В
первой половине XVI в. в этих местах находился дремучий лес, на деревьях
которого пчеловоды ставили борти (ульи); однажды днем бортники увидели на сосне
сияющую икону Божией Матери. Сотворив молитву и возвратившись домой, они
рассказали о чуде родным и соседям.
ОСНОВАНИЕ
С той поры многие из мирян и иноков
приходили сюда для молитв, пили воду из источника, вытекавшего из-под корня
заветной сосны.
На
некоторое время здесь поселился инок-пустынножитель, воздвигший часовню. Когда
часовня была готова, в ней поместили икону, снятую с дерева по указанию настоятеля
одного из соседних монастырей. Утром следующего дня чудотворный образ вновь
стоял на сосне. Настоятель велел совершить вторичное перенесение иконы, однако
и в третий день святыня явилась на прежнем месте. Не подумав о том, что новые
чудеса указывают на преждевременность перенесения иконы, настоятель
распорядился срубить сосну и еще раз поставить образ в часовне. В тот же день
настоятеля посетила болезнь, от которой он вскоре преставился.
После
этих событий прежний источник иссяк, а в 2 км на запад открылся новый. По мере
распространения известий об исцелениях, явленных через икону Божией Матери в
«бортном угодье», сюда пришли новые иноки, привлекаемые благодатью святыни и
уединенным расположением леса. В конце XVI в. мирянин Фома Милонов с товарищами
поставил здесь деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Строительство монастыря старинные акты пустыни приписывают братии Путивльской
Молченской обители.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ИСТОРИИ
Первое
документальное упоминание о Глинской пустыни — как «бортном угодье Пресвятой
Богородицы Глинской» — относится к 1648 г. (в тот год угодье было приписано к
Путивльскому Молченскому монастырю, которому пустынь формально подчинялась — с
перерывами — до 1764 г.). Название «Глинская» историографы обители связывали с
добычей в окрестностях глины или временной принадлежностью этих земель князьям
Глинским (обе причины гипотетичны).
К
числу многих чудес, прославивших Глинский образ Божией Матери, относится
избавление в 1848 г. города Глухова от эпидемии холеры: в память этого события
с 1857 г. совершался ежегодный крестный ход из пустыни в Глухов (с перенесением
самой чудотворной святыни). В наши дни традиция восстановлена: крестный ход
совершается 1 сентября.
На
протяжении веков Глинская пустынь являла миру образец истинного монашества: ее
братия жила по строгому уставу, поддерживала традицию духовного руководства
новоначальных иноков опытными старцами, простирала на внешний страждущий мир
обильную милостыню, самоотверженную пастырскую опеку, просветительскую
деятельность. Высокие подвиги и духовные дарования глинских иноков сделали
обитель широко известной. Ее подвижников называли «украшением монашества».
Преподобный
Макарий (Глухарев), подвизавшийся в Глинской пустыни накануне своего
миссионерского служения на Алтае (1825–1829), писал о ней: «Это школа Христова,
это одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти, надлежит
умалиться до Христова младенчества». «Благодарение Господу: иночество живо еще
на православной Руси», — вторит отцу Макарию отзыв о Глинской пустыни святителя
Феофана Затворника.
Устав
пустыни полностью или частично заимствовали не менее 14 русских монастырей.
Своей жизнью глинские старцы оказывали огромное влияние на всe общество. К ним
устремлялись многочисленные паломники со всех концов Российской империи (а
позже — СССР). Многие воспитанники пустыни за высоту своей духовной жизни
избирались на начальственные должности в другие монастыри — для утверждения там
истинно монашеского жития. Из среды глинских иноков вышли также известные
миссионеры.
Старцы
святой жизни, имевшие дары Святого Духа, жили в обители уже в конце XVIII в.
Начало особого подъема и расцвета духовной жизни в пустыни связано с
настоятельством игумена Филарета († 1841), который ввел здесь строгий
общежительный устав по чиноположению Афона. Как великого подвижника отцa
Филарета знала вся Российская империя, чтили иерархи. Под его руководство в
Глинскую пустынь многие старцы (в т. ч. преподобный Серафим Саровский)
направляли желающих иночества. Переходили в пустынь и опытные подвижники.
Велико
было духовное единение Глинской пустыни с Оптиной. Старцы обеих обителей
вступали в духовно-молитвенное общение, посещали друг друга, вели переписку,
имели общих духовных чад. В числе глинских подвижников широко известны
преподобный Василий (Кишкин, † 1831), преподобный Илиодор (Голованицкий, †
1879), преподобный исповедник Андроник (Лукаш, † 1974), святитель Серафим
(Мажуга, † 1985).
Преобразования
отцa Филарета положили начало систематической
благотворительности монастыря, которая стала здесь непреложным законом. Обитель
содержала несколько странноприимниц и больницу, Дом трудолюбия для обучения
ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот, щедро жертвовала на нужды
народного образования. С 1891 г. монастырь издавал духовно-нравственную
литературу, в 1908 г. открыл миссионерский кружок имени святoгo апocтoлa Иоанна Богослова для противодействия сектантству.
В
1922 г. пустынь была закрыта, в 1942 г. — возродилась. Ее духовные традиции
были восстановлены: «ядро» братии составляли иноки, жившие здесь до 1922 г.;
посредством старческого окормления они воспитали новое поколение подвижников.
Невзирая на крайние лишения военного и послевоенного времени, братия пустыни
оказывала материальную помощь богомольцам, семьям погибших воинов и
детям-сиротам.
В
1961 г. последовало второе закрытие монастыря, о котором его старцы сказали: «В
обитель не все люди могли приехать по немощи, из-за далекого расстояния, недостатка
денег. Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы глинские
иноки были для всех маяками духовной жизни». В 1994 г. пустынь вновь
возродилась. 12 сентября 1996 г. Свящeнный Синод УПЦ
одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и
всея Украины.
Ввиду
особого значения Глинской пустыни в истории православного монашества, ей
посвящено множество литературы. Выдающееся место в историографии монастыря
принадлежит фундаментальным трудам глинского старца схиархимандрита Иоанна
(Маслова) († 1991) «Глинская пустынь» (1994) и «Глинский Патерик» (1997), где
систематизированы данные из тысяч различных источников (в частности, документов
восстановленного отцoм Иоанном архива
обители).
Все
направления жизнедеятельности Глинской пустыни описаны и проиллюстрированы
автором с академической полнотой. Избранный отцoм
Иоанном литературный стиль вдохновляет читателя на подвиг борьбы с грехом и
убеждает в подлинности опыта, о котором свидетельствует книга.
АРХИТЕКТУРА
На
момент закрытия в 1922 г. обитель имела окoлo 30-ти построек, включая следующие храмы: в честь
Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней (конец XVIII
в., с поздними перестройками), Иверской иконы Божией Матери над Святыми вратами
(1826–1831), теплый Успенский (1843–1848), больничный Крестовоздвиженский (1896
г., в корпусе 1874–1877 гг.). К 1927 г. все храмы, кроме Крестовоздвиженского,
были уничтожены; к 1942 г. от прежней застройки осталось шесть строений, из них
после Великой Отечественной войны до 1961 г. возрожденному монастырю
принадлежали только здание больницы и архиерейский корпус. К 1994 г. осталось
несколько корпусов, перестроенных для нужд расположенного на территории обители
интерната.
К
1997 г. в одном из корпусов был оборудован временный храм. В 1997–1999 гг. на
месте явления Глинской иконы Божией Матери сооружена каменная часовня в честь
святых правeдныx Иоакима и Анны.
В 1997–2001 гг. на месте снесенной Успенской церкви построен каменный
Николаевский храм; в 1999 г. взамен утраченного храма в честь Иверской иконы
Божией Матери воздвигнут новый одноименный (оба сооружения отличаются от
предшествующих).
В
2002 г. обустроен Преображенский колодец с каменным четырехстолпным
навесом-часовней над ним, расчищен и восстановлен колодец в честь Рождества
Пресвятой Богородицы (по инициативе мирянина Сергея Петровича Самоброда,
который, находясь в реанимации после ДТП, имел видение о том, что после
исцеления должен будет позаботиться об этом колодце). С 2006 г. сооружается
настоятельский корпус с Крестовоздвиженским храмом.
ПОДВОРЬЯ
В
2001 г. на месте разрушенного храма в честь Преображения Господня в г. Ямполь
Сумской обл. сооружен новый, при котором в том же году учреждено подворье; в
2002 г. подворью для обустройства келий передано здание бывшего военкомата.
В
2006–2008 гг. на бывшем постоялом дворе пустыни в г. Глухове проведены
восстановительные работы, учреждено подворье, в 2008 г. открыт
Духовно-просветительский центр с воскресными школами для детей и взрослых,
выездной школой для детей интерната в с. Шалыгино, множеством творческих
секций; в 2009 г. в качестве одного из направлений работы центра открылся
подростковый клуб.
Владислав Дятлов
СВЯТЫНИ
ОБИТЕЛИ
В
1999 г. в дар монастырю передана старинная точная копия чудотворной Глинской
иконы Божией Матери (1846), а в 2006 г. в обитель возвращена другая ее чтимая
святыня — старинный образ Нерукотворенного Спаса (с 1961 г. монашествующие
берегли его за пределами пустыни). В 1990-х гг. в монастыре обретены мощи
преподобного Серафима (Амелина).
В
2006 г. обретены мощи преподобных Филарета (Данилевского) и Феодота (Левченко);
в 2007 г. обретены мощи преподобного Архиппа (Шестакова); к моменту
прославления Собора святых Глинских (2008) обретены также мощи преподобного
Макария (Шарова); в 2009 г. на Михайловском кладбище Сухуми обретены и
перенесены в Глинскую пустынь мощи преподобного Серафима (Романцова). В
2005–2007 гг. обнаружены также могилы преподобных Илиодора (Голованицкого),
Иннокентия (Степанова), Иоанникия (Гомолко).
СОБОР ГЛИНСКИХ
СВЯТЫХ
8
мая 2008 г. Священный Синод УПЦ принял решение о канонизации 13-ти подвижников
Глинской пустыни: преподобного Филарета (Данилевского), игумена († 1841);
преподобного Василия (Кишкина), иеросхимонаха († 1831); преподобного Феодота
(Левченко), монаха († 1859); преподобного Макария (Шарова), иеросхимонаха (†
1864); преподобного Мартирия (Кириченко), монаха († 1865); преподобного Евфимия
(Любимченко), схимонаха († 1866); преподобного Досифея (Колченкова), монаха (†
1874); преподобного Илиодора (Голованицкого), схиархимандрита († 1879);
преподобного Иннокентия (Степанова), архимандрита († 1888); преподобного Луки
(Швеца), схимонаха († 1894); преподобного Архиппа (Шестакова), схимонаха (†
1896); преподобного Иоанникия (Гомолко), схиархимандрита († нач. XX в.); преподобного Серафима (Амелина),
схиархимандрита († 1958).
16
августа 2008 г. в обители состоялось торжественное прославление Собора Глинских
святых (общую память им определено праздновать 22 сентября по н. ст.). 25 марта
2009 г. Священный Синод УПЦ благословил включить в Собор Глинских святых имена:
преподобного Серафима (Мажуги), схимитрополита († 1985); преподобного Серафима
(Романцова), схиархимандрита († 1976); преподобного Андроника (Лукаша),
схиархимандрита († 1974). В XVIII–XX вв. в пустыни просияло и много других подвижников,
иные из которых еще не прославлены в лике святых, а иные канонизированы по
месту своих предшествующих или последующих подвигов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий