22 апреля 2013

ТРАДИЦИИ АПОСТОЛЬСКОЙ ВЕРЫ, ИЛИ ЧТО ЕСТЬ СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ?

«Подскажите, как объяснить людям, которые находятся в поисках веры, в чем разница между Церковью и сектой?».

Игорь Коваленко

Отвечает игумен Сильвестр (Стойчев), преподаватель КДА и С:

Провести различия между Церковью и сектой можно по многим параметрам. Не следует думать, что сектантство как явление религиозной жизни появилось в последнее время. Уже в древности было немало сект, противопоставляющих себя Церкви.

Вне зависимости от времени появления того или иного протестантского движения, можно выделить несколько важных отличий Церкви от секты. Прежде всего с это вероучение. Каждый раз секты акцентируют отличие своего учения от учения Церкви. Это характерный аргумент для адептов, предлагающих обоснование неприятия Церкви в том смысле, что, мол, у православных вера неистинная, а мы, дескать, «следуем Писанию».

Однако налицо сам факт множественности сект, обвиняющих Церковь в отходе от евангельской веры. При этом они ― секты ― непримиримы друг с другом. Разношерстность их религиозных взглядов приводит к исчезновению такого важного принципа вероучения, как традиция веры: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял» (1 Кор. 15: 3). В свою очередь отсутствие традиции веры ведет к расшатыванию фундаментальных оснований вероучения.

Любимая подавляющим большинством сектантов ссылка на то, что они следуют только Писанию, ставит вопрос понимания священного текста. Апостол Павел сказал: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3: 16). А апостол Петр указывает: «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1: 20–21).

Очевидно, что Писание вдохновленное Духом Святым, может быть понято только при просвещении Им же, что и может произойти только в Церкви, которая есть «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Естественно, принадлежность к Церкви дает возможность при личном совершенствовании быть просвещенным Духом и уразуметь Писание.

Как же быть в случае с внецерковным чтением Писания? Получается комичная ситуация: купил Библию в книжном магазине и начал читать. Например, скажем, Петров понял по-своему и организовал петровцев, Сидоров ― по-своему, организовав сидоровцев, и т. д. Попытка понять Писание вне контекста благодатной традиции Церкви приводит к множественности толкований, а соответственно ― множественности исповеданий.

И главное: в таком случае уничтожается важнейшее условие понимания Писания ― просвещенность Святым Духом и следование традиции веры. Где гарантия верного понимания Писания и сохранение чистоты веры? Апостол Павел выражает это в известных словах: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8).

Ключевым в этом тексте является выражение «проповедовали мы»: все, что слышат галаты, должно перепроверять верностью, соответствию апостольской проповеди. А как это сделать, если нет традиции веры, если основатель секты здесь первое звено?! Верностью какой проповеди должны и могут быть перепроверяемы его слова?

Конечно, можно ссылаться на то, что именно в их общине Писание понимается правильно, но сам факт удивительного количества таких заявлений в истории христианства, различия пониманий, бесконечного дробления сектантских движений (как раз по поводу верности Писанию!) явно говорит о чисто человеческом происхождении сектантских движений.

В свою очередь постоянство традиционной Церкви служит доказательством обратного ― она подлинно стоит «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2: 20).

Немаловажным является жизненный нерв любого сектантского движения ― противопоставление. Оно всегда вопреки, в противовес. Это порождает идею избранничества, элитарности. Более того, агрессивное отвержение распространяется не только на Церковь, но и вообще на все социальное окружение.

И если в Писании Господь и Апостолы на вопросы политические (см.: Мф. 22: 21) и юридические (см.: Лк.: 12: 13) прямых ответов не давали, то сектантство дает радикальные ответы в подобных случаях: не служи, не ходи, не общайся... В результате происходит отчуждение не только от традиционного христианского общества, но и от всего, что не является общиной: государства, соседей, семьи.

Воплощается в жизнь принцип разделения, глубинной неприязни, осуждения; возникает желание разрыва социальных связей, что прямо противоречит указанию апостола: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7: 20). Таким образом, налицо различия Церкви и секты в отношении сохранения традиции апостольской веры, следования евангельскому духу в вопросах духовного и практического характера; наличие в Церкви единомыслия в вопросах веры и нравственности, и отсутствие оного у адептов сектантских движений (чему доказательство ― бесконечное их дробление и создание все новых и новых «церквей»).

Все это приводит к мысли о чисто человеческом основании всех сект, о чем писал апостол: «Это ― люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1: 19).

Комментариев нет:

Отправить комментарий