02 апреля 2014

КОГДА ДЕТЯМ НИЧЕГО НЕ ИНТЕРЕСНО

Среди многих проблем современного детства родители и учителя часто сталкиваются с отсутствием у детей интереса к познанию, деятельности, другим людям, миру.


Скука (по словарю В. И. Даля) определяется как тягостное чувство от костного, праздного, недеятельного состояния души, томление бездействия. Таким образом, скука или отсутствие интереса — определенное состояние души.

Если ребенок испытывает скуку, у него отсутствует интерес — это сигнал неблагополучия его душевного состояния, признак того, что развитие личности идет не в том направлении. Скука — противоестественное детскому возрасту состояние. Еще К. Д. Ушинский писал, что ребенок от природы не имеет душевной лености.

Что же происходит с нашими детьми? В чем причины душевного опустошения? Можно осмыслить их разносторонне и обозначить несколько вариантов.

Вариант первый. Его отражение находим в сказочных образах избалованных и истомленных скукой старших дочерей и сыновей, цариц и царевен. Догадаться о причине скуки в данном случае нетрудно — это изобилие, когда у ребенка все или почти все есть: от множества игрушек, вещей, развлечений до повышенного внимания со стороны родителей и родственников. Изобилие (обеспечение которого родители считают своим долгом и проявлением любви к детям) может вызвать скуку, пренебрежение к вещам и людям, снижает познавательный интерес. Иногда изобилием подменяют любовь. Как показывает опыт, изобилие — далеко не всегда источник счастья и радости детей. Часто бывает наоборот.

Одна мама дошкольника, пришедшая на консультацию, рассказывала о том, как играет с детьми ее сын. Дети приходят к ним в гости, достают множество игрушек, рассматривают их... и все. Мама удивлена: почему дети не играют? Потому что на игру не остается ни сил, ни желания. Дети «утопают в море» игрушечного изобилия. Среди многочисленных игрушек легко растеряться: с чем и как играть?

У школьников так же. Изобилие вещей, информации, поток ощущений от компьютерных игр может гасить интерес и вызывать скуку. Без постановки вопросов, побуждающих вспоминать, сравнивать, думать, или учебных задач, требующих усилий ума или поисковой работы, нет творческой активности. Творчество — божественное проявление личности, ведь слова «творчество» и «Творец» одного корня и происхождения.

Вариант второй. Семья, живущая лишь материальными запросами, где нет места интересу к миру, к другим, к самому себе, но есть меркантилизм: «Какую выгоду я могу из этого получить?» или «А что мне это даст?». При этом познавательный интерес подменяется обычным любопытством, т. к. всякая примитивизация опускает человека на более низкий уровень познания, что вызывает скуку, апатию и парализует всякую активность. Культивирование в семье корысти, использование всего для своей выгоды атрофирует нравственное чувство и перекрывает связь с Богом — источником вдохновения и творчества.

Можно успешно развивать ребенка интеллектуально, но при этом не развить у него интереса. Необходимо стремиться к познанию божественных истин. Только живое общение с Богом является залогом того, что человеку никогда не будет скучно.

Вариант третий. Один из самых печальных вариантов, когда отсутствие интереса у детей вызвано отсутствием интереса и любви к ним со стороны взрослых, даже если дети одарены всеми материальными благами.

Как следствие отсутствия интереса и любви со стороны родителей — отсутствие интереса к жизни, учебе, сверстникам. «Я вам не интересен, и мне ничего не интересно». Если ребенок чувствует, что он не нужен, его не любят, то он «теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих людях доброе, что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это самый главный источник озлобленности» (В. А. Сухомлинский). Все это порождает проблемы в учебе, физическом и психическом здоровье.

Как правило, такие дети компенсируют их компьютерными играми, что приводит к зависимости, трудностям в общении и другим искажениям в развитии.

Что же нужно делать, чтобы дети не утратили интерес? Что является лекарством против скуки и потери интереса к жизни?

Все то, что воспитывает личность, одухотворяет и обогащает ее, делает чище и сильней. Если ребенок совершает добрые дела (соответствующие его возрасту и возможностям), то вряд ли ему будет скучно. Но для такой деятельности необходимы определенные условия. Одно из таких условий — создание творческой атмосферы, которая будит мысль, одухотворяет, раскрывает личность со всеми ее дарованиями, дарит радость — делает человека творцом.
Где это возможно? Везде. И в любом виде деятельности. Такая атмосфера создает условия для диалога, уводит от стереотипности и рутины, задает определенный вектор развития.

Важное условие для развития интереса — воспитание трудолюбия, воли и способности преодолевать трудности.


ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ И ВОЛИ


Это важный момент, так как дети, даже имея познавательный интерес, порой оказываются пассивными, потому что не приучены преодолевать трудности, имеют слабую волю или не испытали радости труда.
«Но почему ребенок становится лодырем? Потому… что он не знает счастья труда… Дать детям радость труда, радость успеха в учении» (В. А. Сухомлинский). При таком подходе к воспитанию, где труд соединен с радостью, нет места невротическим расстройствам, скуке, лени, эгоцентризму.

Иногда родители (с целью всестороннего развития) перегружают ребенка занятиями в различных секциях и кружках, напрочь лишая его свободного времени для игр и общения со сверстниками. Кружки, секции хороши в сочетании с общественно-полезным делом, направленным на других.

Труд является той формой организации жизни, в которой формируется воля.
Постепенное приобщение к труду (всегда есть дела по дому и люди, нуждающиеся в помощи), упорядоченная и организованная жизнь семьи, целесообразный режим — виды деятельности, в которых воспитывается воля.

Почему человеку иногда трудно исполнить какое-либо доброе дело или совершить нравственный поступок? Если нравственный мотив не стал ведущим, то сил на исполнение нет. Поэтому воспитание воли вне нравственных ориентиров теряет смысл, ибо может приобрести характер эгоистичной и злонамеренной воли, которая у детей иногда приобретает характер своеволия.


СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ


Понимание того, что сотворенный мир — удивительный, сложный и прекрасный, может возникнуть, если научить ребенка присматриваться не к шикарным витринам магазинов и пестрым обложкам журналов, а, например, к сложной и организованной жизни муравьев, или к устройству какого-нибудь прибора, или прекрасной книге, картине, музыке, звездам — ко всему мирозданию.

Всячески поддерживал и развивал творчество у детей выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. В его книге «Сердце отдаю детям» приводятся примеры, как он использовал малейшую возможность для развития познавательного интереса у детей.
Например, дети с учителем на прогулке в лесу. «Посмотрите, дети, вот золотой песочек, а вот зеленая травка. Или еще лучше — вот зеленый песочек и зеленая травка. Чем они не похожи, что у них разное? <...> Потом мы сравниваем маленький камешек, поднятый кем-то, и зеленый кленовый листочек, осколок красного стеклышка и цветок ромашки, плавающую в пруду рыбку и гусиное перо, чугунные перила моста и вьющийся по дереву стебелек хмеля».
Творческое отношение к жизни возможно, если человек ощутил в себе Творца. Творческая среда создается в личном общении. Почувствовав себя личностью, ребенок может почувствовать в себе Творца, что исключает скуку и духовное опустошение.

В завершение хочу рассказать о таком случае. В метро рядом со мной села молодая семья с семилетним мальчиком. Они не тратили время зря: пока ехали — играли в «угадалки»: по очереди загадывали животных или растения, названия которых нужно было угадать путем наводящих вопросов. Я увидела живой интерес, активную внутреннюю работу мальчика и родителей, радость общения. Пока наблюдала за ними, невольно и сама включилась в игру, пытаясь угадать слово, а заодно и порадоваться вместе с ними. Подумалось, что, вероятно, всем родителям нужно немного пофантазировать, отказаться иногда от чего-то своего, попросту не полениться. Это стоит того.

Ирина Коган

Комментариев нет:

Отправить комментарий