Во
время его патриаршества Константинопольский престол стал равен по чести престолу
Старого Рима. Кроме того, теперь в ведение патриарха Нового Рима были переданы
Церкви Малой Азии, Греции и Причерноморья, а также все те новые Церкви, которые
возникнут у народов этих областей. Благодаря святителю, Русская Православная
Церковь также вошла в каноническую территорию Константинопольского Патриархата.
Святой Анатолий прославился и как автор стихир на воскресные дни, Господские
праздники (Рождество Христово, Богоявление), а также дни мучеников
(Пантелеимону Целителю, Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому). В
богослужебных книгах они так и обозначаются — «Анатолиевы».
Праведник
родился в одном из центров христианской цивилизации, мегаполисе того времени —
Александрии. В конце IV — начале V вв. христиане уже стали понемногу забывать о
прошедших гонениях. На стороне Церкви стояло государство, а императоры,
считавшие себя христианами, всячески поддерживали своих единоверцев. Получив
блестящее гуманитарное образование, Анатолий принял сан диакона и стал
ближайшим помощником Александрийского патриарха святителя Кирилла.
Вместе
с ним праведник присутствовал на заседаниях Третьего Вселенского Собора в Ефесе
в 431 г., осудившего лжеучение Нестория, что Иисус Христос был только
человеком, в котором жил Бог. После смерти святителя Кирилла в 444 г. Анатолий
продолжил служение диаконом при новом патриархе Диоскоре, который уклонился в
другую крайность и стал утверждать, что Божественная природа во Христе
полностью поглотила человеческую. Это лжеучение подрывало первоосновы
представления о спасении и искуплении человечества Богочеловеком Иисусом
Христом.
Диоскор
пошел дальше и стал настаивать, чтобы так рассуждала вся Церковь. Для этой цели
в Эфесе в 449 г., при поддержке императора, был собран собор, который вошел в
историю как «Разбойничий». На нем Константинопольский патриарх Флавиан,
отстаивавший чистоту православного учения, был низложен, лишен сана и подвержен
физическому избиению. Осужденный на изгнание святитель вскоре скончался от
полученных ран. Теперь собравшимся необходимо было решить, кто займет
патриарший престол.
Диоскор
выдвинул собственного кандидата, диакона Анатолия, чтобы распространить свое
влияние и на Константинополь. Однако сильно просчитался. Новый патриарх стал
активным участником Четвертого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в
451 г., а через семь лет возглавил Поместный Собор Константинопольской Церкви,
где были утверждены православные принципы вероучения, а учение Диоскора
осуждено.
За
время служения Анатолия, патриарх Флавиан был причислен к лику святых, а его
мощи торжественно перенесли в столицу Византийской империи. Патриарх Нового
Рима прославился и как активный собиратель христианских святынь, перенеся в
Константинополь множество мощей святых мучеников. Такая деятельность праведника
усилила авторитет Константинопольской кафедры во всем христианском мире.
В
457 г. на трон взошел Лев I Макелла. Святой Анатолий лично венчал его на
царство. Таким образом, святитель вошел в историю еще и как первый патриарх,
который венчал императора. Уже в следующем году патриарха Анатолия не стало. Он
умер 3/16 июля 458 г.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий