24 апреля 2013

HOMO PLANUS — ЧЕЛОВЕК ПЛОСКИЙ

«Как правильно вести себя с сектантами? Ведь с ними встречаешься почти каждый день...»

Ирина Мосейчук

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:

Не секрет, что сектантов у нас много, их даже больше, чем нам кажется, Тогда как Православная Церковь стремится к единству, секты, напротив, стремятся к множественности.

Множественность ― их обычная среда существования и дальнейшего размножения. В их интересах та ситуация, когда сект так много, что только при наличии специальных знаний с ними можно приблизительно разобраться.

Дело зашло так далеко, что не все секты даже предложат вам свое понимание Библии и свой вариант взаимоотношений с Богом. Некоторые будут предлагать купить «ну очень хороший товар» с «очень хорошими скидками», станут пугать вас клещами в матрасе и глистами в кишечнике. Потом попросят прийти на семинар и привести с собой друга. И, хотя речь пойдет не о Царствии Божием и не о том, что священники якобы учат поклоняться делам рук человеческих, а о сковородках, витаминах, моющих средствах, все же по степени назойливости и по силе смущения в душе вы поймете ― это секта.

Раньше сектантами называли только протестантов. И правильно делали, поскольку они разбивают истину на «сектора» и занимают свою нишу, отделяясь «от единства веры» (Иуд. 1: 19). Но сегодня к понятию «секты» добавились секты тоталитарные, культы коммерческие, культы восточные и еще, наверное, кое-что, ускользнувшее от попадания в список.

В сравнении с этими новейшими явлениями старые знакомые ― протестанты ― иногда выглядят почти что ангельски. И это тоже усложняет проблему. Как относиться к сектам?

Теоретически простой вопрос с таким же простым ответом. В секты нельзя вступать ― раз. Их нельзя бояться ― два. С ними не надо спорить, учитывая крайне малую пользу подобных споров. Это ― три. Бороться с ними, доказывать, сопротивляться могут немногие. Да и те, что могут, страдают от подобного общения.


Не надо также впадать в иллюзорное благодушие и говорить, что их надо любить. Дескать, Господь всех любит, и нам тоже надо. Для начала поупражняйтесь в покаянии и приобретите твердое знание основ Православной веры.

Учиться же любить надо начинать не с врагов веры, а с родни, да с сослуживцев, да с братьев и сестер по приходу. На них падает львиная доля нашего раздражения, осуждения, сплетен, злорадства и прочего. Укрываться за великими словами о любви ко всем негоже. Любящий всех человек подобен подвижнику, любящему даже паразитов, сосущих кровь из его незажившей раны, и воров, выносящих вещи из его келии. Вряд ли мы даже понимаем, что значит «любить всех». А понимать надо. Духовные механизмы нужно постигать хотя бы для того, чтобы не цитировать Евангелие всуе.

Лучшее лечение — это профилактика. Лучшая защита — это информирование. Кто информирован, тот вооружен. Священникам на приходах предстоит не только обучать паству основам веры, но и информировать о новых угрозах, появившихся в непосредственной близости к приходу.

Церковное учительство — так называется наше оружие. Проповедь, беседа, увещание, призыв, предостережение, объяснение ― вот из чего состоит это оружие, если мысленно разобрать его на части.

Следует также понимать, что сектантство — это не только принадлежность к одной из сект. Вначале, еще до попадания в секту, должна быть в душе, в характере человека некая склонность к сектантству. Склонность эта заключается в желании попасть в узкий круг «избранных и посвященных». Еще ― в неумении и нежелании замечать хоть что-либо доброе в тех, кто не принадлежит к «узкому кругу избранных». Еще ― желание учить, то самое «любоначалие» из молитвы Ефрема Сирина. Обязательно ― страсть осуждать всех и вся. Без осуждения сектант ― не сектант. Свою «посвященность» он должен созерцать на фоне «презренных профанов».

Сектант по характеру чудовищно глух к голосу размышления, к вдумчивым вопросам. Он либо проповедует «свое» (которое у него вечно одно и то же, как заезженная пластинка), либо затыкает уши и убегает от собеседника. Нормально общаться, без подчинений и убеждений, он не умеет. Православные христиане тоже не избавлены от «психологической бациллы сектантства». И когда мы видим, что Истина проповедуется или защищается неподобающим способом, то грусть рождается в душе. Грусть и смущение.

Я очень давно пришел к одной мысли и уже очень часто ее повторял, а именно ― что угроза оказаться в секте тем больше, чем менее культурен человек. Культурен не в смысле сморкания в платок и уступания даме места, а в смысле количества прочитанных книг, умения думать и разбираться в явлениях жизни. Чем больше хороших книг прочитал человек, чем более серьезную музыку он слушает, чем более глубокомысленная фильмография ему знакома, тем меньше шансов превратить его в распространителя сектантских листовок на улицах города. Иначе человек становится плоским. Это не видно только слепому.

И плоский человек без мыслей, без идеалов, без высоких целей, с одними рефлексами и инстинктами, неизбежно будет уловлен если не в одни, так в другие сети. Человека нужно изменить в лучшую сторону ради его же безопасности. И это есть лучшая контрмера против умножающегося сектантства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий