23 апреля 2013

ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ, СПАСЕННОМУ РАЙ

«Часто можно услышать пословицу “Вольному воля, спасенному рай”. Как правильно ее понимать?»

Наталья Москаленко

Отвечает Андрей Ухтомский, кандидат богословия:

Общеизвестная пословица «Вольному воля, спасенному рай» имеет глубокий смысл. Вольному воля — человек волен поступать так, как ему хочется. Спасенному рай — кто живет не по воле своей, а как Бог велит, тот спасется. Другими словами, человек может поступать по воле Божией или против воли Божией, но только поступки, совершенные по воле Божией, приведут человека в рай.

Лаконичнее эта максима звучит в немецком эквиваленте пословицы: «Des Menschen Wille ist sein Himmelreich», «воля человека — Царство Небесное»... Пословицу часто применяют тогда, когда хотят выразить несогласие с действиями по типу «своя рука — владыка» и из уважения к свободе человека, только намекая на вариант последствий.

Это объяснение пословицы можно сравнить со словами Библии: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30: 19).

В содержании пословицы, как и в процитированном библейском тексте, содержится уважение к свободе человека. Его не принуждают поступить так или иначе, однако только один из двух путей правильный.

В наш «просвещенный век» человек с каждым днем как бы прозрачнее видит будущее и увереннее действует. Одного он не замечает: своей жизни со стороны, иначе для этого необходимо быть и наблюдателем, и наблюдаемым, а это невозможно. Мы себя видим в искаженном свете. Поэтому только «со стороны виднее», что «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19).

Не всегда наши желания производят нужные действия. Как известно, благими побуждениями выложена дорога в ад. Человек себя видит через призму греха, искаженно. Зачастую и другие не всегда могут уловить мотивацию поступков человека, чтобы направить его к правильному решению, дать верный «рецепт» в той или иной ситуации.

И человек, являясь венцом творения, может обратиться только к Богу, как к высшей инстанции, за решением своих вопросов. А воля Божия — наивысший авторитет для человека. Исполняя волю Божию, человек спасается от раздирающих его греховных побуждений и желаний и как следствие — единым, цельным порывом направляется в рай.

Промысл Божий — для каждого свой. Соответственно, ничего с человеком не происходит без воли Всевышнего. За нами выбор — следовать за Богом или нет. Это не означает, что Бог каждому определил свое место в жизни и дал указания, следуя которым человек «не выпадает из обоймы».

Нет. Бог дал первому человеку заповедь сохранять рай, возделывая и украшая его, любя своего Творца. Но, будучи не укрепленным в добре, человек начал служить диаволу... А когда понял, что «служить двум господам невозможно», — стало уже поздно, грех пророс в сознании человека, начав, соревнуясь с волей Божией, руководить поступками человека.

Тем не менее Господь Бог Своей волей направляет человека к Себе, Один только зная, как вывести человека из «двойственного служения». Спасая человека, Бог уважает его свободный выбор, не делая из него слепого раба низменных желаний, а показывая ему лучший выход из ситуации, оставляя, все же, выбор за человеком.

Выбор человека — за ним самим, он ответствен за свой выбор и пожинает плоды этого выбора. Для правильного выбора необходимо обратиться к Богу с просьбой, чтобы Господь освятил пути человеческие.

Тогда для вольного будет единая, верная воля — он будет спасен и наследует рай. Эквивалентом вышеупомянутой пословицы являются слова Библии — «жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30: 19).

Комментариев нет:

Отправить комментарий