Не
так давно мы отмечали 960-летний юбилей славной обители — главной святыни
украинского православия. Чем живет Киево-Печерский монастырь сейчас, «Церковной
православной газете» рассказали его насельники.
Архимандрит Поликарп
(Линенко), уставщик Киево-Печерской Лавры, регент левого клироса
— Как удалось братии
монастыря возродить древние лаврские традиции церковного пения, прерванные в
советское время в связи с закрытием обители?
—
Старцы, которых выгоняли из монастыря, верили в то, что Лавра еще откроется и
возродится. Они молились об этом и старались хоть что-то сохранить для возрожденной
обители. Например, тогдашний уставщик Лавры, игумен Феодосий (в схиме Антоний),
все годы, пока Лавра была закрыта, скитаясь по квартирам, носил за собой шесть
мешков с партитурами и богослужебными книгами. И когда Лавра открылась, то вся
эта библиотека, и нотная, и чтецкая, была передана сначала в Митрополию, а
потом нам. Это был базовый материал.
Кроме
того, до нашего времени дожили несколько монахов — клирошан старой Лавры,
которые знали лаврское пение. Это схиигумен Агапит, схиархимандрит Феофил. Но
самую ценную помощь в возрождении старых обычаев, напевов и уставных
особенностей нам оказал, конечно, приснопамятный отец Спиридон (схиархимандрит
Дионисий).
В
партитурах лаврского обихода даны в основном праздничные песнопения. А отец
Спиридон сам напевал все будничные напевы, которые использовались на простодневных
службах, и тогдашний наш наместник, владыка Ионафан (который тоже был патриотом
лаврского пения), записывал их на ноты. Мы это разучивали и учились исполнять
на клиросе.
— Сколько сейчас певчих
в Киево-Печерской Лавре и каков их режим дня в монастыре?
—
Певчих у нас человек по 12 на каждом из двух клиросов. Но для пения на некоторых
службах мы приглашаем дополнительных певчих и даже смешанные хоры. А на
братских Литургиях мы делимся и иногда поем квартетами. Большинство клиросных
монахов несут параллельно еще и другие послушания.
Основная
часть певчих у нас — священнослужители. И, естественно, никто их не освобождает
от священнических обязанностей — седмичного служения, совершения Таинств,
общения с людьми.
Покойный
отец Спиридон говорил, что в старой Лавре особенное внимание уделялось певчим
Великой церкви (Успенского собора), так называемым великоцерковным клирошанам.
Они жили в отдельном двухэтажном корпусе, который до сих пор называется
певческим корпусом.
И
благочинному вменялось в обязанность накануне всенощных бдений проходить по
корпусу и проверять, чтобы как минимум два часа каждый певчий поспал перед
большой, в особенности ночной, службой. Но сейчас таких правил уже нет. Мы сами,
как можем, выкраиваем себе часы сна и отдыха.
Иеромонах Агафон (Опанасенко),
помощник благочинного Киево-Печерской Лавры
— Как становятся
послушниками Лавры?
—
Некоторые приходят с рекомендацией приходского священника, другие идут лишь по
зову сердца, кто-то приходит на время потрудиться во славу Божию (это наши
трудники), а потом нередко решает остаться в монастыре, чтобы послужить Господу
в иноческом чине. Человек сам показывает своей жизнью — достоин ли он
подвизаться в монастыре, сможет ли он. От новоначальных требуется посещать братские
молитвенные правила, выполнять послушания, учиться смирению. Одним словом —
быть порядочным христианином.
— А кто принимает в
послушники?
—
По благословению нашего наместника владыки Павла, Духовного собора и отца
благочинного, я общаюсь с теми, кто хочет быть послушником. Далее согласовываем
этот вопрос со Священноначалием и принимаем.
— Существуют ли
возрастные ограничения для поступающих в обитель? И откуда приезжают?
—
Принимаем с 20 лет и старше, но есть послушники и за 40–50 лет. Приезжают из разных
регионов Украины, есть из России, Казахстана.
— Кто принимает решение
о постриге в монашество?
—
Это уже решает отец благочинный, Духовный собор, а решение утверждается владыкой
наместником и Блаженнейшим Митрополитом Владимиром — настоятелем нашей Лавры.
— По прошествии какого-то
времени?
—
Постригаем мы, конечно, не сразу. Между принятием в послушники и постригом
обычно проходит около пяти лет, хотя могут постричь и раньше. Здесь тоже смотрят
на отношение человека, на его поведение, достоин ли он принятия в иноки, или же
ему пока еще стоит испытать себя.
— А сколько у вас сейчас
братии?
—
В нашем монастыре более 100 монахов, 30 послушников, около 15 трудников и один
схимник — отец Рафаил.
— Какие послушания
существуют в монастыре?
—
Послушники и трудники могут быть пещерниками (то есть иметь послушание в пещерах),
дворниками, нести послушание на кухне, на просфорне, в иконописной мастерской.
Кроме того, братия несет послушания в алтаре, в издательстве Лавры, в библиотеке,
в саду.
— Киево-Печерскую Лавру
постоянно посещают туристы, да и сам монастырь находится практически в центре
столицы. Не мешает ли это монашеской жизни братии?
—
Каждый послушник и каждый инок пришел сюда по зову своего сердца и по Божию
призванию. И он должен понимать, что смотреть нужно только на себя, а не замечать
все вокруг, не вникать в мир. Нужно стараться отрешиться от того мира, из
которого человек пришел в монастырь. Несмотря на то, что в Лавру приходит множество
людей, приезжают многочисленные паломники и бывает немало искушений, послушники
и братия стараются вести себя достойно этих святых стен, избегать лишних отношений
с людьми и больше внимать своему сердцу.
— Есть ли в монастыре
свои постоянные прихожане?
—
Конечно, есть. Некоторые ходят к нам еще со времен возобновления монашеской жизни
в Лавре, с 1988 г.
Есть даже прихожане, которые помнят Лавру до закрытия, были в ней прихожанами и
знают еще тех старых монахов, живших здесь до 1961 г. К постоянным
прихожанам с каждым годом добавляются новые люди, приходит много молодежи. И
это радует.
Беседовал Олег Карпенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий