто называл себя «учитель Закона Божія». Смысл своей жизни Сковорода определял просто: наследовать Иисуса Христа и трактовать, объяснять Библию — учить Закону Божию. Именно поэтому он стал «иноком» — иным человеком, сказавшим миру «нет».

По мнению Сковороды, человек должен жить ради самосознания и богосознания. Познать Бога можно в Библии, которая содержит в себе пути Божии. Человек может найти Бога в самом себе. Для этого нужна вера: где заканчиваются пределы ума, там начинается вера.

Против дословного понимания Библии Сковорода выступал очень остро. Для него Библия — главнейшая из книг, в которой Сам Бог ведет с людьми почтенный разговор о том, что счастье следует возводить именно на вечных ценностях. Выразительнее всего эта мысль проиллюстрирована в сборниках «Сад божественных пѣсней» и, некоторым образом, в сборнике «Басни Харьковскія». По мнению Сковороды, басня должна способствовать в поиске и раскрытии вечной истины.

Свои философские взгляды Сковорода высказывал практически во всех произведениях: стихах, баснях, притчах, однако наиболее непосредственным образом — в трактатах: «Начальная дверь ко христіанскому добронравію», «Кольцо», «Потоп змеиный» и др. Существует множество анализов мировоззрения и философии Сковороды, однако несколько характерных черт выделяют все исследователи:

Учение о двух натурах и трех мирах. Григорий Сковорода считал, что существуют два мира, или две «натуры»: одна видимая, материальная, а другая невидимая, духовная, т. е. Бог, Который всегда есть, был и будет; благодаря Ему и существует наш мир. Продолжением учения о двух натурах является теория о трех мирах: макрокосм (вселенная), микрокосм (человек), символический мир (Библия), соединяющий макро- и микромир. Каждый из этих миров имеет двойную натуру — видимую, внешнюю (материальную), и невидимую, скрытую (духовную). Настоящий человек — это его внутренний духовный мир с присущими ему волей, умом, чувствами, стремлениями, природными способностями.

Познание и самопознание. Идея «познай себя самого», представленная древнегреческими философами (Сократом, Платоном), занимает ведущее место в философской системе Сковороды. Он считал, что человек может познать обе натуры — внешнюю и внутреннюю: «Если хочешь измерить небо, землю и моря, — должен сначала измерить себя». Самопознание мыслитель рассматривает как способ, позволяющий человеку почувствовать свою духовную сущность, а значит — быть счастливым.


Учение о «сродном труде» (природные склонности человека). Сковорода прославлял труд как источник достатка и радости, считал, что любой труд принесет удовлетворение, если он «сродный», если человек любит его и вкладывает в него душу. Зато «несродность тяжелее любого безделья».

Философия сердца. «Беги от славы, обнимай одиночество, люби бедность, цени скромность, дружи с терпеливостью, живи со смирением вместе — вот тебе лучи божественного сердца». Само сердце для Сковороды является источником мыслей и желаний, поэтому его постоянно нужно держать в чистоте.

Учение о счастье. По мнению Григория Сковороды, человек телесный — несчастен, человек духовный — свободен и счастлив. Чтобы быть счастливым, человек должен познать себя, выбрать «сродный труд», развить свои способности путем образования, дружить с людьми, близкими по интересам и убеждениям.

В целом, в сочинениях Сковороды философия соединяется с богословием в оригинальную, лишь ему присущую мудрость, рожденную в духовном браке с Книгой книг — со своей «возлюбленной невестой», как он называл Библию. Да, Библия всегда была необычной книгой для Сковороды. Именно с Библии и началось формирование его философской системы. Для него это Книга, которую нужно очень внимательно читать и при этом не останавливаться на внешнем, на явлениях, а проникать глубоко в суть сказанного, т. е. — толковать аллегорически. Биографы Сковороды свидетельствуют, что он не просто свободно цитировал Библию и часто составлял целые симфонии из библейских текстов, но и никогда не расставался с Книгой и умер с ней.

* * *

«Любитель Священной Библии», — так себя охарактеризовал Григорий Сковорода в 1774 г. Выражение может иметь лишь ситуативное философское значение, а может стать измерением всего бытия незаурядной, исключительной личности. В конце концов, легенда имеет право на толкование.

Елена Усачева,
Екатерина Усачева

Комментариев нет:

Отправить комментарий