Святой
великомученик Димитрий Солунский родился в семье проконсула г. Фессалоник
(совр. Салоники), в период жестоких гонений на Церковь. Праведник был крещен в
тайном домовом храме и научен родителями основам христианской веры. В 305 г. на престол вступил
император Галерий Максимиан. К этому времени Димитрий достиг совершеннолетия,
однако его отца уже не было в живых. Вскоре
император пригласил юношу к себе и, убедившись в его образованности, предложил
ему занять место проконсула Фессалоник.
Правителем были выдвинуты два главных условия: защищать город от варваров и казнить всех, «кто призывает имя Распятого». Приняв назначение, юноша направился в свой город и, вступив в должность, сразу же исповедовал себя христианином.
Правителем были выдвинуты два главных условия: защищать город от варваров и казнить всех, «кто призывает имя Распятого». Приняв назначение, юноша направился в свой город и, вступив в должность, сразу же исповедовал себя христианином.
Вместо
гонений, он стал проповедовать язычникам Христа Воскресшего и по силе своей
ревности сравнялся с апостолом Павлом, который проповедовал в этих местах двумя
столетиями ранее. Под влиянием проконсула Димитрия многие жители города приняли
христианство. Когда об этом узнал император, то пришел в ярость и решил
наказать противника своей воли. Возвращаясь с армией из Причерноморья, Галерий
Максимиан вознамерился вести войска через Фессалоники.
Когда
об этом узнал Димитрий, то приказал верному слуге Луппу раздать проконсульское
имущество нищим: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе
богатства небесного», а сам предался посту и молитве, готовясь принять мучения.
Прибыв в город, император вызвал к себе проконсула Димитрия, который во
всеуслышание заявил о суетности римского многобожия и признался, что
поклоняется единому истинному Богу.
Исповедника
заключили в темницу для дальнейшего разбирательства, а император тем временем
захотел развлечься гладиаторскими боями. Он с увлечением смотрел, как германец
по имени Лий одерживал в борьбе с христианами победу за победой, сбрасывая их
вниз на копья воинов. Однако, увидев гибель своего любимца от рук христианина
Нестора, правитель пришел в негодование. Когда выяснилось, что тот вышел на
бой, взяв разрешение у заключенного проконсула Димитрия, то последовал приказ
умертвить и Нестора, и его непокорного учителя.
Ранним
утром следующего дня воины зашли в темницу к святому Димитрию и закололи его
копьями. Верный слуга великомученика Лупп благоговейно собрал его кровь на
плат, а также снял с его руки золотой перстень с печатью. Этими двумя
святынями, платом и перстнем, святой Лупп исцелил многих жителей города и
привел их ко Христу, за что был схвачен и казнен.
Тело
же святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение зверям, но
местным христианам удалось тайно захоронить его. Совсем скоро, при императоре
Константине Великом, над могилой праведника была построена церковь, которую
через сто лет сменил величественный храм. Во время строительных работ были
обретены нетленные мощи исповедника. С VII в. они стали мироточить. И после
смерти великомученик Димитрий пожелал остаться покровителем своего города:
несмотря на все попытки, так ни разу и не удалось перенести мощи или даже
частицу их в столицу империи — Константинополь.
Память
об этом святом с давних времен связывалась с воинской доблестью и защитой
Отечества. И хотя он прославил Господа в Греции, его подвиг оказался очень
близким славянской душе. Церковное почитание великомученика Димитрия Солунского
на Руси началось сразу после ее Крещения. К началу 70-х годов ХI в. относится
основание Димитриевской обители в Киеве, известной впоследствии как
Михайловский Златоверхий монастырь. Она была построена сыном Ярослава Мудрого,
великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий