В конце XIX в. иерей Игнатий Лотоцкий, служивший в Браиловском монастыре в 1895–1898 гг., писал: «Еще издалека привлекает внимание прекрасный вид на городок и большие корпуса обители, над которыми поднимаются церковь и колокольня...».
На полуострове духовной жизни
Издавна Браиловский монастырь считался оплотом Православия на Подолии. Обитель основана в 1635 г. тщанием благочестивого шляхтича Михаила Кропивницкого. Он же передал в дар обители икону Божией Матери Браилово-Ченстоховскую, которая считается одним из самых древних списков Ченстоховской иконы. Святыня сохранилась до наших дней.
Монастырь с трех сторон омывается водами реки Ров. Вызывают восхищение прекрасный вид, величественные монастырские корпуса, высокая колокольня. На территории обители есть несколько храмов, самый большой из них — Свято-Троицкий, достаточно оригинальный в архитектурном плане.
Сначала это был православный женский монастырь в Виннице, который имел собственные земли и угодья. Со временем он достиг определенного расцвета, был удостоен разряда монастыря первого класса. Впоследствии его захватили униаты, и постепенно обитель пришла в упадок.
В 1795 г. началось возрождение монастыря как православного, в 1845 г. он был переведен из Винницы в Браилов. Благодаря упорному труду монахинь возводились новые сооружения, строились храмы. Здесь действовали духовное училище и приют для девочек-сирот, богадельня и т. д.
Во время Первой мировой войны, в 1914 г., в Браиловской обители был открыт лазарет на 50 коек. Заботу о раненых проявил правящий епископ Митрофан, лично посещавший больницу. А в мае 1915 г. года император Николай II за попечение о раненых воинах наградил игумению Екатерину золотым крестом.
После 1917 г. из всех помещений монахиням оставили только одно, да и то на правах аренды, за что приходилось платить немалые деньги. Весной 1932 г. жители сел Москалевки и Козачевки спрятали часть урожая в Браиловском монастыре, но хлеб нашли и отобрали. Кроме того, у монастыря забрали все продукты. Затем жителей окрестных сел вынудили проголосовать за закрытие обители, которая пыталась спасти их от голода, а более 200 сестер заставили работать в совхозе. Монастырских священников арестовали, некоторых сослали в Сибирь. В келиях разместили общежитие профтехучилища, учебные классы, туристическую базу, а в храме в честь Антония и Феодосия Печерских — стрелковый тир.
В годы Второй мировой войны территория Браилова входила в румынскую оккупационную зону, и в 1942 г. обитель отдали насельницам.
Последнее возрождение монастыря началось в 1989 г., когда было принято решение о его передаче Украинской Православной Церкви. В обители снова затеплились лампады, зазвучали молитвы.
Ныне здесь проживают 65 монахинь. День начинается в шесть часов утра с молитвы. Сестры несут послушание на огородах, в коровнике, просфорне, занимаются рукоделием.
Святыни обители — Браилово-Ченстоховская и Браилово-Почаевская иконы Божией Матери. Записано множество случаев исцеления после молитв у них. Отовсюду едут сюда люди, чтобы поклониться чудотворным образам и попросить помощи. Обитель живет, и в каждом ее уголке царят мир, тишина, любовь и Божия благодать.
Браилово-Ченстоховская и Браилово-Почаевская чудотворные иконы Божией Матери
Браилово-Ченстоховская икона Божией Матери, написанная в византийском стиле, находится в монастыре с давних времен. Этим образом в 1635 г. благословил Винницкую обитель ее основатель Михаил Кропивницкий. В 1860 г. на образ была возложена драгоценная риза, которая, к сожалению, не сохранилась. Богоматерь здесь изображена в короне с Богомладенцем на левой руке. Празднование иконе совершается 14 октября.
Интересна история второй почитаемой в монастыре иконы Божией Матери — Браилово-Почаевской. В 1672 г. турецкие войска ограбили монастырь, забрав из него все драгоценности. Тогда же исчезла и эта икона. Ее обретение связано с именем профессора Нежинского историко-филологического лицея протоиерея Андрея Хойнацкого. В июле 1887 г. он обнаружил в одной из церквей Почаевской Лавры икону с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись надписью, священнослужитель начал исследовать икону и пришел к выводу, что перед ним — список чудотворной иконы, которая была когда-то в Браилове. Взяв благословение лаврского священноначалия на перенесение святыни в Браилов, отец Андрей известил игумению, и икона была переслана по почте в Винницу, а затем в особом вагоне перевезена на станцию Браилов и 1 июня (ст. ст.) 1888 г. торжественно перенесена в монастырь, где заняла место на солее слева от царских врат главного монастырского храма.
Икона написана на липовой доске, ее стиль близок к эпохе Возрождения. Лик Богоматери выступает на светлом фоне как живой, но с этой жизненностью удивительно гармонирует созерцательное настроение. С любовью Богоматерь поддерживает левой рукой Богомладенца, распростертые руки Которого будто готовятся принять к Себе все человечество. Сверху изображены Ангелы, поддерживающие короны над главами Пресвятой Девы и Богомладенца. 7 апреля 1890 г. на Браилово-Почаевскую икону Богоматери была возложена сребропозлащенная риза, пожертвованная лицом, пожелавшим остаться неизвестным. Эта риза, как и остальные ценности, исчезла после разорения обители безбожной властью. Судьба иконы после 1962 г., когда монастырь был закрыт, доподлинно неизвестна. В монастыре же находится копия чудотворного образа, написанная на холсте, наклеенном на доску размером 83,5 х 62,5 см.
В декабре 1931 г. настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря София (Рачинская) составила «Акафист Пресвятой Богородице пред чудотворной Ея иконой Браиловской-Почаевской», первая половина которого посвящена Браилово-Ченстоховской иконе, вторая — Браилово-Почаевской. 17 сентября 1932 г. этот акафист был впервые отслужен на квартире священника Михаила Мазура в г. Бар Винницкой области.
Празднование иконе — 10 октября.
Тамара Зозуленко
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая Барской
Святыня находится в г. Бар Винницкой области. Название города связывают с названием места рождения его основательницы: подольский Бар основан польской королевой Боной Сфорца, которая родилась в итальянском городе Бари в 1494 г. Одно время этим подольским местечком владел шляхетский род Григоровичей-Барских.
Со временем в здешних лесах возник Барский мужской (ныне — женский) монастырь. Его главная святыня — чудотворная Барская икона Божией Матери (празднование установлено с 1887 г.), которая на протяжении уже 300 лет являет чудеса милости нашей Заступницы.
В описании монастыря за 1723 г. повествуется, что в главном алтаре стоит в особой нише под сребропозлащенной ризой икона Богоматери, держащей на руках Младенца Христа. В народе она называлась образом Пресвятой Покровы. Вокруг нее — красный балдахин с изображением двух Ангелов, поддерживающих корону. Живопись на иконе старинная, византийского письма, цвет ликов охристо-коричневый, одеяния — темно-голубого цвета. Лики Спасителя и Божией Матери имеют строгое выражение, над ними — серебряные короны и лучезарное сияние, украшенное 12-ю звездами. В честь образа составлена «Песнь Пресвятой Деве Богородице, чудотворной Ея иконе в Баре-граде».
Жители г. Бара и окрестностей всегда обращались к Пресвятой Деве, Покровительнице рода христианского, в разных болезнях и бедах.
Так, местная юная жительница страдала тяжкой нервной болезнью. Родные больной обращались к разным докторам, но их советы не помогали. Когда же отслужили молебен о здравии перед чудотворной Барской иконой Богоматери, то больная, к удивлению всех, сразу почувствовала облегчение, начала резвиться и бегать. От болезни не осталось и следа. Это случилось в 1885 г.
Один крестьянин привез в монастырь сына лет 15–16-ти, больного нервным расстройством. После молебна перед Барской иконой Божией Матери отрок успокоился и совершенно здоровым отправился домой, что засвидетельствовал отец, приехав вознести благодарственные молитвы.
В атеистические времена монастырь был разгромлен и разграблен. Дабы спасти чудотворную икону, последним насельницам обители Серафиме, Амвросии и Гаврииле пришлось отдать красивые серебряные ризы и позолоченные венцы иконы. Сестры хранили образ в подполье, молясь перед ним по ночам.
Затем образ некоторое время пребывал в Одесской епархии, а в 2000 г. был возвращен в г. Бар и установлен в Успенском соборе. В 2002 г. Барская икона, потемневшая от времени, обновилась — посветлели лики Божией Матери, Спасителя, стали видны венец на главе и руки Богородицы.
В 1921 г. игумения София (Рачинская) составила «Акафист Пресвятой Богородице в честь святыя иконы Ея, нарицаемыя Барская».
Празднование Барской иконе Божией Матери совершается 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий