Этот
фильм ждали. Наконец кинолента предстала пред очами зрителей. Ею был открыт X
православный кинофестиваль «Покров». Журналистка портала «Православие в
Украине» поделилась своими впечатлениями от фильма.
Фильм
«Орда», как заявили его создатели — режиссер Андрей Прошкин и руководитель
«Православной энциклопедии» Сергей Кравец — повествует о «событиях русской
истории второй половины XIV в. и подвиге святителя Алексия, митрополита
Московского».
МОНГОЛЫ
ИЛИ ОРКИ?
Что
ждешь от фильма после такой аннотации?
Первое
— ожидаешь увидеть на экране природу христианского чуда и образ святителя
Алексия, который вошел в историю Церкви не только как чудотворец и подвижник, а
и как мудрый архиерей, строитель монастырей, дипломат (налаживал отношения с
Литвой, Ордой и Тверью) и регент святого благоверного князя Димитрия Донского.
Второе
— ожидаешь увидеть историю русского народа: как он выживал во времена диких
междоусобиц, под гнетом монголо-татарского ига, как глубоко веровал в Бога и
преданно любил Русь, как нарождались среди него титаны духа, подобные святителю
Алексию.
Третье
— хочется увидеть жизнь и быт Орды — могучего и грозного государства,
державшего в страхе всю Евразию, от Тихого океана до Атлантики.
Приходишь
с такими ожиданиями в кинотеатр, удобно усаживаешься в кресле — и первым делом
видишь на экране монголов, похожих на орков из фильма «Властелин колец».
«Орки»-монголы сидят в какой-то захудалой юрте и, как полагается оркам, поедают
жирное мясо грязными руками, не вытирая при этом жир с лица, дико хохочут и
корчат зверские рожи.
На
этот пир с искренним удивлением смотрят монахи из Авиньона, которые прибыли к
хану узнать, не собирается ли он идти войной на их город. Удивление монахов
вполне понятно, они, небось, ожидали увидеть столицу Орды — знаменитый Сарай, о
котором арабский путешественник XIV в. Ибн Баттута писал: «…Однажды мы поехали
верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать кругом и узнать объем
его. Жили мы в одном конце Сарай-Бату и выехали оттуда утром, а доехали до
другого конца его только после полудня... и все это сплошной ряд домов, где нет
ни пустопорожних мест, ни садов.
В
Сарай-Бату тринадцать мечетей для соборной службы; одна из них шафийская. В
Сарае живут разные народы, как-то: монголы — это настоящие жители страны и
владыки ее; некоторые из них мусульмане; асы, которые мусульмане, кыпчаки,
черкесы, русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем
участке отдельно; там и базары их. Есть и водоснабжение, и канализация».
Вместо
этого великолепия они увидели пару грязных юрт посреди степи — тут любой
удивится. Хан Тинибек (Андрей Панин) ведет с монахами из Авиньона странный
диалог. Сперва собственноручно предлагает им отведать мяса. Монахи отказываются
от угощения. Хан угрожающе смеется, как бы намекая, что жизнь коротка, и что
кинжал опасен. Затем он говорит, что, конечно, захватит родной город монахов,
хоть и не знает, где этот город расположен: хану, по его словам, нужно больше
степей, дабы выпасать своих овец… Выходит, Орда захватывала земли для выпаса
скота? А в городах степей нет. Наверное, хану приписали такие слова, чтобы
показать, насколько он был глуп и невежествен.
Вдруг,
прямо на глазах у монахов, хана Тинибека убивают, и новым ханом становится его
брат Джанибек (Иннокентий Дакаяров). Мать Тайдула (Роза Хайрулина), в память об
умершем сыне, хладнокровно отрубает себе палец: «Топор мне! Нитку!»… Утро.
Монгольская столица Сарай предстает грязной и унылой; вот русским рабам
отсекают головы. А хан Джанибек, глядя на это, все время что-то ест...
ПРАВДА
И ВЫМЫСЕЛ
По
сюжету Тайдула, имевшая особое влияние в ханстве, слепнет. Ее сын Джанибек
вызывает всяких лекарей и шаманов, которые пытаются исцелить больную при помощи
орлиного помета, заклинаний и прочих народных монгольских лекарств.
Тут
стоит заметить, что события фильма происходят в 1357 г. В Орде уже почти
полвека господствовал ислам, достигший на то время своего расцвета. Более того,
в 1261 г. Сарай-Бату стал центром новообразованной Сарайской епархии Русской
Церкви, а в 1315 г. — католического епископства. Но в фильме монголо-татары —
настоящие язычники. Мечетей, о которых упоминал арабский путешественник, нет,
намаз никто не совершает, зато в ханстве есть шаманы, и царят суеверия.
Да,
когда-то при монгольских ханах действительно жили прорицатели, которые
предсказывали затмение солнца и переправляли между огнями все посылаемое ко
двору, имея от этого надлежащую долю. В письмах Плано Карпини и Нильома Рубрука
читаем: «Брату Андрею и его товарищам надлежало пройти огнями по двум причинам:
во-первых, они несли подарки, во-вторых, эти подарки были назначены лицу уже
умершему, а именно Кен-хану. От меня ничего подобного не требовали, так как я
ничего не принес. Если какое-нибудь животное или что-нибудь другое упадет на
землю, пока они проводят это таким образом между огней, то это принадлежит им».
Письма
эти, которые, к слову, использовали во время съемок авторы фильма, написаны в
1253 г., а события фильма, напомним, происходят в 1357 г. Ну, промахнулся
режиссер на сто лет, с кем не бывает? Зато костры и отрезанные головы картинно
смотрятся.
*
* *
Вернемся
к больной Тайдуле. Шаманы и колдуны, естественно, оказались шарлатанами и не
вылечили ханшу. Тогда Джанибек вспомнил про митрополита Алексия, «способного
молитвами творить чудеса», и посылает за ним в Московию своих послов.
К
слову, как раз перед тем, как ослепла Тайдула, хан Джанибек радовался
выступлению фокусника-волшебника. Но его мать разоблачила этого шарлатана, за
что хан тут же забил его до смерти. Выходит, Тайдула знала, что все эти
«волшебники» — шарлатаны? Отчего же тогда она вовсе не была против, чтобы
шаманы лечили ее?
...Два
татарина подъезжают к странному городу: река, деревянные покосившиеся домики и
пара монголов на улицах. Далее узнаем, что в этом городишке живут христиане.
Потому как на вопрос послов «Где все?» — татарам отвечают, что все на службе в
храме. Послы прямо на лошадях заезжают в храм — Успенский собор, где митрополит
Алексий (Максим Суханов) совершает богослужение. И это — Москва…
У
историка М. Тихомирова читаем: «В XIV веке Москва стала столицей одного из
самых сильных русских княжеств. Для успешной борьбы с соперниками Москвы —
Тверью и Рязанью — и с Литвой Иван Калита, получивший у хана ярлык на великое
княжение Владимирское, замыслил перестроить город. В 1339 году «месяца ноября в
25 день на память святого мученика Климента, замыслиша и заложиша рубити град
Москву, а кончаша тое же зимы на весну в великое говенье».
Этот
«град Москва дубов» вырос меж реками Москвой и Неглинной и перерезал старую
Новгородскую дорогу, проходившую по Большой Никитской улице и Большой Ордынке.
Значение новой Новгородской дороги получили Тверская и Пятницкая улицы. При
Иване Калите главные ворота Московского Кремля были устроены в восточной его
стене. Они вели не к княжеским угодьям за рекой Неглинной, а к Московскому
посаду.
Были
перестроены при Калите и московские соборы. В 1333 году вместо издавна
существовавшей деревянной церкви архистратига Михаила возведен каменный
Архангельский собор и близ него деревянная церковь Благовещения (впоследствии
каменный Благовещенский собор). Обе церкви стояли на бровке Кремлевского
(Боровицкого) холма над Москвой-рекой. К северу от них в 1326 году построен
каменный Успенский собор. Он также был хорошо виден с Москвы-реки. К востоку от
этих церквей, на вершине Кремлевского холма, в 1329 году поставлена каменная
церковь Иоанна Лествичника с колокольней (предшественницей колокольни Ивана
Великого)».
Однако
режиссеру виднее, как в те годы выглядела Москва.
К
послам выходит князь Иоанн Красный, который почему-то ведет себя, как гопник:
ходит вразвалочку, щурится и грызет орехи. «Держи», — делится князь своими
орехами с одним из послов. Зачем он это сделал? Чтобы образ гопника стал
окончательно завершенным? Мол, «здорово, пацаны, семки будете?».
Монголы
— князю: «В ханстве — горе, ослепла Тайдула. Если с нами поедет твой митрополит
и исцелит Тайдулу, то хан Джанибек не пойдет на Московию. А если не поедет, то
спалим город…».
Князь
прибегает к митрополиту Алексию — святой в это время парит ноги в отваре из
шишек. Князь начинает ныть: «Что тебе — трудно для нас чудо совершить? Помнишь,
совершил ты водосвятный молебен, и чума прошла в городе». «Может, то чудо было,
а может, случайность, кто его знает. Одному Богу ведомо, как все было. Не
совершаем мы чудес», — отвечает ему архиерей. Горячо же верует святитель
Алексий! «Может, чудо, может, не чудо, может, вообще случайность»...
Владыка
вроде как уверен, что никакого чуда в Орде он совершить не может, но едет,
чтобы спасти свой народ от очередного набега татар. Да и князь Иоанн, как
видим, в чудо не верит. Не успевает митрополит скрыться из виду, как правитель
говорит священнику, чтобы тот готовился занять место митрополита Алексия...
ЗАПУТАЛИСЬ
В МОЛИТВАХ
Митрополит
Алексий приезжает в Сарай со своим келейником Федькой. Отметим, что, в отличие
от князя Иоанна и митрополита, Федька в возможности исцеления Тайдулы не
сомневается ни на миг, он даже придумал, что попросит у хана в награду за чудо
— лисью шубу. Да, вера «гламурного» любителя мехов Федьки показана явно сильнее
веры митрополита.
Монголы,
первым делом, заставляют владыку очиститься — пройти сквозь огонь, прежде чем
попасть в покои Тайдулы. Из жития святителя Алексия мы узнаем, что он не раз
бывал в Орде как дипломат, а «огненное очищение» там не практиковалось уже 50
лет. Впрочем, опять же, режиссеру виднее.
Итак,
владыку закрывают во дворе Тайдулы, чтоб он ее исцелил. Но чуда не происходит.
В принципе, оно и понятно. Персонаж Суханова не верил в чудо — вот и
получилось, как с апостолом Петром: и, выйдя из лодки, Петр пошел по воде,
чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать,
закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и
говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14: 29–31). Таким маловером и
предстает перед зрителями святитель Алексий.
Митрополита
раздевают и выгоняют, как скотину, из города Сарая. А Федьку-келейника делают
рабом и отправляют трудиться истопником.
По
словам Прошкина, в образе святителя Алексия он вывел интеллектуала того
времени, но никакой интеллектуальности зритель не видит, он видит самокопания
маловерного. Тема духовного подвига тоже не раскрыта. Показано необычайное
смирение и жертвенность святителя Алексия, который понимает, что, не совершив
чуда, обрек свой народ на гибель. Его отпускают, но он не едет в Москву, а
возвращается вместе с рабами в Сарай. Возвращается, чтобы самому стать рабом и
принять мученичество.
Федька,
бывший келейник митрополита, теперь уже ненавидит его и даже пытается задушить.
Более того, Федька начинает молиться Аллаху. И вот именно благодаря этим кадрам
мы и догадываемся, что в Сарае — ислам, а монголы, хоть и поклоняются идолам, —
все же не язычники, а мусульмане.
Владыка
Алексий теряет духовные силы и пытается себя сжечь. Как бы суицид. Режиссер
явно «в теме» христианской веры. Измученный и обгоревший, святитель лежит под
ливнем в грязи и обращается к Богу: «Где Ты, я не слышу Тебя? Я не слышу
Тебя…». Происходит чудо. Тайдула исцелилась.
Возможно,
создатели «Орды» хотели показать, что святитель Алексий был таким же человеком,
как все мы. Что он сомневался, был искушаем, но глубоко верил в Бога и уповал
на Него. Митрополит не просит у Бога чуда, а спрашивает, для чего Он посылает
ему такие испытания, и плачет, как все мы, маловеры, потому что не видит Божией
помощи, не чувствует Божия присутствия. Но святым он, согласно фильму,
становится благодаря жертвенности и смирению. Хотя из того же фильма
получается, что хан убивает рабов исключительно чтобы сломить дух Алексия.
Следовательно, все эти люди могли остаться живы, если бы не жертвенность
святителя. Как-то жертвенность эта неоправданна, неубедительна. Митрополит слыл
мудрым архиереем, а здесь он не может найти выход из ситуации.
ЧТО
ЖЕ БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ
Хан
Джанибек вручает ярлык митрополиту Алексию, дарит лисью шубу Федьке (которого,
оказывается, не успели убить) и отпускает их в Московию. Тайдула передает
святителю перстень, который, согласно житию митрополита, до сих пор сохранился.
Но в фильме владыка отказывается от перстня и отдает его монгольскому послу.
Авторы как бы подчеркивают, что материальное святителю не нужно. Митрополит
возвращается из Сарая в Московию, повторяя, что никакого чуда он не совершал.
А
в Орде в это время Джанибека убивает его же сын Бердибек, который восседает на
престол, несмотря на то что Тайдула отказалась его благословить. «Но почему?» —
спрашивает Бердибек. — «Не знаю. Этого не хочет Бог…» (Получается, Тайдула
после чудесного исцеления уверовала во Христа? И не просто уверовала — ей
открылись пути и помыслы Господни. Или она имеет в виду Аллаха?) Появляется
пояснительная надпись: «Это было начало распада Великой Орды». Титры.
Итак,
тема Православной веры не раскрыта. Неужели так мало событий в житии святителя,
которые можно было взять для экранизации? Напротив. В той же «Православной
энциклопедии» находим житие святителя Алексия и понимаем, что события его жизни
могли составить канву захватывающей приключенческой эпопеи, в которой нашлось
бы место всему: путешествиям, пленению, политике, интригам, войнам и чудесам.
Вот,
к примеру, как пишет о событиях, показанных в фильме «Орда», историк С.
Перевезенцев: «Уже при жизни Алексий прославился как чудотворец. В 1357 году
митрополит Алексий ездил в Орду по приглашению хана Джанибека. Дело в том, что
ордынская царица Тайдула лишилась зрения и пожелала, чтобы Алексий исцелил ее.
Житие митрополита рассказывает, что 18 августа, в день отъезда, в Москве
случилось чудо: в Успенском соборе перед гробом святого митрополита Петра сама
собой загорелась свеча. Алексий разделил свечу и одну часть ее раздал народу, а
другую взял с собой. В Орде, возле больной царицы, он помолился и зажег
привезенную из Москвы свечу. Затем окропил Тайдулу освященной водой — и та
тотчас прозрела».
Допустим,
что картина не о Православии, а об Орде. Тоже мимо. Монголы здесь сплошные
вандалы и обжоры, они тупы, хотя им не чуждо инженерное мышление — умеют
создавать боевые и пыточные машины. Весь фильм удивляешься: «И вот эти грязные
дикари умудрились завоевать полмира и по-хозяйски косились на остальную
половину?».
И
вообще, к вопросу об исторической достоверности. Одно дело — упрощения и
допущения, чтобы сюжет получился цельным, а другое дело — то, что называется
«развесистой клюквой». То, как в фильме изобразили Орду и Московское княжество,
напоминает, как изобразили Российскую империю в голливудской версии «Анны
Карениной»: vodka, medved, balalajka, Вронский постоянно просит Каренину
сварить ему «borshch». Сплошная экзотика!
В
ОСТАТКЕ — НЕПРИЯТНЫЙ ОСАДОК
В
пору задать вопрос: «Чему учит данная кинокартина?».
Но
здесь меня могут упрекнуть. Мол, и не должно искусство быть поучительным. Так
считают некоторые граждане. Причем среди этих «некоторых» и сам режиссер А.
Прошкин. Он прямо говорит в интервью: поучительность кино — это «странная и
утилитарная идея, которую нам пытались вдолбить в советское время».
Допустим.
Может быть, кино не должно учить, но тогда, наверное, оно должно развлекать? Но
фильм «Орда» и не развлекает. Картина местами скучна, от натурализма тошнит,
мотивации героев непонятны, диалоги не интересны, смотреть на все это тоскливо
и неприятно. В таком случае — какова миссия кино? Зачем оно? Наверное, чтобы
авторы самовыражались, а зрители восхищались их богатым внутренним миром и
сожалели, что «не доросли» до понимания всей глубины фильма.
Интересно,
что и режиссер, и автор сценария, и исполнитель роли митрополита Алексия
подписали письмо в поддержку «Пусси Райот». Конечно, у нас свобода совести и
убеждений, можно кого угодно поддерживать и что угодно подписывать, но разве не
получается, что как-то весьма странно и специфически авторы фильма «Орда»
относятся к Церкви?.. И почему именно таким людям решили поручить создание
фильма о православном святом?
Очень
хотелось бы, чтобы в следующий раз тот, кто задумает снять исторический фильм о
православном святом, для воплощения своей идеи задействовал сценариста, который
знает историю (или хотя бы умеет пользоваться достоверными источниками), и
режиссера, который разбирается в христианской вере и уважает Православную
Церковь.
Ольга Мамона
Комментариев нет:
Отправить комментарий