У
меня есть знакомый монах. Впрочем, как знакомый? Мы с ним только раз виделись,
в самолете. Рядом в креслах сидели во время полета, познакомились,
разговорились. И он мне рассказал, что впервые серьезные слова о Боге услышал в
школе на уроках астрономии.
До этого, мол, и в храм заходил, и слышал кое-что от родителей, кое-что — от друзей. Но те слова по касательной шли, а эти вдруг вглубь проникли. Подобных историй мне, признаться, еще слышать не приходилось, и я попросил рассказать подробнее. Монах охотно согласился. Во-первых, лететь долго. Во-вторых, как он сказал, в конце времен люди, по духу близкие, быстро знакомятся. «Я, — говорит, — вас полчаса вижу, а уже как будто всю жизнь знаю». Вот его рассказ, вернее то, что я из него запомнил.
До этого, мол, и в храм заходил, и слышал кое-что от родителей, кое-что — от друзей. Но те слова по касательной шли, а эти вдруг вглубь проникли. Подобных историй мне, признаться, еще слышать не приходилось, и я попросил рассказать подробнее. Монах охотно согласился. Во-первых, лететь долго. Во-вторых, как он сказал, в конце времен люди, по духу близкие, быстро знакомятся. «Я, — говорит, — вас полчаса вижу, а уже как будто всю жизнь знаю». Вот его рассказ, вернее то, что я из него запомнил.
—
В старших классах, сами знаете, какая учеба. У парней уже усы растут и от
каждого второго табаком пахнет. Девчонки, те вообще уже все — невесты. Какая
тут химия? Какая физика? И это мы десять лет учились. Как сейчас заставить
людей двенадцать лет в школе учиться, я не знаю. Последние времена. Господи,
помилуй. (При этих словах он вздохнул и перекрестился.)
…Но
учитель астрономии Евгений Борисович нам понравился. Он понимал нас, знал, что
нам так же нравится слушать преподавателей, как им нравится слушать нашу музыку.
И он нас не мучил, а просто разговаривал. Даже первый урок со стихов начал, с
Лермонтова. «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит».
Говорил,
что лишних знаний не бывает, что один предмет связан с другими, и если что-то
одно хорошо поймешь, то и в другой области знаний будет легче. В общем, все
правильно говорил и, главное, знал, что мы это после поймем, а не тотчас.
Другие нервничают, когда ты сразу не понял. А он рассказывал спокойно, не
отвлекался, если, например, на задних партах девчонки ногти красили.
От
посева до жатвы должно время пройти. Вот он и сеял. Большинство учителей этого
не понимают, даже и духовные не понимают. Что делать? Последнее время. (Здесь монах
вздохнул, и я ждал, что он перекрестится с молитвой, но тот продолжил).
—
Однажды на уроке Евгений Борисович говорит: «Какие марки машин вы знаете?». Ну,
пацаны начали шуметь, называть все, что видели, на чем ездили, о чем мечтали.
Когда стали «японцев» перечислять, «Хонду», «Мицубиси» и прочее, он спрашивает:
«А «Субару» знаете?». Мы говорим: «Да, знаем». Некоторые стали особенности
модельного ряда перечислять.
А
он говорит: «Как вы думаете, каким образом марка этой машины связана с нашим
предметом?». Мы, конечно, не знали. И он начал рассказывать. Оказывается,
Субару — это японское название созвездия, которое у нас называется Плеяды. Что
это созвездие одно из самых красивых и заметных в Северном полушарии, что про
него у Гомера написано.
«Понимаете,
— говорит, — что через карту звездного неба можно всю мифологию греческую
изучить? Плеяды — это сестры, которых Зевс, спасая от охотника Ориона,
превратил в семейство звезд. А Орион — это соседнее созвездие, и он за ними все
время безуспешно гонится». Кто-то из наших спросил: «Поэтому на товарном знаке
«Субару» звездочки нарисованы?».
Он
отвечает: «Да, но не только это интересно. Как по-английски «пятница»?». Мы: «Friday».
«Правильно, — говорит, — это от имени германской богини Фреи. У германцев были
другие боги, не те, что у греков, и они называли Плеяды «птенцами Фреи». И еще это
созвездие несколько раз упоминается в Библии».
***
Самолет
летел над бескрайним ковром облаков. Они напоминали роскошную взбитую перину, и
казалось, прыгни вниз — ни за что не долетишь до земли. Так и утонешь в этом
прохладном и неимоверно мягком одеяле, а затем продолжишь путь пешком, ниже самолетов,
но выше суетной земли, лежащей внизу, словно большая топографическая карта.
***
—
Плеяды, оказывается, дважды упоминаются в Книге Иова. Мой сосед раскрыл
лежавшую у него на коленях сумку и достал оттуда небольшую Библию в мягком переплете.
Минуты через две он нашел в тексте нужное место и прочел: «Скажет солнцу, — и
не взойдет, и на звезды налагает печать. Он один распростирает небеса и ходит
по высотам моря; сотворил Ас, Кесиль и Хима и тайники юга; делает великое, неисследимое
и чудное без числа!».
—
Вот, Книга Иова. Девятая глава. Хима — это Плеяды, а Кесиль — это тот самый
Орион, что за ними гонится.
—
Это и были те слова о Боге, которые вас впервые поразили? — спросил я.
—
Нет. Я тогда ничего не запомнил. Только удивился, что про созвездия в Библии
написано. Все это я потом нашел, и прочел, и понял. Просто Евгений Борисович что-то
сдвинул во мне, заинтересовал, что ли. Он наперед сеял, сеял в надежде, что у
кого-то в душе семя не погибнет, но прорастет. Кстати, там у Иова об этих созвездиях
еще сказано. Хотите, найду?
Он
полистал Книгу и через минуту прочитал: «Можешь ли ты связать узел Хима и
разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее
детьми? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?».
—
А кто такая Ас?
—
Ас — это Большая Медведица. А про узлы вы поняли? Нет? Плеяды, они распущенные,
как локоны.
Бог
спрашивает: «Можешь ли их связать?». А Орион переплетенный. Господь говорит: «Можешь
ли его развязать?». То есть, «что ты можешь такого, чтобы Мне указывать?». Это
ведь в последних главах говорится, там, где Бог Иову явился и смиряет его.
Мой
сосед опустил глаза в Книгу и прочитал еще: «Нисходил ли ты во глубину моря и
входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел
ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все
это».
***
Турбины
ровно урчали. Мой сосед замолчал. Я смотрел в окно на взбитую облачную перину.
По сути, я обозревал широту земли, и рождался во мне от этого скорее трепет,
чем восторг. Слишком уж немощен летящий по небу человек. И он, и его механизмы
— в руках Господа, Которого совсем не хочется искушать, особенно вспомнив
историю Иова.
***
Мы
помолчали, и сосед мой даже подремал. Но через некоторое время разговор
продолжился. Этот молодой монах оказался очень интересным рассказчиком.
Оказалось, что астрономия — его увлечение, и даже в монастыре у него есть
небольшой телескоп.
—
А начальство не ругает? Вам можно заниматься подобными вещами? — не
удержавшись, спросил я.
—
Да, поначалу отец игумен бурчал, — улыбнувшись, ответил он. Даже Писание
цитировал. «Дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все
воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им».
—
А вы что?
—
А я говорил, что служить звездам не собираюсь; что через звезды язычники узнали
о Рождестве Спасителя; что в псалмах сказано: «Хвалите Его, солнце и луна, хвалите
Его, все звезды света». В конце концов он мне разрешил в воскресной школе при
монастыре детям про астрономию рассказывать. Да и сам ко мне иногда заходит в телескоп
поглядеть.
—
Жаль, что у меня в школе не было такого учителя астрономии.
—
У вас наверняка был другой учитель, по другому предмету. То есть был кто-то,
чье имя не забылось и чьи уроки вам в жизни пригодились.
Я
стал вспоминать далекие школьные годы, перебирать имена, лица, предметы, чтобы
понять, был ли у меня в жизни такой преподаватель, который бы заронил в моем
сердце драгоценные зерна. А мой сосед между тем продолжал:
—
Я только в монастыре понял, что любой школьный предмет может тайно о Боге свидетельствовать.
Математика говорит об идеальном мире, о бесконечности. Биология заставляет
изумиться гармоничной сложности и глубине творения. Про историю и литературу я
просто молчу. Это, так сказать, почти богословские дисциплины. Если бы они
преподавались так, как надо, можно было бы всех к Богу привести.
—
А как надо?
—
А надо говорить, подразумевая Бога.
—
Простите, не понял.
—
Это от учителя зависит. Если учитель веру имеет, и Бога боится, и детей любит,
то он не будет часто и открыто о Боге говорить. Он будет о Боге думать, будет стоять
на уроке перед Его лицом и говорить о своем предмете. Дети тогда, сами не зная
почему, его предмет полюбят. Почувствуют. Разум не заметит благодати, а сердце,
как более тонкий орган, все считает и поймет. Не сразу, конечно.
Я
ведь подружился с Евгением Борисовичем, в гости к нему ходил, он мне книги
давал читать. А все равно только лет через десять после школы понял, что он учил
нас не тому, о чем говорил, а гораздо большему. Биолог, тот только про тычинки
и пестики твердил, да про происхождение человека от обезьяны. А ведь природа — это
раскрытая книга творения! Читай и изумляйся.
—
Скажите, а где таких учителей выпускают?
—
Нигде не выпускают. Учитель сам должен учиться и от своего огня другие огни
зажигать. Прежде чем познать Господа как Спасителя и Судию, Его знали как Учителя.
Понимаете? Учитель, в идеале, — это лучик от Христа. Христос — Солнце, а
учитель — лучик. Вы не учитель, случайно?
—
Я? Нет, я не учитель. Но у меня детей трое, и эта тема мне небезразлична.
Кстати, и машина у меня — «Субару».
Мы
еще долго говорили, и я услышал много таких вещей, о существовании которых даже
не подозревал. Мы и телефонами обменялись. Только жаль, что монах тот (Пименом
его звали) не из нашей страны. Так что видеть его с тех пор мне больше не
приходилось.
***
Рассказать
об этой истории меня заставило следующее обстоятельство. В нашей школе, то есть
там, где мои дети учатся, в учебную программу решили ввести Закон Божий. Родители
разделились на три части. Одни шумят «против», другие — «за», третьи
безразлично отмалчиваются. Я сам — «за». Меня в школе Библию читать не научили,
так пусть детей моих научат.
Я
хоть и много лет в церковь хожу и пощусь, и причащаюсь, но в музеях до сих пор
иногда перед картиной на библейскую тему стою в недоумении. То ли это «Юдифь с
Олоферном», то ли это «Иосиф убегает от госпожи» — не знаю. Только «Жертвоприношение
Авраама» узнаю безошибочно. Стыдно. Стыдно не знать ни корней, ни основ на
пятом десятке. Поэтому я за то, чтобы мои дети знали Бога и учили Его Закон.
И
тот разговор с отцом Пименом в самолете тоже этой темы касается. Ради этого я и
решился сесть и записать то, что память удержала. Давайте, учителя и родители,
вместе думать, что и как нам сделать, чтобы Господь Бог к сердцам наших детей прикоснулся.
Протоиерей Андрей Ткачев
Комментариев нет:
Отправить комментарий