Так
случилось, что главный редактор ведущего украинского телеканала «ИНТЕР» и руководитель
православного журнала «ФОМА в Украине» — это один и тот же человек — Антон
Никитин. По профессии он правовед, защитил диссертацию, преподавал в
юридических вузах, но позже жизнь свою связал с журналистикой, работал главным
редактором новостей, снимал документальное кино.
Каждые выходные Антон вместе с
семьей ходит в православный храм. «Церковная православная газета» спросила у
него о том, как юрист попал в журналистику, и насколько совместима работа на
телевидении с выпуском православного журнала.
— Почему
кандидат юридических наук стал заниматься журналистикой?
—
Человек способен заниматься разными вещами, и мы вольны выбирать для себя
занятие не только в момент поступления в институт, но и в течение всей жизни.
Бог расположил так, что я не попал в один политический проект. Хотя на тот
момент (это было в 2001 г.) я был не против, меня это захватывало. С политикой
не сложилось, но меня заметили и предложили работу редактора в телевизионном
агентстве. С тех пор я работал на юридической ниве и осваивал, как мог,
журналистику. Так что юридическую диссертацию я уже защищал, имея редакторский
опыт. Но нельзя всю жизнь плыть в двух лодках, и на определенном этапе мне
пришлось делать выбор. Я сделал его. А потом были и телеканалы «К1» и «ИНТЕР»,
и документальное кино, и «ФОМА в Украине».
— Как появилась
идея выпускать православный журнал?
—
В 2009 г. состоялся первый Архипастырский визит Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла в Украину. Телеканал «ИНТЕР» уделил огромное
внимание этому важнейшему событию. Тогда телеканалом руководила Анна Безлюдная,
я возглавлял службу новостей. При подготовке освещения визита мы познакомились
с руководителем Синодального информационного отдела Московской Патриархии
Владимиром Легойдой, который к тому времени много лет являлся и сейчас является
главным редактором журнала «ФОМА» — уникального православного издания. Вместе
задумали создать украинскую версию. Оказалось, еще одна группа людей
параллельно «заразилась» идеей сделать «ФОМУ в Украине». Мы сегодня работаем
все вместе, неделю назад забрали из типографии 15-й номер «ФОМЫ в Украине».
— Как Вам
удается одновременно руководить редакцией крупнейшего телеканала Украины и
коллективом православного журнала?
—
На этапе запуска журнала это было бы невозможно. Но мы выходим уже больше года,
и многие процессы отлажены. Это позволяет эффективно распоряжаться временем.
Ну,
и очень важно отметить то, что в журнале «ФОМА в Украине» очень
профессиональный и дисциплинированный коллектив. Заместитель главного редактора
протодиакон Александр Карпенко и ответственный секретарь Олег Карпенко
прекрасно организовали работу издания и сайта foma.in.ua.
Также
в начале нам оказали братскую помощь очень многие люди: коллеги из московской
редакции «ФОМЫ» — лично Владимир Легойда и Владимир Гурболиков, неоценимую
поддержку нашему проекту оказал руководитель Синодального
информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко и,
повторюсь, очень многие-многие люди. Спасибо всем! «ФОМА в Украине» — это наш
общий проект.
— Известно, что
при участии журнала «ФОМА в Украине» телевизионное агентство «Профи ТВ» сняло
документальный православный телесериал. Когда можно будет его увидеть?
—
Он транслируется на телеканале «НТН». В мае уже вышло две серии — о преподобных
Лаврентии Черниговском и Кукше Одесском. В День Святой Троицы можно будет
увидеть фильм о преподобном Амфилохии Почаевском. А 22 июня, в эту трагическую
дату в истории нашего народа — день начала Великой Отечественной войны,
телеканал «НТН» покажет фильм о человеке, которого признали праведником мира,
нашем земляке, удивительном киевлянине, священнике Алексии Глаголеве. В этом
фильме также повествуется об истории Церкви во время войны…
— Насколько, по
Вашему мнению, журналистика полезна современному человеку?
—
Сегодня мир устроен так, что человеку сложно жить без информации. И здесь
очевиден ответ на вопрос, который Вы задали. Но кроме этого журналистика
формирует картину мира для современного человека, разрушая границы и помогая
преодолеть пространство. И самое главное — она способна объединять общество
вокруг определенных ценностей, что, по сути, и означает «формировать
общественное мнение». Но важно понимать, что все, что может быть со знаком
плюс, может быть и со знаком минус. Так и журналистика может дезинформировать,
разрушать картину мира, разъединять. Тот, кто выбирает эту профессию, должен
четко и с полной ответственностью все это осознавать.
— В таком
случае, где же грань между настоящей журналистикой и «желтой»?
—
Нет настоящей и ненастоящей журналистики. Выражение «желтая пресса» пошло от
цвета газет, печатавшихся на дешевой бумаге. Это были бульварные издания,
которые писали о сенсациях, скандалах, насилии, преступлениях. Задача изданий,
которые мы называем «желтыми», развлекать. И все. И если для издателя и
журналистов такие темы, как смерть, трагедия, конфликт, отношения между людьми,
любовь, являются исключительно предметом развлечения, — значит, перейдена та
самая «желтая» грань.
— Чего не
хватает современным православным СМИ?
—
Того же, чего и светским. Профессиональных кадров, экономической независимости,
возможностей для развития. Способности выживать в условиях современного рынка.
Хотя это очень «нецерковная» риторика, но это так. Если говорить о серьезных
СМИ — в них должны трудиться профессионалы, должна быть база, все необходимые
условия, техника...
Впрочем,
если иногда сравнивать качество православных и светских СМИ и проанализировать,
какими ресурсами производятся те же епархиальные газеты, то стоит отметить, что
люди, которые занимаются церковными медиа, зачастую просто совершают подвиг.
Довольно качественное издание могут делать всего несколько человек, они отдают
этой работе себя полностью, делая ее с любовью. А все потому, что понятна
миссия православных СМИ: говорить о красоте христианства, рассказывать о вере и
спасении.
— Могут ли
христианские медиа стать достойными конкурентами светским СМИ?
—
При определенных обстоятельствах, когда в производстве руководствуются
коммерческими принципами. Ведь конкуренция — это штука экономическая. Если
говорить о конкуренции содержательной, то любая газета или журнал являются друг
другу конкурентами, поскольку человек, выбирая для себя любимое издание,
отказывается от других изданий.
С
этой точки зрения некоторые церковные СМИ могут конкурировать не только со
светскими, но и друг с другом. Но эта конкуренция — содержательная — нужна и
важна, потому что она является залогом повышения качества и предоставляет
человеку возможность свободного выбора. Мы понимаем, что это очень важно.
— Как сотрудники
телеканала «ИНТЕР»воспринимают православное мировоззрение своего главного
редактора?
—
Я не вижу какого-то нонсенса в том, что на коммерческом телеканале могут
работать верующие сотрудники. Вера и Церковь — они ведь для всех, Церковь — это
все мы. Мне кажется, что для православного человека важно не то, как относятся
к нему, а то, как он относится к окружающим.
— Что бы Вы
посоветовали начинающему журналисту?
—
Помнить, что всегда есть граница между добром и злом, и если ты переступишь эту
линию, то ничем нельзя будет объяснить, почему ты это сделал.
Беседовал Олег
Алимов
Комментариев нет:
Отправить комментарий