17 апреля 2013

СУМЕЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ — ХРАНИТЕЛЬ «ПАНАГИИ ЧЕРНОЙ СКАЛЫ»

Скальная церковь в честь иконы
Богородицы «Панагия Сумела».
Наружная роспись
На территории Турции, неподалеку от г. Трабзон (бывший Трапезунт), высоко в горах расположился старинный византийский монастырь. Основан он был еще в IV в. и посвящен Богородице, потому что именно на том месте явилась Ее икона «Панагия Сумела», что означает «с горы Мела». У турок бытовали названия, соответственно, «монастырь Матери Марии» и «Панагия Черной скалы».

ОБРЕТЕНИЕ ОБРАЗА

Икону приписывают кисти евангелиста Луки, у нее интересная история. По преданию, после смерти апостола его ученик Анания передал образ в одну из церквей г. Афины. В 379 г., в правление императора Феодосия I, икона исчезла. Позже священнику Василию явилась Богородица, велевшая ему с племянником стать монахами, идти на Восток и искать икону на неизвестной им горе, которая называется Мела.

После этого уже монахи Варнава и Софроний приплыли по морю из Афин в Трапезунд, где у местных жителей узнали о местоположении горы с таким названием. Поднявшись на гору, они нашли в пещере икону Богородицы и получили новый указ: остаться и основать на этом месте монастырь. Случилось это в 385 г. Монахи начали строительство келий, возвели стены. Воды сначала не было, но благодаря молитвам забил источник. На протяжении 17 дней они почти ничего не ели, и неожиданно появился осел с провизией, присланной игуменом Вазелонского монастыря, расположенного неподалеку, после откровения от Богородицы.

С 412 г. монастырь начал постепенно заселяться. Византийский император Юстиниан (527–565) подарил обители богатую библиотеку, ценные подсвечники и святую реликвию — украшенную серебром частицу Креста Господня.

РАСЦВЕТ ОБИТЕЛИ

С XI в. императоры Комниновской династии (особенно с 1280 г. — времени правления Алексея III Комнина) покровительствовали монастырю, много достраивали, украшали его стены росписями. Так, в 1361 г. интерьер был декорирован фресками, иллюстрировавшими Новый Завет, на стенах появились портреты императора Алексея III Комнина и его жены Феодоры. На южной стене — портрет следующего императора — Мануила III Андроника (1390–1417). В апсиде — большое изображение Богородицы, т. н. «Платернетисса» — со Христом на груди и разведенными в стороны руками.

После турецкого завоевания, начиная с султана Селима І (1512), на протяжении XVIII в. все известные султаны — Баязид, Мурад — подтверждали права монастыря специальными фирманами, дарили ему ценные подарки, так как почитали Айя Мариам (Святую Марию). Султан Абдулла построил акведук, фонтан; Мустафа (1695) подарил серебряные канделябры-подсвечники.

Священниками в монастыре были греки. В 1710 г. митрополит Игнатий из области Халдия прибыл в монастырь и начал строительство новых келий, балконов, гостиницы, реставрировал старые фрески, достроил восточную стену. В 1732 г. иконописец Савас, прибывший в монастырь вместе с Игнатием, написал новые фрески на южной и восточной стенах.

Впоследствии, в 1760 г., митрополит Игнатий переехал в Крым, жил в Балаклавском Георгиевском монастыре и возглавил переселение греков из Крыма в новый город Мариуполь (1789 г.).

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

В течение XIX в. монастырь продолжал действовать, его посетили и описали иностранные путешественники (из Германии и Англии). Известно, что в 1875 г. там уже проживало 12 монахов.

Ситуация изменилась после русско-турецкой войны (1877 г.), когда греки были вынуждены покинуть монастырь. После революции Ататюрка все монастыри в Турции были закрыты. По проекту обмена населением греки были выселены на родину, а турок вернули из Греции в Турцию. Святыни монастыря были переданы в музей Бенаки в Афинах. В 1922 г. Сумельськая икона Богородицы была также перевезена в Грецию и сейчас находится в церкви с. Кастанья (область Верия, неподалеку от Салоник).

Прекрасным обрамлением монастыря является суровая, нетронутая природа — они неразрывно связаны. Это дикая горная часть, где высокие сосны, грабы подпирают небо, которое всегда в облаках (ведь высота 3500 м). Вокруг — темные ущелья. Водопад по обе стороны дороги с гулом срывается вниз с высоты 100–200 м. Человеческий голос не в состоянии перекричать грохот водных потоков.

Подниматься по извилистым тропинкам, пролегающим через ущелья, почти черный лес, где лучей солнца не видно, ступая по черным базальтовым камням, очень трудно. Да еще и с низких облаков постоянно моросит, воздух очень влажный, сплошной туман. Как сохранились фрески и как поднимались на гору строители с грузом, просто невозможно представить. К тому же здесь и сейчас водятся дикие звери — медведи, волки, шакалы.

Монастырские сооружения встроены в скалу, но до ее вершины еще далеко. Это можно увидеть на фото, но на снимке не разглядеть глубину пропасти под монастырем, потому что он на самом деле существует между небом и землей. Закрытый монастырь пребывает как бы в летаргическом сне, охваченный воспоминаниями о былой славе. Удивительной формы камни вокруг кажутся просто спящими воинами-хранителями обители.

И когда наконец добираешься до стен монастыря, расписанных фресками, они приветствуют тебя светлым взглядом. Образы Богородицы и Христа в окружении угодников Божиих; святые воины — Георгий, Димитрий, Феодор — охраняют свою территорию без оружия. Правда, государственный охранник — полицейский с автоматом руках — дежурит здесь постоянно. Время и землетрясения не властны над этим местом. И, хотя фрески кое-где осыпались, они остаются величественными и ценными, ведь это — XVIII, XVII или даже XIV вв.

Специалисты различают их по стилистическим признакам и особенностям иконографии. Ранние фрески в стиле византийской иконописи, по мнению известного византолога Д. Талбота Райса, видевшего их в 1929 г., указывают на кисть какого-то балканского мастера из славян. Здесь изображены все праздники — Сошествие Святого Духа, Вознесение, Преображение... Есть большие многофигурные композиции — I Никейский Собор (где изображен святитель Николай в сцене заушения Ария), подробная композиция «Успение Богородицы», «Христос — Великий Архиерей».

Эти иконографические схемы впоследствии были закреплены и повторены в традиции христианской иконописи. Так же как и впервые написанный здесь образ «Богородица Платернетисса» («Знамение» — в традициях нашей иконописи). Встречаются тут и ранние варианты иконографии Ветхого Завета. Таких древних скальных циклов росписей, которые сохранились до нашего времени, очень мало во всем мире. В Турции, помимо вышеупомянутых, подобные росписи сохранились лишь в Каппадокии.

С 1972 г. Сумельский монастырь стал музеем и находится под охраной государства, а его территория является национальным заповедником, который привлекает туристов со всего мира.

Нина Пархоменко

Комментариев нет:

Отправить комментарий