06 мая 2014

БЛАГОВЕРНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ КИЕВСКИЙ. К 960-летию со дня смерти князя Ярослава Мудрого

И. Я. Билибин.
«Великий князь Ярослав Мудрый»,
1926 г.
«В лето 6562 (1054), февраля месяца, в 20 день успения цесаря нашего, в неделю мученика Феодора», — такую запись оставил один из современников и подданных Ярослава Мудрого на стене собора Святой Софии в Киеве. Великого князя Киевского оплакивали как цесаря (царя), наделяя титулом римских и византийских императоров, библейских властителей. Эпоха правления «цесаря Ярослава» постепенно окутывалась сиянием «золотого века», а сам князь становился в глазах преемников идеалом христианского монарха.


Древнейшие средневековые источники, упоминающие Ярослава, описывают неоднозначный образ хитрого политика, харизматичного лидера, умного правителя. Согласно скандинавским сагам «Ярицлейв конунг не слыл щедрым, но был хорошим правителем и властным»; русские летописи в целом не противоречат: «он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». Мудрость князя, по мнению древнерусских летописцев, заключалась в том, что оба главных храма страны — в Киеве и Новгороде — он посвятил Премудрости Божией — Софии, а также в том, что любил книги.

Однако еще при жизни Ярослава (и, очевидно, с его участием) начинает формироваться известный ныне образ величественного и мудрого государственного мужа. Митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати», проводя прямую параллель Владимир — Ярослав, Давид — Соломон, пишет о князе: «Он создал Дом Божий, великий, святой Премудрости (Его) на святость и освящение града твоего [...]. И славный град твой Киев величием, как венцом, окружил, вручил людей твоих и град скорой на помощь христианам Всеславной Святой Богородице».

О Ярославе не слагали былин, его образ не слишком распространен в народном творчестве — это место занимает образ его отца: «Владимир Красное Солнышко» — идеальный князь, защитник Родины, веселый и добрый правитель. Другой популярной в народных сказаниях фигурой был брат Ярослава Мстислав — образцовый дружинный князь. Ярослав также был воином, возглавлял войско и одерживал победы, однако слава его в другом: строитель, законодатель, просветитель, дипломат, государственный деятель, ревностный христианин.
Такие черты трудно опоэтизировать в фольклоре, однако они — настоящее сокровище для историка, поэтому неудивительно, что Ярослав — ключевая фигура в летописях и трудах ученых. Именно историк Н. Карамзин впервые применил эпитет «мудрый», в общем характеризуя деятельность Ярослава, и назвал правление князя «блестящим и счастливым».
Эпоха Ярослава — период исторический, впервые расписанный в «Летописи русской» не преданиями, а конкретными событиями. Эпоха Ярослава — время общественно-политическое, яркий доселе образ его правления — разнонациональная, но крепкая и сильная семья, представители которой охватывали весь политический спектр тогдашней Европы, а также — могущественное и мирное пристанище правителей-изгнанников из Норвегии, Британии, Венгрии.
Храм во имя святого благоверного князя Ярослава Мудрого.
Киев, мкр-н Березняки

Эпоха Ярослава — пора христианская, стремительный расцвет и проникновение религии во все сферы жизни людей. Это время деяний первых русских христианских святых, один из любимых периодов художников последующих поколений, патриотический образ сильной, могущественной страны в период расцвета, и чем глубже был позднее упадок, тем ярче представлялась та минувшая эпоха.

Софийский собор, Киев

Наследие того периода остается самым прочным стержнем, на котором до сих пор держится наша страна: единство земель, благочестие, любовь к мудрости. Эту память о Ярославе и его достижениях сквозь века хранит собор Святой Софии в Киеве. Во времена князя собор был центром общественно-политической, культурной и религиозной жизни. Во времена многочисленных позднейших войн собор выстоял и сохранил свою главную ценность — мозаичную икону «Богоматерь Оранта», олицетворение Премудрости Божией. «Богородица Нерушимая Стена» — называют ее в народе, веря, что, пока стоит она, будет стоять Киев, а с ним и страна.
Саркофаг Ярослава Мудрого.
Софийский собор, Киев

Несмотря на то что идеализация периода никогда полностью не затмевала фигуру самого Ярослава — слишком живой, действенной, практичной и незаурядной личностью он был — князь и поныне остается символом крепкого государства, идеалом правителя одновременно мудрого и добродетельного, тоска по которому преисполняет многочисленные поколения.
По свидетельству летописца, перед смертью Ярослав обратился к своим сыновьям с наставлением, которое сохраняет свою актуальность до сих пор: «И если будете вы в любви между собой, то и Бог будет в вас, и покорит он вам противников под вас, и будете вы мирно жить. Если же будете вы в ненависти жить, в распрях и ссорах, то и сами погибнете, и землю отцов своих и дедов погубите, которые добыли ее трудом своим великим».

Екатерина Усачева

Комментариев нет:

Отправить комментарий