За
недолгое время своего служения в архиерейском сане он успел стать пастырем для
жителей трех русских городов: сначала Мурома, затем Рязани, а в конце жизни —
Переяславля Рязанского. Муромчан праведник вразумил, рязанцев утешил, а для
жителей Переяславля Рязанского стал примером веры и терпения.
Вторая
половина XIII в. Разрушенная, сожженная, но не сломленная морально Русь стала
адаптироваться к новым реалиям существования в условиях монголо-татарского
доминирования.
Набеги кочевников продолжались и после нашествия войск хана
Батыя, но теперь они носили точечный, местечковый характер. Чтобы восстановить
жизнь Мурома после одного из таких набегов, в город из Киева приехал
благоверный князь Георгий Ярославич.
Помимо
организации восстановительных работ правитель смог добиться поставления в
Муроме епископа. Жребий архиерейского служения пал на святителя Василия. О
происхождении праведника история умалчивает, но, исходя из содержания церковных
песнопений, можно сказать, что на путь служения Христу он стал еще в юношеском
возрасте. Монашество принял в одном из монастырей Мурома. А ко времени своего
избрания на кафедру был исполнен уже многими добродетелями. Во времена всеобщей
беды святитель показал себя добрым и мудрым пастырем, непоколебимым столпом
чистоты и целомудрия. Рассеянных варварским нашествием он собирал, сокрушенных
утешал, заблудших возвращал на путь покаяния.
Такие
подвиги епископа Василия стали невыносимы для врага рода человеческого, и он
начал строить козни. Дьявол принял образ блудницы и появлялся в архиерейском
доме: то на крыльце, то причесываясь у окна, то выходя по каким-то делам.
Однажды бояре и народ собрались у дома святителя для обсуждения важного дела. В
этот момент на их глазах девица взяла сапоги и побежала вверх по ступеням
архиерейского дома.
Увидев
это, люди возмутились. Послышались крики: «О, епископе, недостойно тебе имети
дев в храмине своей на ложе». Василий вышел к людям и, разобравшись, в чем его
обвиняют, стал оправдываться, говоря: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы
речете ми». Но люди не верили словам праведника. Послышались призывы к убийству
недостойного архипастыря. Наконец, всенародно было решено изгнать епископа из
Мурома.
Прежде
чем уйти, святитель попросил дать ему время до трех часов дня. Люди, пораженные
кротостью святителя, согласились и разошлись. Невинный праведник всю ночь
молился со слезами в соборном храме в честь страстотерпцев Бориса и Глеба;
совершил всенощную и утром — Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им
иконой Богородицы в Благовещенском храме, взял эту икону с собой и, предавшись
воле Божией, с надеждой на Божию Матерь, пошел к реке Оке, чтобы навсегда
оставить Муром.
У
берега уже стояла специально приготовленная лодка, но для святителя она
оказалась лишней. Расстелив по воде свою архиерейскую мантию, он зашел на нее,
как на плот, и поплыл против течения реки с такой скоростью, как будто стоял на
паруснике, подгоняемом ветром. В это время послышались возгласы изумленной
толпы: «О святый владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом
пред тобою, отче, святый владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но праведник был
взят от глаз муромцев «в мгновение ока». Через шесть часов он был чудесным
образом принесен в Рязань.
Люди
уже собрались в главном храме города на всенощную, но вышедший в облачении
диакон так и не смог начать богослужение обычным для этого возгласом. Наконец
его уста произнесли: «Не могу начинать, владыко прибыл, владыку встречайте!».
Народ вышел к Оке, где увидели плывущего к ним пастыря. Однако радость вскоре
сменилась горем. Татары разрушили город. Епископ Василий вынужден был перенести
кафедру в Переяславль Рязанский (современную Рязань). Всего лишь десять лет
длилось его служение. В 1295 г. он переселился в вечные обители. Нетленные мощи
святителя Василия более 300 лет пребывали в земле у Борисо-Глебского собора и
были открыты в 1609 г.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий