При
Крещении 25-летний князь Владимир был наречен Василием. После этого он женился
на царевне Анне и увез ее в Киев. Затем князь Владимир крестил своих детей — и
тогда начались регулярные проповеди христианской веры. Их вели и сам князь, и
греческие священники (особенно из Корсуни, говорившие на славянском языке), и
болгарские священники, и те дружинники, которые уже приняли
христианство.
Идолов
низвергли, изрубили и сожгли, а главного из них — Перуна — стащили к реке,
привязав к хвосту лошади. По дороге его били палками, а потом сбросили в Днепр,
и течение его унесло. После этого князь объявил: «Если кто, богатый или бедный,
нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня». Большинство
горожан явилось на то место, где р. Почайна сливается с Днепром. Тогда
священнослужители во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом совершили
Таинство святого Крещения над множеством киевлян.
«И
утром вышел Владимир со священниками на Днепр. И собралось людей без числа:
вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь, дети же у берега, другие
же держали детей; уже крестившиеся ходили около них, а священники, стоя,
творили молитвы. И надо было видеть радость на небесах и на земле о спасении
стольких душ», — так описывает летопись это великое событие. Так, почти без
сопротивления, произошло величайшее национальное событие — Крещение Руси в 988
г.
За
первые три года вера Христова была распространена по всему «великому пути из
варяг в греки» и протянулась много далее: на верхнюю Волгу, к Ростову и
Суздалю. Князь Владимир распорядился воздвигать храмы в тех местах, где раньше
стояли идолы, а особенно заботился о духовном просвещении народа: «И повелел
попам по городам и селам приводить людей к Крещению и детей учить грамоте,
ученью книжному…».
После
Крещения Владимир стал совсем другим человеком, таким добрым и милостивым, что
народ прозвал его «Красным Солнышком». Князь не желал больше воевать, ему стало
тяжело казнить смертью даже отпетых разбойников. На княжеском дворе он начал
устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб,
мясо и мед. Владимир выписал из Византии художников, архитекторов и учителей. В
Киеве была устроена школа, где мальчиков готовили к принятию священства. Также великий
князь довольно часто собирал своего рода «съезды», так называемые «пиры», на
которые созывал людей со всей страны. Креститель Киевской Руси прославлен
Церковью в лике святых как равноапостольный.
С
вопросом «Как изменилась Ваша жизнь после Крещения?» редакция «Церковной
Православной газеты» обратилась к православным.
Протоиерей Виталий Эйсмонт:
—
Бывает, люди принимают Крещение по причине «так нужно», «так принято», «не
помешает», что справедливо порицается в различных православных СМИ. Но когда-то
принятие Таинства по таким, казалось бы, примитивным побуждениям становилось
подвигом.
…Детство
мое прошло в 1970-е годы в Крыму, Нижнегорском районе, находящемся в
северо-восточной части полуострова. В районе храмов тогда не было, поэтому, для
того чтобы окрестить ребенка, нужно было добираться в соседний райцентр.
Помнится, мать не раз мне показывала мой большой крещальный картонный крест, на
котором было изображение Распятого, с какими-то непонятными мне тогда буквами.
Часто украдкой, с каким-то особым благоговением, вынимал из маминой шкатулки
этот бумажный крест, сложенный вдвое. Он мне вещал об ином мире, о мире
Вечности, который был тогда сокрыт, но к которому так хотелось прикоснуться.
В
Одессе, где я стал студентом, храмов было много. После лекций я иногда
осторожно переступал церковный порог в надежде услышать нечто. Затем в моей
жизни появилась девушка из церковной семьи, вскоре ставшая мне женой, а после —
матушкой. Тогда церковь, которую я начал посещать по воскресеньям, удивительно
быстро влилась в мою жизнь. Помню мгновение, когда я вдруг внезапно осознал,
что храм — это «мой дом навсегда». Так крещенское семя Христово дало первые
всходы в жаждущей почве юного сердца.
ОЛЬГА МАМОНА:
—
Сказать, что после Крещения моя жизнь изменилась разительно и вмиг, — было бы
неправдой. Жизнь, действительно, менялась, но крохотными шажками.
Крестили
меня уже в сознательном возрасте — мне было почти восемь. Впервые была в храме,
впервые видела священника и, хотя была в сознательном возрасте, на самом деле
мало что осознавала. Понимала лишь одно — произошло что-то необыкновенное, я
будто попрощалась с детством, стала важничать в разговорах со сверстниками.
Игры в куклы и чтение сказок стала считать пошлым занятием — куклы отправились
на бабушкин чердак, а на полочке появилась книга «Хижина дяди Тома».
Но
дорога в храм снова была забыта. И напоминали мне о том, что я крещеная, только
мой нательный крестик, который никогда не снимала, и редкая молитва, которой
меня научила прабабушка Ольга.
Странно,
но крестные родители у меня появились задолго до моего Крещения, даже задолго
до рождения. Но как-то в церковь никто не спешил. Да еще и друг семьи, который
стремился называться моим крестным, не явился на Таинство Крещения. Родители
вышли из ситуации.
Спустя
год скоропостижно отошла в вечность жена несостоявшегося крестного отца, а на
годовщину ее смерти он… покончил жизнь самоубийством. Было страшное горе. Тогда
я впервые познакомилась со смертью и грехом. Все сокрушались: «Боже, какой
грех, какой грех… Как же их дети?!». Стало интересно: а что такое грех? До
этого я мыслила категориями: добро — зло.
Затем
были смерть и отпевание моей прабабушки, которая была верующей, и в доме
которой я видела иконы. На ее похоронах и состоялась вторая встреча с верой и
со священником. После смерти дедушки — третья встреча.
Был
крещенский сочельник, я жутко рыдала, слезы превращались в ледяные дорожки.
Смерть дедушки стала для меня внезапным шлепком, а батюшка вдруг успокоил меня
простыми словами — «у Бога нет мертвых, у Бога все живы»…
В
нашей школе была верующая учительница украинского языка и литературы, и она ни
капельки не стеснялась минут 10–15 урока посвящать рассказам о Боге, таинствах,
молитве. Частенько наши мальчишки этим пользовались и специально «разводили»
учителя на подобные отступления от темы.
Именно
тогда я и обзавелась Библией. Читала ее днем и ночью, что-то подчеркивала,
выписывала, конспектировала, перечитывала снова и снова… И лет в 14 решила:
вырасту — и уйду в монастырь. Хотя слабо понимала, что такое монастырь, так —
по телевизору видела, да в книгах читала.
Тогда
же я писала свои первые публикации в газету — это была серия статей о
наркомании. Кроме бесед и встреч с наркоманами — бывшими и настоящими,
наркологом, была и встреча с батюшкой. Он снова говорил мне о грехе. Но моя
дорога к храму все еще как-то проходила мимо храма…
В
храм же я попала перед поступлением в вуз. Мы с мамой (а она на тот момент уже
захаживала в церковь) решили пойти в храм, помолиться… Не помню, о чем и как
молилась, но помню, что, увидев образ Спасителя, разрыдалась. Это было
незабываемое чувство.
Уже
будучи студенткой, я впервые исповедалась и причастилась. Но я не пришла к
этому сама — подтолкнула подруга. Мы оплакивали гибель ее брата...
Помню
каждое слово, сказанное на своей первой Исповеди, то необыкновенное чувство
после первого Причастия… И вот только тогда стала разительно меняться моя
жизнь, я осознала, что значит быть крещеным в Православии.
ОЛЕГ ГАВРИШ:
—
Я крестился в Благовещенском соборе г. Харькова в начале 1990-х, перед этим
прочитав Закон Божий, Евангелие и Пятикнижие Моисеево. То есть сделал это
осознанно, тем не менее дальше начался долгий путь к Богу, который продолжается
и сегодня. Крещение — особый момент в жизни каждого христианина. Это и
вступление в завет с Богом, и новое рождение одновременно. Когда ты крещен — ты
новое создание во Христе Иисусе, жизнь начинает играть другими красками, и все
становится по-иному. Но Крещение — это только начало пути.
Приведу
один пример. (Может быть, кому-то он покажется несколько странным.) Как-то у
моей тети, крещенной в Православной вере, в доме стали происходить странные
явления. Что-то там двигалось, трещало, предметы меняли дислокацию сами собой и
т. д. Пришел священник освящать квартиру. Тетя сказала, что думает, будто в
доме поселились духи. И призналась, что пыталась договариваться с ними, прося
не делать пакостей, не пугать ее. Мы объяснили ей, что христианка должна не
договариваться с «духами», а приказывать им убираться вон, именем Господа и
Спасителя нашего Иисуса Христа. После освящения квартиры явления прекратились.
Эта
история подчеркивает, насколько важно не только вступить в завет с Богом, но и
возрастать в Нем, постигая полноту благодати и глубины веры, которые открывает
нам Слово Божие и Святая Церковь. Как говорит святой апостол: в Нем открывается
правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет (Рим. 1:
17).
ВЯЧЕСЛАВ
ДАРПИНЯНЦ:
—
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28). Я
прибежал ко Христу задолго до того, как обратил внимание на Его призыв в
Евангелии от Матфея. Я не пришел, а именно прибежал, хотя и передвигался с
трудом, обремененный последствиями восточных практик и беспутного образа жизни.
Я перешагнул порог храма от безысходности. Но отсутствие глубоких знаний о
Православии и «незрелое» отношение к Богу не стали препятствиями. Таинство
Крещения принесло успокоение. Выйдя из храма крещенным во имя Отца и Сына и
Святого Духа, я увидел в небесной синеве невиданно белоснежные облака. Что-то
со мною, видимо, свершилось.
Но
умиротворение длилось недолго. Простоты приближения ко Господу показалось
как-то недостаточно. Потянуло на духовные подвиги. Бегло прочитав Евангелие, я
выяснил, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и
покроет множество грехов (Иак. 5: 20). И… принялся за воцерковление окружающих.
При
этом я или не понял, или не заметил предостережений смиренномудрого Иакова в
3-й главе его Соборного послания — не многим стоит учительствовать, дабы не
подвергнуться большему осуждению. А советом священника-крестного,
рекомендовавшего записаться на курсы при КДАиС, тогда пренебрег.
Бесплодность
ревностного не по разуму оглашения всех без разбору — атеистов, свидетелей
Иеговы, теософов, сайентологов и даже чародеев — горчит в сердце до сих пор. Но
со Христом даже сокрушенное, болезнующее, стенающее сердце оказывается
способным и верить, и надеяться, и любить. Это, пожалуй, главное изменение в
моей жизни после Крещения, глубина которого невыразима.
ЕЛЕНА КУЛАКЕВИЧ:
—
В отличие от неофитов разнообразных сект, которые радостно рассказывают с
экрана телевизора о сказочных изменениях в их жизни, которые произошли после
крещения, мне достаточно сложно ответить на вопрос: изменилась ли моя жизнь
после Крещения? Думаю, что ответ будет: нет, не изменилась.
Не
изменилась, потому что я не знаю, какая она, «жизнь до Крещения», и не имею
возможности зафиксировать «до и после», ведь на протяжении всей своей
сознательной жизни всегда была крещеной. Всегда, потому что, благодаря родителям,
меня, как, наверное, и большинство моих сверстников, крестили совсем маленькой.
Приблизительно через месяц после рождения. Говорю «приблизительно», ведь
крестили «подпольно»: дома, в присутствии лишь самых близких родственников.
Соответственно, ни о каком свидетельстве о Крещении в 1981 г. (эпоха развитого
социализма) речь не шла. Так что «возраст» Крещения удается установить лишь по
воспоминаниям родителей. Но я и без свидетельства очень горжусь тем, что живу
православной христианкой почти от рождения.
На
замечание, что мол, Крещение маленьких детей в то время было не более чем данью
традиции, скажу, что конкретно в моем случае вопрос о Крещении внучки и дочки
членов коммунистической партии формулировался не: «Будем ли крестить?», а
«Когда будем крестить?».
Не
знаю, традиционно или нет, но в нашем доме я не помню Пасхи без крашенок и
Рождества без подарков. Кстати, одним из наиболее ярких детских воспоминаний на
всю жизнь останется игра с дедушкой «на разбивание» — чья крашенка сильнее.
Правда,
объяснить суть этих праздников в нашей семье могла лишь старенькая прабабка.
Она до самой смерти ходила в церковь и как могла проводила среди детей, внуков
и правнуков, так сказать, миссионерско-катехизаторскую работу.
Мое
воцерковление происходило вместе с воцерковлением нашей семьи. Первой в семье
воцерковилась мама. Ожидая по полгода возвращения из боевых походов отца —
офицера военно-морского флота, мама находила покой в своих волнениях о нем и
надежду на благополучное возвращение лишь в уповании на Бога и молитве.
Молилась сначала как умела, отыскивая православную литературу в условиях ее
полного отсутствия и запрета. Помочь ей в этом было особо некому, ведь жили мы
тогда в маленьком военном городке, расположенном достаточно далеко от больших
городов. Понятно, что церкви там не было и быть не могло. Но, переезжая на
новые места службы отца в большие города, наша семья постепенно стала ходить в
церковь. Переехав в Киев, стали жить полноценной церковной жизнью. Наша семья
уже много лет посещает Ильинский храм.
Что
касается отца, то его любимым ответом на вопрос, как он стал верующим, было:
«Кто в море не ходил, тот Богу не молился». Вообще, сила его веры в Бога всегда
была для нашей семьи тем компасом, который помогал не «сбиться с курса».
Остается
она для нас такой и сейчас, когда его уже с нами нет. Даже страдая от
онкологического заболевания, отец всегда находил силы ходить на Литургию каждые
выходные и праздники, а когда состояние здоровья совсем не позволяло, он
причащался Святых Христовых Таин в больнице или дома. Особенно меня поразило
то, что даже в реанимации, когда он в последний раз пришел в сознание,
единственной его просьбой было Святое Причастие.
Имея
такие примеры отца и мамы, мне тяжело, даже невозможно понять людей неверующих,
тяжело осознать, как это — жить «до» Крещения, или, что намного страшнее, «вне»
Крещения. Ведь это действительно страшно — жить с ощущением своей конечности,
потому что даже когда пытаешься спрятаться от осознания этого в повседневных
проблемах, все равно остаешься одиноким.
Комментариев нет:
Отправить комментарий