Отец
Павел своего правящего архиерея видел не часто, и не потому, что придерживался
старого солдатского правила «подальше от начальства, поближе к кухне», а из-за
того, что из его палестин до епархиального управления было без малого полторы
сотни километров, из которых половина — грунтовка. В прошлом году, летом,
владыка приезжал в престольный день. Литургию отслужил, слово свое
святительское сказал и каждого прихожанина расцеловал.
Да и как не расцеловать,
если прихожан на архиерейской службе было всего двадцать две души? В
алтаре, конечно, многолюдно. Окрестные священники съехались, да свита
архиерейская число служащих прибавила. В храме же свободно. Бабушки да дедушки
с тремя представителями молодого поколения, непонятно почему из села не
уехавших, много места не занимают.
В
соседнем от храма доме приготовили для владыки и гостей трапезу. Как вспоминают
старожилы, в последний раз такой богатый стол еще при советской власти
накрывали, на майские праздники, когда высокое начальство им знамя победителей
социалистического соревнования вручало. Сегодня областные чиновники вкупе с
районными о селе вспоминали редко и, если бы не храм с его воскресными и
праздничными службами да неугомонным настоятелем, обивающим пороги местных
государственных учреждений, забыли бы о нем напрочь.
На
обеде праздничном рассказали прихожане своему «владыченьке», что в километре от
храма криница есть. Вода в ней удивительная, целебная и святая.
—
Это почему же «святая»? — удивился архиерей.
—
Так там еще до колхозов часовня была, к ней вся округа ездила, — разъяснил дед
Федор, исполняющий на приходе все должности, кроме настоятельской.
—
В той балочке, дорогой владыка, — продолжил дед, — на Пасху да на Преполовение
всегда служилось, и архиереи туда частенько заезжали. Я-то еще мальцом был
несмышленым, плохо помню, а вот отец мой рассказывал, что воду эту даже в
столицу самому царю возили.
—
Так и «самому царю»? — засомневался архиерей, но, подумав, обратился к
настоятелю:
—
Ты, батюшка, разузнай, что это за родничок такой знаменитый. Смотришь, и у тебя
источник духовный расцветет.
Отец
Павел благословение архиерейское на «потом» откладывать не стал, по окрестным
селам целый розыск учинил и, в конце концов, на местного краеведа-архивариуса
вышел. В отличие от районного музея, где кроме каменных скифских баб,
фотографий времен прошлой войны, а также орденов и биографий передовиков
сельского хозяйства никаких документов не осталось, в домашней коллекции
краеведа батюшка почти все нужное нашел. Была тут и карта, где на месте криницы
крестик стоит с надписью «Святой источник».
Видя,
как искренне радуется священник, краевед, отнесшийся изначально к визиту
батюшки скептически и с опаской, хмыкнул удивленно и сказал:
—
Счас, погоди.
Это
«счас» длилось минут десять, и перед опешившим отцом Павлом на стол легло
несколько пожелтевших, наклеенных на картон, фотографий его собственного
приходского храма, где под снимками ясно читалось: «1912 год». Было среди
фотографий и изображение небольшой беседки с крестом вверху, рядом с которой
стояло несколько офицеров и светских дам. На немой батюшкин вопрос: «Это что,
наш источник?» — краевед утвердительно кивнул и, видя сомнение в глазах
священника, еще раз сказал:
—
Счас.
Сил
удивляться у отца Павла уже практически не осталось, и, когда перед ним
появилась подшивка «Клировых ведомостей» и метрическая книга его родного
прихода начала прошлого века, он лишь смог произнести банальное: «Ух ты!». Из
документов выходило, что дед Федор был прав во всем, даже в том, что, по
благословению архиерейскому, воду из этой криницы в Санкт-Петербург
действительно отсылали.
Отец
Павел тут же засобирался в епархию. Да вот беда, краевед на уговоры священника
съездить вместе с этими находками к владыке наотрез отказался, а копии сделать
не разрешал. Пришлось прибегнуть ко всегда безотказно действующему аргументу:
батюшка заверил несговорчивого историка и хранителя фактов и артефактов, что
данное историческое открытие будет обязательно обнародовано с указанием имени
первооткрывателя во всех СМИ. Слова эти подействовали неотразимо. В областной
центр батюшка и краевед с его сокровищами поехали вместе.
Пришел
черед удивляться правящему архиерею. Правда, удивление владыки сочеталось с
сугубым прагматизмом административно-пастырского характера. Изначально он
поинтересовался: отслужил ли отец Павел благодарственный молебен после столь грандиозного
открытия? Объяснения, насчет того, что не было времени, так как сразу в епархию
поехал, владыка воспринял скептически и объяснил настоятелю, что Бога
благодарить надо за всякую милость, пусть даже самую незначительную, и одного
«спаси, Господи» отнюдь не достаточно.
Пока
в домовом епархиальном храме батюшка с архиерейским келейником служили молебен,
владыка угощал краеведа чаем с вареньем и пирогом. Тот был настолько поражен
необычностью обстановки и уважительным отношением к его персоне, что внутренне
уже согласился предположить, что Бог все же существует. Это предположение
начало переходить в уверенность, когда архиерей легко разобрался в привезенной
карте и стал бегло читать записи в метрической и приходской книгах, которые сам
краевед с трудом разбирал и расшифровывал.
Перед
возвратившимся с молебна священником в архиерейской приемной предстала
удивительная картина: во всю длину и ширину стола, за которым обычно собирался
епархиальный совет, были расстелены две карты, архивная и современная; над ними
склонились две головы, горячо доказывающие друг другу свое видение местности в
ракурсе только что совершенных исторических открытий. Причем данные головы
называли друг друга на «ты» и позволяли себе горячо спорить и подавать реплики
типа «ничего ты не понимаешь». Если бы не разные одеяния и прически, отцу Павлу
трудно было бы и определить, кому доложить о выполненном послушании.
Архиерей
поднял голову и жестом пригласил батюшку присоединиться к окончательному
разрешению вопроса. Оказывается, что на источнике действительно была часовня, к
которой когда-то шел и стар и млад. Это неоспоримо доказывалось документами и
свидетельствами. Вот только не на Пасху собирались там священники и верующие, а
в Лазареву субботу, потому что история сохранила предание о том, как воскресила
та чудесная родниковая вода единственного сына вдовы, когда везли его на телеге
уже на кладбище… Вырос тот сын и, испросив благословения у тогдашнего епископа,
поставил на месте криницы часовню, освященную в честь святого праведного Лазаря.
Годы
лихие военные да голод времен советских практически уничтожили всех жителей тех
мест, свидетелей прошлого. Предания забылись, факты растерялись, а храмы
порушились.
—
Видишь, батюшка, — обратился владыка к отцу Павлу, — если б не тот мой приезд,
да служба на приходе вашем, да обед, которым меня старики твои угостили, так бы
и не узнали мы о святыне этой. Согласен со мной?
—
Согласен, владыка святый, — ответствовал священник. — Промысл Божий.
К
диалогу священнослужителей внимательно прислушивался краевед, пытаясь понять, о
каком таком обеде идет речь и что это за штука такая «Промысл». Впрочем,
удивляться он уже перестал по причине того, что все происходящее никак не
укладывалось в его сугубо материалистическое сознание, давшее в этот день внушительный
крен в сторону религиозного идеализма православного толка. Краевед пока понял
лишь только то, что его многолетний труд, от которого отмахивались все, начиная
с жены и заканчивая местной властью, не только нужен, но просто необходим,
востребован и будет сохранен.
Да
и как не понять, если архиерей сказал, что все эти исторические материалы будут
опубликованы, а батюшка должен добиться, чтобы церковная земля у святого
родника была возвращена законному владельцу. Документы, как говорится, к этому
требованию «прилагаются».
В
следующий свой приезд в областной центр отец Павел направился в самый главный и
большой государственный дом с колоннами. В этом доме, в последние сто лет, при
всякой власти всегда руководители обретались. Флаги над домом менялись, гимны
разные в нем звучали, в кабинетах счеты со временем заменили арифмометры, затем
компьютеры, а начальство как сидело в этих кабинетах, так и нынче сидит, даже в
большем количестве. Долго бродил священник от одной двери к другой, читал на
дверях таблички с наименованиями руководителей и отделов, размышляя, куда же
ему обратиться.
На
помощь пришла проходившая по коридору пожилая женщина, к которой батюшка
обратился, вкратце объяснив, в чем, собственно, состоит его дело.
—
Так это в «земельный отдел», — сказала она и указала нужную дверь.
В
«земельном отделе» все были заняты рассматриванием бумаг и компьютерных
мониторов, но все же вид длинноволосого священника в рясе никак не вписывался в
чисто светский конторский интерьер, поэтому батюшка вскоре услышал стандартное:
—
Вы по какому вопросу, святой отец?
—
По земельному, — откликнулся отец Павел, обернувшись к молодому человеку.
—
Какой район? — спросил чиновник.
Батюшка
назвал район и село.
Молодой
клерк долго выстукивал на клавиатуре дробь данных, а потом странно посмотрел на
пришедшего попа и, поняв, что тот не шутит, ответил:
—
Такого поселения в вашем районе нет.
Пришел
черед удивляться батюшке:
—
Это как же нет?
Дальше
события развивались по сценарию, который в данном кабинете никто предположить
не мог.
Отец
Павел решительно придвинул к клерку стоявший рядом пустующий стул, уселся на
него и так же безоговорочно взял у обомлевшего чиновника бразды управления
компьютером. Быстро в поисковой строке набрал «Яндекс-карты», перешел в
спутниковый режим, приблизил картинку и указал на две родные улочки с тремя
десятками хат.
—
Вот мое село! А вот это храм!
У
стола, с восседающим перед компьютером священником, собрались все областные
земельные ресурсы в лице начальников и их помощников. Да и как не собраться?
Если, во-первых, поп за компьютером, а, во-вторых, нашлось в области село,
которого по документам не существует…
История
с получением документов на землю рядом с поселением, которое нигде не значится,
могла перейти в разряд отложенных в долгий ящик, затерявшихся в процессе
бесконечной переписки, согласований и разбирательств различных инстанций.
Однако на очередном областном празднике, куда пригласили и правящего архиерея,
владыка взял да и рассказал областному начальству об истории с криницей. Дело
сразу приняло позитивное направление. И не только направление.
В
областной газете появилась статья о новом, удивительном историческом месте
родного края; для телевидения батюшкин краевед дал интервью о своих находках и
открытиях, а на месте криницы быстро была построена такая же, как на архивном
фото, часовенка.
В
Лазареву субботу отец Павел пригласил владыку к себе на приход.
—
Приезжайте, владыка, Литургию отслужим и часовню на кринице освятим.
—
Приеду, — с улыбкой пообещал архиерей, — готовься.
—
Вот только, владыка, немного распорядок Вашей службы изменить придется, —
продолжил священник.
—
Это почему же? — не понял архиерей.
—
Так вы прошлый раз расцеловали всех молящихся, а теперь их много, не получится…
Протоиерей Александр Авдюгин
Комментариев нет:
Отправить комментарий