29 ноября 2012

ЖИЗНЬ БЕЗ УДОБСТВ. ОБ АСКЕТИЧЕСКИХ ЛИШЕНИЯХ В ОДЕЖДЕ И ЖИЛИЩЕ

В предыдущем номере «Церковной православной газеты» наши читатели могли прочитать о том, как постились древние христиане. На этот раз, вновь обратившись к «Рассказам из истории христианской аскетической жизни» известного историка Церкви Алексея Петровича Лебедева (1845-1908), узнаем о других проявлениях христианского аскетизма, которые большей частью основываются на примерах и предписаниях Священного Писания.


ПОКАЯННАЯ ОДЕЖДА

Так, на примерах святого Иоанна Предтечи, который «имел одежду из верблюжьего волоса» (Мф. 3: 4), и пророка Илии (см.: 4 Цар. 1: 8), основывалось ношение на голом теле власяницы. (В древние христианские времена власяницей обычно называли грубую волосяную одежду из шерсти). Как отмечает А. П. Лебедев, с III в. о ней часто упоминают христианские писатели, а в среде монашества с IV в. эта одежда входит чуть ли не во всеобщее употребление.

Так как власяница служила выражением чувства покаяния и самоуничижения, то преподобный Иоанн Кассиан Римлянин († ок. 435) запрещал монахам носить постоянно и только власяницу, чтобы избежать воспитания в носящем ее чувства духовной гордости и самомнения. С V в. монахи на Востоке и Западе носили власяницу прямо на голое тело большей частью только в известные времена, например в дни постов или же в знак покаяния в каком-либо прегрешении; в остальное время она имела значение верхней одежды и носилась поверх нижнего платья.

В средние века как между монахами, так и между мирянами был весьма распространен обычай налагать на себя власяницу перед смертью — подобно тому, как на Руси цари и царицы, а также бояре перед смертью принимали монашество или даже схиму.

О БОСОНОГИХ ПОДВИЖНИКАХ И РУДИПЕДАЛАХ

Еще одно проявление христианского аскетизма — босоножие, или самолишение обуви, которое основывалось на известных примерах из Ветхого Завета. Так, Бог повелел снять обувь Моисею, стоящему на месте, которое «есть земля святая» (Исх. 3: 5). Босым восходил Давид на гору Елеонскую, на вершине которой поклонялся Богу (см.: 2 Цар. 15: 30, 32), а пророк Исаия «ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии» (Ис. 20: 2–4).

В христианской древности уже Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215) в числе нравственных предписаний, необходимых для мужчины, наставляет и советует ходить без обуви. В свою очередь, основания для босоножия представляет известный описатель жизни древних монахов преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Он находит такие основания для монахов в Евангелии и указывает, что босоножие предписывает своим апостолам Сам Христос (см.: Лк. 10: 4; Мф. 10: 10), хотя Спаситель только повелевает довольствоваться одной обувью (см.: Мк. 6: 9).

Появлялись и еретики, как, например, упоминаемые Августином рудипедалы (босоногие), требовавшие, чтобы все обязательно ходили без обуви. Но вообще обычай ходить босиком, например во время епитимьи — в крестных ходах, в паломничестве ко святым местам, считался всегда очень почтенным. Не пренебрегали этим обычаем даже царственные особы, в частности святой император (379–395) Феодосий Великий.
Для монахов разутость считалась делом в особенности приличным. Немало подвижников из духовного и светского сословия, известных этим родом аскетизма, было и в средние века. Путешественники, отправлявшиеся в Иерусалим по предписанию своих духовников или по собственному усердию, где можно было, ходили босыми; так же поступали и паломники, посещавшие святыни Рима.

ОТ НАГОТЫ ДО ПРОСТОТЫ

Нечасто, но все же встречаются в истории христианства примеры подвижников, которые считали возможным обходиться без всякой одежды. Как сообщает профессор А. П. Лебедев, вполне нагими ходили отшельники так называемой Скитской пустыни в Египте; при взгляде на них преподобный Макарий Египетский пришел к выводу, что при всей суровости жизни он еще не дошел до той степени в самолишениях, до какой дошли эти отшельники.

Встречались и отдельные примеры обнаженных аскетов, которые жили в пещерах или под открытым небом. Например, Сульпиций Север (IV в.) рассказывает об одном пустыннике Синайской горы, который в продолжение 50-ти лет не имел другого покрова, кроме собственных длинных волос.

Гораздо многочисленнее примеры аскетической скудости в одежде древних христиан. Например, за возможную простоту и непритязательность в одежде ратовали такие известные писатели древней Церкви, как Климент Александрийский и Тертуллиан Карфагенский.

В частности, Климент рекомендовал предпочитать простую белую одежду, потому что в белое одеты ангелы и святые люди на небе (см.: Откр. 6: 11; 19: 8), и предостерегал от пестрых и цветных одежд, поскольку такие одежды больше ласкают взор, чем служат практической потребности, и потому что простота есть лучшее отображение христианской правоты и святости. А вот шелковые материи Климент Александрийский считал неприличными христианину не только как бесполезные, но и потому, что шелк — продукт червей, служащих символом непостоянства и переменчивости духовного расположения…

Определенные предписания о том, как должны одеваться монахи или аскеты, давал блаженный Иероним Стридонский († 420), который требовал, чтобы монашествующие носили бедные, грубые и темные платья, но предостерегал при этом от грязных и неряшливых одежд, как хвастовства бедностью. Со своей стороны, святитель Иоанн Златоуст обличал тех, кто выставлял на вид искусственную простоту в платье, однако хвалил свою верную ученицу, богатую вдову Олимпиаду, ее бедное одеяние, за то, что она по внешности ничем не отличалась от самых бедных людей.

«НЕ ДАМ СНА ОЧАМ МОИМ…»

Еще один вид аскетических лишений касается ночного отдыха. Многие из древнейших египетских отшельников старались отгонять от себя сон в продолжение целого ряда ночей или тем, что они постоянно стояли на молитве, или через напряженные телесные занятия. Так, например, Дорофей Фиваидский днем вместе с другими носил камни, нужные для постройки келий ему и братии, а ночью, для того чтобы отогнать сон, сидя занимался плетением пальмовых веревок и никогда не ложился для отдохновения.

А вот старец Махет, по рассказу Кассиана, мог не спать несколько ночей подряд во время духовного собеседования, «если же кто-нибудь начинал злословить или пустословить, то он тотчас засыпал, так что яд злословия не касался даже ушей его». Некто Феодул причинял себе мучения тем, что ложился только на спину. Многие другие монахи спали в сидячем положении, как, например, монахи преподобного Пахомия в Тавенне, которые на ночь заключались в тесные короба, принимая в них полусидячее положение. Некоторые из аскетов ложились ночью на голой земле.

Не довольствуясь тем, чтобы делать сон как можно менее спокойным и лишать его подкрепляющего действия на человека, многие подвижники старались насколько возможно ограничить продолжительность сна. Например, в монастырях со строгим уставом не один раз, а несколько раз будили подвижников для совершения молитвы. В уставе Колумбана (VI в.) говорится: «Усталый монах приходит к своему одру, уже дорогой он начинает дремать; но, прежде чем он заснет, его снова будят».

ПРЕОДОЛЕВАЯ ХОЛОД И ЗНОЙ

Еще один из древних аскетических обычаев — борьба с чувством холода и приучение себя к перенесению стужи. Так, например, сирийский отшельник святой Иаков († ок. 450) известен тем, что он в продолжение двух- или трехдневной молитвы стоял на обледенелой земле, причем снег валился на него в таком обилии, что его пришлось откапывать чуть не лопатами.

О греческой императрице святой Феофании, жене Льва Мудрого, и других подвижницах средних веков сказатели их жизни сообщают, что во время жесточайшего зимнего холода они охотнее преклоняли колена для молитвы и ложились для отдохновения на холодном каменном полу своих спальных комнат или своих молелен, чем на половике или постели. Распространенный способ борьбы с чувством холода — постоянное намеренное неотапливание комнат. Так, блаженный Феодорит об Аврааме, епископе в Карах (400 г.), говорит, что употребление огня он считал излишним для какой бы то ни было цели.

Еще один вид христианского аскетизма — жизнь под открытым небом, например столпничество (пребывание на возвышенной открытой площадке) или пустынножительство в подражание Иоанну Крестителю (см.: Лк. 1: 80). Известнейший образец — преподобная Мария Египетская, которая оставалась без крова более 47 лет, живя в дикой пустыне и подвизаясь, по словам икоса святой, «паче меры человеческаго естества».

Подготовил Михаил Мазурин

Комментариев нет:

Отправить комментарий