13 июля 2006 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил совершать в первую субботу после дня первоверховных апостолов Петра и Павла празднование в честь Собора Черниговских святых.
В начале воспоминания о Черниговских святых уместно было бы дать краткий очерк истории той земли, в которой они подвизались.
В начале воспоминания о Черниговских святых уместно было бы дать краткий очерк истории той земли, в которой они подвизались.
Младший близнец Киева
Чернигов — младший близнец Киева: не раз, в том или ином отношении, он занимал второе после столицы место на юге Руси; в развитии и планировке древнейшей части обоих городов есть также немало схожего.
В VI–VII вв. на береговом холме при впадении в Десну правого притока Стрижня возникло славянское поселение, от которого сегодня принято вести 1300-летнюю историю Чернигова. Как гласит летописная «Повесть временных лет», при расселении восточных славян — будущих русичей — одна из групп славянских племен осела на территории современной Черниговщины и назвалась «северянами». По словам той же «Повести...», в 884 г. северян подчинил Киевский князь Олег, который во время похода 907 г. на Византию взял у греков дань «на Киев, а потом и на Чернигов, и на Переяслав, и на Полоцк, и на Ростов, и на Любеч, и на иные города». Так Чернигов в старейшем упоминании о нем называется вторым по значению городом Руси.
![]() |
Внутри Антониевой пещеры в Болдиной горе |
Перед своей кончиной в 1054 г. благоверный князь Ярослав раздал города Руси в управление сыновьям и завещал порядок наследования Киева от старшего брата к младшему. Таким образом, была установлена своеобразная иерархия регионов страны, где Чернигов вновь занял второе место.
В 1239 г. Чернигов взяли штурмом и сожгли монголы. С середины XIV в. Черниговщиной владела Литва, с XVI в. — Московия, с начала XVII в. — Польша.
С началом в 1648 г. восстания Хмельницкого польская власть была изгнана из Чернигова, город стал центром Черниговского полка — одной из административно-территориальных единиц в освобожденной казаками части земель Украины. После 1657 г. в стране начался период Руины — военных конфликтов между группами политической элиты с вовлечением сил Московии, Польши, Крымского ханства и Турции. В это время удаленный от мест основных сражений, но богатый былой славой и древними святынями Чернигов вновь стал главным городом Левобережья и вторым после Киева духовным центром юга исторической Руси — во многом благодаря трудам Черниговского архиепископа Лазаря (Барановича, † 1693) и его ближайших преемников по архиерейской кафедре.
![]() |
Антониева пещера, г. Любеч |
В XIX в. Черниговщина — край старины, к памятникам которого обращались многие ученые и публицисты.
Ныне Чернигов — второй после Киева город в Украине по числу уцелевших храмов XI–XIII вв.
Древность
![]() |
Преподобный Антоний Печерский |
С 1069 до 1072–1073 гг. преподобный Антоний, уже основавший Лавру, проживал в Чернигове, где ископал пещеру в Болдиной горе. Согласно летописи, в то время Киевский князь Изяслав Ярославич гневался на подвижника «за Всеслава». Печатный «Киево-Печерский Патерик» 1661 г. истолковывает известие летописи в том смысле, что Изяслав подозревал преподобного Антония в сочувствии Всеславу Полоцкому, выпущенному киевлянами из тюрьмы во время бунта 1068 г. Накануне — в 1067 г. — Всеслав был вероломно пленен Изяславом в ходе переговоров о прекращении междоусобицы, начатой, однако, Полоцким князем. По мнению святителя Филарета (Гумилевского), в краткое правление Всеслава в Киеве преподобный Антоний мог просто не отказать ему в беседе на территории Печерского монастыря, а историк Михаил Приселков допускал, что Антоний осуждал нарушение Изяславом крестного целования о неприкосновенности Всеслава на переговорах. Так или иначе, но на месте подвигов преподобного Антония в Чернигове со временем разросся знаменитый Свято-Троицкий Илиинский монастырь, в усадьбе которого ныне располагаются архиерейский дом и кафедральный собор Черниговской епархии. Сам же подвижник вернулся в Киев: о его кончине в Лавре сообщает «Слово о создании Великой церкви Печерской», вошедшее в древний «Патерик». Возвращение преподобного Антония в столицу «Патерик» 1661 г. объясняет раскаянием Изяслава, а ряд ученых – изгнанием Киевского князя черниговским братом Святославом…
![]() |
Благоверный князь Владимир Мономах |
В 1106 г. в Киево-Печерской Лавре принял монашество преподобный Никола Святоша († 1142), в миру Святослав, сын Черниговского князя Давида Святославича. Это был первый на Руси княжеский постриг. Прожив в Лавре более 30-ти лет, преподобный Никола стяжал дары прозорливости и исцелений, а в последний год земной жизни участвовал, по приглашению князей, в прекращении междоусобного конфликта как парламентер.
В 1113–1123 гг. Черниговским епископом был святитель Феоктист — в прошлом игумен Киево-Печерской Лавры.
В 1150 г. состоялось перенесение в Спасский собор Чернигова мощей князя-страстотерпца Игоря († 1147). Приняв Киев в 1146 г. от своего умирающего брата Всеволода, прежде князя Черниговского, Игорь обещал не допускать притеснений, которые киевляне терпели от Всеволодовых чиновников. Услышав это обещание, киевляне бросились громить дворы ненавистных администраторов. Не желая допустить распространения беспорядков, Игорь послал дружину на усмирение толпы. Обиженные киевляне, усомнившись в искренности обещаний Игоря, тайно отправили приглашение на Киевский стол Переяславскому князю Изяславу Мстиславичу. Игорь проиграл бой возле Киева и был заточен в Переяславе. В темнице он тяжело заболел и, опасаясь смерти, попросил у Изяслава разрешения принять монашество. Игоря вынесли из темницы и выходили. После пострига в Переяславе он стал иноком киевского монастыря мученика Феодора Тирона. В 1147 г. двоюродные братья Игоря вовлекли Изяслава в войну против Святослава Ольговича, а затем тайно перешли на его сторону. Узнав, что Изяславу грозит опасность, киевляне на вече решили идти войной против Черниговских князей. В это время кто-то из толпы призвал убить Игоря. Несмотря на протесты Изяславова брата Владимира (Изяслава в городе не было), толпа ринулась в Феодоровский монастырь. Обогнав Владимира, люди ворвались в храм, схватили Игоря во время Литургии, сорвали с него иноческую одежду, вывели на улицу и начали избивать. Примчавшийся верхом Владимир пытался отнять его у толпы и спрятать, но тщетно. Под ударами Игорь молился как истинный страстотерпец, пока не предал дух Богу. Тело князя было брошено на торгу, а затем перенесено в одну из церквей. Ночью над мощами убиенного сами зажглись свечи. Утром следующего дня в той же церкви было совершено отпевание, а затем погребение в Симеоновском монастыре на Копыревом конце Киева. В Чернигове мощи святого Игоря были положены в «тереме» при соборе, т. е. в одной из пристроенных к алтарю усыпальниц (1150). Судьба святыни после 1239 г. неведома, но в память о погребении князя в храме установлен кенотаф.
В 1159 г. в Спасском соборе был погребен святитель Константин, митрополит Киевский. Он стал преемником митрополита Михаила, который после 14-ти лет управления Русской Церковью вернулся в Византию (в знак протеста против княжеских междоусобиц или из-за конфликта с Всеволодом) и оставил грамоту с запретом служить без него в соборе Святой Софии в Киеве. В 1147 г. Черниговский епископ Онуфрий предложил Киевскому князю Изяславу Мстиславичу (он правил столицей после смерти Всеволода и свержения его брата Игоря) организовать избрание нового митрополита. Согласно канонам, право избрания принадлежало русским епископам, а право поставления кандидата — патриарху Константинопольскому. Но на практике, со времен Крещения Руси, избрание и поставление совершал патриарх. Единственным исключением стало избрание в Киеве в 1051 г. святителя Илариона, в чем историки видят желание князя Ярослава подчеркнуть политическую независимость Руси от Византии. Однако при Ярославе Русь была единой, а век спустя выдвижение на митрополию кандидата одной из конкурирующих княжеских группировок представляло угрозу для церковной жизни. Полагают, что именно из-за этого Смоленский епископ Михаил (византиец) и святитель Нифонт Новгородский (поставлен на кафедру Михаилом) отказались участвовать в поставлении предложенного Изяславом Климента Смолятича и не признали его. После смерти Изяслава (1154) в Киев прибыл святитель Константин (1156), который лишил сана Климента и запретил поминать почившего князя. Поскольку не все события этой смуты ясны в деталях, а многие ее участники стали заложниками обстоятельств, поставление Климента и действия святителя Константина не получили в истории однозначной оценки. Однако прямолинейность нового митрополита, без учета частой смены Киевских князей, обернулась для него скорбями: в 1158 г. столицу занял сын Изяслава Мстислав, и святитель Константин удалился в Чернигов к епископу-византийцу Антонию. Мстислав пригласил на Киевский стол своего дядю Ростислава Мстиславича, и оба решили просить у Византии нового митрополита (Ростислав не хотел возвращения Климента, не поддержанного патриархом, а Мстислав — святителя Константина). Оплакивая свое вовлечение в смуту, Константин завещал перед кончиной, чтобы его тело выволокли за город и бросили на съедение псам. Не смея ослушаться, епископ Антоний исполнил завещание, однако вскоре, видя тело нетронутым, с честью похоронил его…
В 1246 г. в соборе были положены мощи мучеников Михаила, князя Черниговского, и его боярина Феодора, убитых в монгольской Орде за отказ поклониться огню перед аудиенцией у хана (в 1572 г. мощи мучеников перенесли в Московский Кремль и положили в новосооруженной церкви их имени, в 1770-х гг. — в Архангельском соборе, усыпальнице князей и царей Московских). В 1250 г. на северо-востоке Руси преставилась к Богу дочь святого князя Михаила — преподобная Евфросиния Суздальская, чье детство связано с Черниговом.
Новое время
К лику святых Церковью причислены многие из соратников и преемников владыки Лазаря (Барановича). Подвижнический путь большинства из них прошел от ученичества в Киево-Могилянской академии — через труды просветительства и управления монастырями Черниговщины — к архиерейскому служению.Святитель Димитрий Ростовский (Туптало) был рукоположен архиепископом Лазарем в иеромонаха на торжестве освящения каменного Свято-Троицкого собора Густынского монастыря (1675), затем служил проповедником при Черниговской кафедре и настоятелем Крупицкого, Елецкого и Новгород-Северского монастырей, а впоследствии стал митрополитом Ростова Великого († 1709).
![]() |
Святитель Феодосий Черниговский |
![]() |
Святитель Иоанн Тобольский |
Святитель Антоний (Стаховский) — уроженец Черниговщины, проповедник при Черниговской кафедре, первый префект коллегиума, писатель, настоятель Новгород-Северского монастыря, архиепископ Черниговский, затем митрополит Тобольский и Сибирский († 1740).
В XVIII в. с Черниговщиной были связаны судьбы еще двух известных подвижников: в 1705 г. в г. Прилуках родился святитель Иоасаф Белгородский (Горленко, † 1754), в 1717 г. в г. Нежине родился святитель Григорий (Конисский, † 1795), в 1729-1730 гг. в Черниговском Свято-Троицком Илиинском монастыре подвизался будущий священномученик Арсений (Мацеевич, † 1772), митрополит Ростова Великого, преставившийся в тюрьме после критики отчуждения церковных земель правительством Екатерины II.
В 1859–1866 гг. Черниговским архиепископом был святитель Филарет (Гумилевский) — выдающийся богослов и историк Церкви (среди его работ — капитальное «Историко-статистического описание Черниговской епархии»). Пастырь и проповедник, ученый и литератор, святитель Филарет всегда старался облегчить тяжелое положение семей простого приходского духовенства, особенно сирот. Невзирая на широкое признание его научных трудов (около 150-ти работ, многие из которых стали классическими), прямой и ранимый характер святителя Филарета, неприятие им приспособленчества в сложной системе взаимоотношений Церкви с властями Российской империи были причинами многих скорбей архипастыря. Своей кончиной он исполнил слова Христа: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15: 13), — во время вспышки холеры на Черниговщине владыка выехал в зараженный район для оказания помощи пастве и сам стал жертвой эпидемии, которая вскоре прекратилась («Филарет как бы отдал себя в искупление за многих», — отметил его современник).
20–30-е гг. ХХ в. — время новомучеников и исповедников на Черниговской кафедре. Священномученик Василий (Богоявленский) служил на Черниговщине в 1908–1917 гг.: вначале как ректор Черниговского духовного училища, затем как викарий епархии и, наконец, как правящий архиерей (в 1918 г. был убит на пути в Москву из Перми, где участвовал в расследовании обстоятельств мученической кончины архиепископа Андроника). Исповедник Пахомий (Кедров) в 1911–1917 гг. был викарием Черниговской епархии, а в 1917–1930 гг. — ее правящим архиереем, пережил несколько арестов и ссылок, после которых почил от тяжелой болезни († 1937). Помощником владыки Пахомия в управлении епархией был викарный епископ Стародубский священномученик Дамаскин (Цедрик), также понесший скорбь многочисленных заключений и выселений, вплоть до расстрела в 1937 г.
![]() |
Преподобный Лаврентий Черниговский |
Владислав Дятлов
Комментариев нет:
Отправить комментарий