«…великая благочестия тайна: Бог явился во плоти»
(1 Тим. 3: 16)
(1 Тим. 3: 16)
Евангелие повествует, что незадолго до Преображения на горе Фавор Христос обратился к Своим ученикам с вопросом: «за кого почитают Меня люди?» (Мк. 8: 27). Этот вопрос остается актуальным и в наше время. Личность Христа, Его деяния и слова вызывают интерес не только у Его последователей, но и у представителей иных верований. Кто же такой Иисус Христос? Что сообщает нам о Нем Священное Писание?
СВИДЕТЕЛЬСТВА ВЕТХОГО ЗАВЕТА
На заре человеческой истории вера в Единого Бога была достоянием всех людей. Откровение о единобожии наши прародители восприняли в раю и передали своим потомкам. Позднее хранителем монотеизма стал богоизбранный израильский народ.
Библейское Откровение учит нас, что Бог, Творец Вселенной, есть Бог Единый и кроме Него другого бога нет. Также оно сообщает, что этот Единый Бог познается и существует в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух, Которые суть не три Бога, но Единый Бог, Троица единосущная и нераздельная.
Однако в Ветхом Завете учение о Троице прикровенно. Это было связано со склонностью еврейского народа ко многобожию. Святитель Григорий Богослов поясняет: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый — открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом, и подвергать опасности утратить последние силы, как бывало с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремлять на солнечный свет. Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, поступлениями от славы в славу».
Тем не менее Ветхий Завет изобилует цитатами с указанием на Троичность Бога. Например, перед сотворением человека Бог говорит о Себе во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1: 26) — и далее в той же книге Бытия: «Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3: 22), «сойдем же и смешаем там язык их» (Быт. 11: 7). Согласно этим текстам, Лица Святой Троицы советуются между Собой, прежде чем предпринять нечто важное относительно человека. Святитель Василий Великий следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие — утверждать, что кто‑нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно… Это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения».
Более ясное свидетельство о Троице сообщается в явлении Аврааму Бога у дуба мамврийского в виде трех мужей. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18: 1–3). В трудах отцов Церкви встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у святого Иустина Философа, у святителей Илария Пиктавийского и Иоанна Златоустого, блаженного Феодорита Киррского. Однако большинство отцов — святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, — считают, что это — явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества. Именно второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение в церковных песнопениях и иконографии (известная икона преподобного Андрея Рублева «Троица Ветхозаветная»). Блаженный Августин пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому — исповедал Единого Бога в Трех Лицах».
В своем «Догматическом богословии» протоиерей Олег Давыденков сообщает, что «Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным образом и имеет несколько имен. Во-первых, это так называемый «Ангел Иеговы». В Ветхом Завете об Ангеле Иеговы говорится при описании некоторых богоявлений. Это явления Агари на пути в Суру (см.: Быт. 16: 7–14), Аврааму, во время принесения в жертву Исаака (см.: Быт. 22: 10–18), при явлении Бога Моисею в огненной купине (см.: Исх. 3: 2–15).
Пророк Исаия, обращаясь к израильскому народу от имени Иеговы, говорит, что Господь «был для них Спасителем, во всякой скорби их Он не оставлял их и Ангел лица Его спасал их» (Ис. 63: 8–10).
Следует также указать, что об Отце и Сыне говорится в Книге Псалмов: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2: 7), а также: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня… из чрева прежде денницы… рождение Твое» (Пс. 109: 1, 3). В этих стихах указывается, с одной стороны, на личностное отличие Отца и Сына, а с другой стороны, и на образ происхождения Сына от Отца — через рождение.
СВИДЕТЕЛЬСТВА НОВОГО ЗАВЕТА
В Новом Завете истина, что Христос соединяет в Себе две совершенные природы: Божественную и человеческую, открывается буквально с первых страниц. Главная мысль Евангелия: Отец послал в мир возлюбленного Сына, чтобы мир не погиб, но имел Источник Жизни в Духе Святом.
«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…»
Особо следует отметить пролог Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 1–3). Сказано совершенно
ясно: Слово (греч. Λόγος — Логос) есть Бог. Тот Самый Бог, Творец и Создатель, Сотворивший небо и землю, о Котором повествуют (очень, кстати, созвучные рассматриваемым Евангельским словам) первые строки Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1). Евангелист Иоанн говорит о Слове, что Оно было «в начале». В книгах Священного Писания выражение «в начале» часто указывает на начало бытия мира. Например, «В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук» (Пс. 101: 26); «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Мк. 10: 6); «…хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира» (Евр. 4: 3). В таком именно смысле оно употребляется, несомненно, и здесь. Отсюда следует, что в начале, когда Бог начал творить все, — в этом самом «начале» Слово уже было.
КРЕЩЕНИЕ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества следует считать Крещение Иоанном Господа Иисуса Христа в Иордане, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Сущность этого события наилучшим образом выражена в тропаре праздника: Воплотившийся Сын Божий был крещаем в Иордане, Отец свидетельствовал о возлюбленном Сыне, а Дух Святой почил на Нем в виде голубя, подтверждая истинность голоса Отца.
Далее, заповедь о Крещении, которую дает Господь Своим ученикам после Воскресения: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). Здесь слово «имя» стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: «Сказал Господь «во имя», а не «во имена», потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога». Совершенно очевидно, что евангелист Матфей никогда бы не поставил в один ряд с именем Отца имя Сына, если бы Сын не имел равного с Отцом Божественного достоинства.
Преображение Господне также является Откровением о Пресвятой Троице. Известный богослов Парижской школы Владимир Лосский так комментирует это евангельское событие: «Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором — как сияющее облако, осенившее апостолов».
СВИДЕТЕЛЬСТВА ВЕТХОГО ЗАВЕТА
На заре человеческой истории вера в Единого Бога была достоянием всех людей. Откровение о единобожии наши прародители восприняли в раю и передали своим потомкам. Позднее хранителем монотеизма стал богоизбранный израильский народ.
Библейское Откровение учит нас, что Бог, Творец Вселенной, есть Бог Единый и кроме Него другого бога нет. Также оно сообщает, что этот Единый Бог познается и существует в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух, Которые суть не три Бога, но Единый Бог, Троица единосущная и нераздельная.
Однако в Ветхом Завете учение о Троице прикровенно. Это было связано со склонностью еврейского народа ко многобожию. Святитель Григорий Богослов поясняет: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый — открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом, и подвергать опасности утратить последние силы, как бывало с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремлять на солнечный свет. Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, поступлениями от славы в славу».
Тем не менее Ветхий Завет изобилует цитатами с указанием на Троичность Бога. Например, перед сотворением человека Бог говорит о Себе во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1: 26) — и далее в той же книге Бытия: «Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3: 22), «сойдем же и смешаем там язык их» (Быт. 11: 7). Согласно этим текстам, Лица Святой Троицы советуются между Собой, прежде чем предпринять нечто важное относительно человека. Святитель Василий Великий следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие — утверждать, что кто‑нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно… Это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения».
Более ясное свидетельство о Троице сообщается в явлении Аврааму Бога у дуба мамврийского в виде трех мужей. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18: 1–3). В трудах отцов Церкви встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у святого Иустина Философа, у святителей Илария Пиктавийского и Иоанна Златоустого, блаженного Феодорита Киррского. Однако большинство отцов — святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, — считают, что это — явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества. Именно второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение в церковных песнопениях и иконографии (известная икона преподобного Андрея Рублева «Троица Ветхозаветная»). Блаженный Августин пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому — исповедал Единого Бога в Трех Лицах».
В своем «Догматическом богословии» протоиерей Олег Давыденков сообщает, что «Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным образом и имеет несколько имен. Во-первых, это так называемый «Ангел Иеговы». В Ветхом Завете об Ангеле Иеговы говорится при описании некоторых богоявлений. Это явления Агари на пути в Суру (см.: Быт. 16: 7–14), Аврааму, во время принесения в жертву Исаака (см.: Быт. 22: 10–18), при явлении Бога Моисею в огненной купине (см.: Исх. 3: 2–15).
Пророк Исаия, обращаясь к израильскому народу от имени Иеговы, говорит, что Господь «был для них Спасителем, во всякой скорби их Он не оставлял их и Ангел лица Его спасал их» (Ис. 63: 8–10).
Следует также указать, что об Отце и Сыне говорится в Книге Псалмов: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2: 7), а также: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня… из чрева прежде денницы… рождение Твое» (Пс. 109: 1, 3). В этих стихах указывается, с одной стороны, на личностное отличие Отца и Сына, а с другой стороны, и на образ происхождения Сына от Отца — через рождение.
СВИДЕТЕЛЬСТВА НОВОГО ЗАВЕТА
В Новом Завете истина, что Христос соединяет в Себе две совершенные природы: Божественную и человеческую, открывается буквально с первых страниц. Главная мысль Евангелия: Отец послал в мир возлюбленного Сына, чтобы мир не погиб, но имел Источник Жизни в Духе Святом.
«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…»
Особо следует отметить пролог Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 1–3). Сказано совершенно
ясно: Слово (греч. Λόγος — Логос) есть Бог. Тот Самый Бог, Творец и Создатель, Сотворивший небо и землю, о Котором повествуют (очень, кстати, созвучные рассматриваемым Евангельским словам) первые строки Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1). Евангелист Иоанн говорит о Слове, что Оно было «в начале». В книгах Священного Писания выражение «в начале» часто указывает на начало бытия мира. Например, «В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук» (Пс. 101: 26); «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Мк. 10: 6); «…хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира» (Евр. 4: 3). В таком именно смысле оно употребляется, несомненно, и здесь. Отсюда следует, что в начале, когда Бог начал творить все, — в этом самом «начале» Слово уже было.
КРЕЩЕНИЕ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества следует считать Крещение Иоанном Господа Иисуса Христа в Иордане, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Сущность этого события наилучшим образом выражена в тропаре праздника: Воплотившийся Сын Божий был крещаем в Иордане, Отец свидетельствовал о возлюбленном Сыне, а Дух Святой почил на Нем в виде голубя, подтверждая истинность голоса Отца.
Далее, заповедь о Крещении, которую дает Господь Своим ученикам после Воскресения: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). Здесь слово «имя» стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: «Сказал Господь «во имя», а не «во имена», потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога». Совершенно очевидно, что евангелист Матфей никогда бы не поставил в один ряд с именем Отца имя Сына, если бы Сын не имел равного с Отцом Божественного достоинства.
Преображение Господне также является Откровением о Пресвятой Троице. Известный богослов Парижской школы Владимир Лосский так комментирует это евангельское событие: «Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором — как сияющее облако, осенившее апостолов».
(Окончание следует)
Подготовил протоиерей Николай Баранов
Комментариев нет:
Отправить комментарий