Крыши
на храме еще не было. Не успели до начала холодных ноябрьских ветров привезти
шифер. Справились бы в срок, да все собранные по трем селам деньги ушли на
расчет с каменщиками из далекого Закарпатья, которые день и ночь не слазили с
лесов, чтобы успеть к холодам закончить свою работу. Они-то все сделали и
расчет получили, а вот у старосты в кармане остались лишь копейки, да не давала
покоя самая главная проблема: пост идет к завершению, а крыши нет, значит и
Рождество опять по хатам да домам встречать придется!
Ехать в епархию, просить,
чтобы священника прислали? А где служить? Под открытым небом? Вопросы
оставались без ответов.
Староста
зашел в храм. Слева от алтаря, на голой кирпичной стене висела икона Рождества
Христова, под ней на земле стоял старый, видавший виды сундук с большим
навесным замком. Ключ долго не желал проворачиваться, наконец механизм щелкнул,
и Филиппович, так звали старосту, открыл тяжелую крышку. На ее внутренней
стороне, рядом с портретом последнего царя-батюшки, были приклеены две полосы
неразрезанных керенок и большой плакат, призывающий на выборы в Верховный
Совет. Обрамляли сундучную галерею новогодние и первомайские открытки
послевоенных годов.
Филиппович
перекрестился и отвернул в сторону толстое лоскутное одеяло. Под одеялом лежали
церковные книги, два креста, дискос с немного погнутым потиром и несколько
больших икон — все, что осталось от разрушенного старого храма. Что сумели
сохранить…
Развернул
староста видавшую виды, но еще крепкую, в кожаном переплете Псалтирь, перекрестился
пред иконой и начал с обычного: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый
Бессмертный…».
В
храме хотя и прохладно, но сквозняка не было, успели затянуть окна толстой
пленкой. Только сверху падали еще не оформившиеся снежинки.
Уже
заканчивая кафизму, Филиппович услышал сзади шорох. Оглянулся. В проеме
притворной двери стоял высокий человек в кожаной куртке.
—
Молишься, дед? — спросил незнакомец.
—
Молюсь, а ты помочь решил псалмы почитать? — тут же откликнулся Филиппович. —
Так давай вдвоем, Богу слышнее будет.
Гость
улыбнулся.
—
Можно и вдвоем, да только неуютно как-то книжку твою читать, когда за шиворот
капает…
Старик
хотел было ответить, что, мол, слова говорить всякий горазд, а вот помолиться
или помочь чем-нибудь не все спешат, но промолчал. Показалось ему, что видел он
где-то этого незнакомца. Одет солидно, уверенный в себе, но на начальника не
похож. Начальники — они всегда торопятся, псалмы читать не соглашаются и советы
дают. Этот не такой был.
—
Скажи, дед, а зима холодная будет?
—
Я тебе не гадалка, — буркнул Филиппович, но, подумав, ответил: — По всем
приметам, холодная. Мыши по хатам толпами ходят, коты не справляются ловить;
листья рано облетели, и худоба из сараев выходить не желает. Филиппович
собрался еще добавить, что местный дед-травник тоже холодную зиму предрекает,
да и бабка Евдоха, предсказательница сельская (ее «колдуньей» частенько
называют), только и талдычит, что холод будет, какого после войны еще не было,
но промолчал. Хотел сказать, да не сказал — оно ему надо, чужаку этому?
Пока
Филиппович раздумывал, как правильнее и ловчее объяснить приезжему незнакомцу
необходимость пожертвования на храм, тот внимательно осматривал стены. И только
староста решился начать свое вступительное слово о том, как церковь строилась и
каким дорогим трудом обошлась, незнакомец спросил:
—
Дедушка, а вы через пару часов сможете сюда подойти?
Староста
удивился этому «выканью», а затем обрадовался — наверное, все же, толк для
храма от этого разговора выйдет.
—
Смогу, чего же не смочь. Живу недалеко.
***
Пока
Филиппович Псалтирь на место определил да сундук закрывал, машина, стоявшая
неподалеку, уехала вместе с незнакомцем, но тут же появилась вездесущая
Евдокия, по-местному «Евдоха».
Главной
особенностью Евдокии была разговорчивость, причем говорила она всегда,
независимо от наличия слушателей. Рассуждения ее касались всех и вся, поэтому
если надобно было узнать, что было, отчего произошло и какие будут последствия
в жизни того или иного жителя, спрашивали у Евдохи. Если не боялись, конечно.
Дело
в том, что бабушка эта хранила в своей памяти все события, происшедшие в селе с
каждым в отдельности и со всеми вместе, оптом. Кроме этого были ей ведомы
предания старины глубокой, переданные ее бабкой. За божницей, в хате Евдокии,
лежали три толстые тетради. Первая из них исписана была еще старорежимным
шрифтом, вторая, похожая на амбарную книгу, заканчивалась немцами в 1942 году,
а третья заполнялась уже ныне живущим автором, то есть самой Евдокией. Прочесть
что-то там было практически невозможно. Евдокия, по причине слабой грамотности,
писала одной ей понятными закорючками и загогулинами, что отнюдь не мешало ей
оперативно определить, когда проросла редиска в 1953-м
и прогремел первый
гром в 1965-м.
Был
у Евдохи «коллега» в соседнем селе, дед Иван, но он угорел несколько лет назад,
поэтому в качестве архива и справки для всех сельчан осталась одна Евдокия. Да
только страшновато было к ней обращаться, и все потому, что ответит бабуля на
вопрос, а потом и добавит что-нибудь о том, чего сам о себе не знаешь или о чем
вспоминать не хочется, а то еще возьмет и скажет, что с тобой будет…
С
Филипповичем у Евдокии отношения были сложные, так как староста все на Бога
уповал да Его угодников почитал, а бабуля непонятно кому крестилась и с кем
шепотом разговаривала.
—
Здравствуй, Петро! — обратилась к старосте Евдокия и, не дождавшись ответа, тут
же скороговоркой добавила: — Ты бы не стоял, как пень, а место у церкви
подготовил.
—
Какое место? — не понял Филиппович.
—
Да под железо на крышу.
Евдокия
развернулась и пошла себе, чего-то бурча под нос, а Филиппович начал убирать
лежавшие у церковной стены обрезки досок и горбыли. Осознание того, что он
выполняет наряд Евдохи, пришло к старосте тогда, когда все было убрано.
Разогревая
в сторожке чай, староста вздыхал да повторял раз за разом:
—
Вот же напасть какая, Евдоха командует! Искушение!
***
Не
допил Филиппович еще свой чай, как услышал гул большой чужой машины. В том, что
машина «чужая», сомнений не было. Из тех, что остались в постепенно разваливающемся
колхозе, с таким гулом транспорта никак не могло быть. Не те времена.
Староста
не ошибся, но удивлению его предела не было. К северной стороне церкви, как раз
туда, где Филиппович только что убирал строительные остатки, подруливал большой
желтый кран. Пока крановщик с помощником устанавливали крановые лапы, из
проулка появился грузовик с торчащими из кузова шахтными арочными балками.
Зачем
эта арка, Филиппович не спрашивал. Он все понял. И не только понял, но и
вспомнил… Вспомнил, где видел незнакомца, который неполных три часа тому назад
помешал ему читать Псалтирь и попросил не уходить.
Еще
недели не прошло, как ездил староста в город, к главному шахтерскому
начальнику, «генералу» по-местному. Денег на крышу просил. Денег ему не дали, а
помочь чем-нибудь пообещали. В это «чем-нибудь» Филиппович не верил и приехал
из города окончательно расстроенный. Вот там, на том приеме у генерального
директора, и видел староста своего сегодняшнего гостя. За столом он с главным
начальником рядом сидел.
На
третий день крыша храма, где вместо деревянных стропил стояла шахтная арка, а
шифер заменяла отслужившая свой шахтный век транспортерная лента, была готова.
Суетились вокруг церкви прихожане, помогая заделывать оставшиеся щели и радуясь
тому, что все это время, пока крышу сооружали, выглядывало солнышко и из туч
снежком не сыпало. К обеду приковыляла и Евдокия, как всегда о чем-то сама с
собой рассуждавшая. Вокруг храма обошла, клюкой своей зачем-то по углам
церковным да ступенькам притворным постучала и к Филипповичу подошла.
—
Ты, Петро, здесь не крутись, а езжай в область попа выписывать. Рождество-то
через девять дней.
Или опять, как
и раньше, в
город на службу
идти?
Староста,
внутренне уже свое мнение о Евдохе кардинально изменивший, все-таки хотел возразить
сердито, мол, не командуй здесь, но промолчал. Ведь действительно: церковь
есть, просфоры испечем, книги главные богослужебные — в наличии, надо
священника звать.
***
Архиерейский
секретарь долго объяснял Филипповичу, что приход сначала надо зарегистрировать,
а только потом в него священника посылать. Да знал староста закон этот
советский, за нарушение которого когда-то и сам пострадал, но ведь Рождество
Христово через несколько дней, оно законам земным и, тем паче, начальникам
никак не подчиняется!
Перекрестился
Филиппович и решительно вопросил:
—
Вот к вам, батюшка-секретарь, детки ваши на день рождения не придут, каково вам
будет? А вы волхвов к Христу-Младенцу не пускаете!
—
Каких это волхвов? — не сразу понял главный епархиальный священник.
—
Да нас, прихожан. Мы ведь дары приготовили уже, как раз к Рождеству Спасовому —
и храм построили, и вертеп сделали, и помолиться хотим…
Секретарю
от таких примеров стало как-то не по себе, и пока он искал ответ, дверь за
стулом епархиального начальства приоткрылась и из нее вышел улыбающийся
епископ. Кабинет правящего архиерея за тонкой стеночкой находился, и владыка
слышал весь разговор в подробностях.
—
Что, Петр Филиппович, вразумляешь секретаря моего? — обратился архиерей к
старосте.
—
Да что Вы, владыко святый, — смутился староста, испрашивая благословения, — я
прошу только…
—
Правильно просите, — заключил епископ. — Будет вам священник. Мы уж как-то с
властями сами все решим. Езжайте, готовьтесь к празднику.
***
Рождественская
служба в новом храме началась в два часа ночи. Хоть и боялись прихожане
сельские, что мало кто придет в столь «ранний» час, но традиции старого,
порушенного в годы лихолетья прихода, нарушать не пожелали. «Так деды наши
служили», — этот аргумент и победил все страхи.
Зря
боялись. Уже с полуночи церковь стала наполняться, а к тому времени, как запели
на Великом повечерии «С нами Бог! Разумейте языцы…», храм был полон.
И
не беда, что еще не было полов, что вокруг неоштукатуренные стены, что вместо
иконостаса — три натянутые по проволоке простыни, с приколотыми булавками
репродукциями икон, — в воссозданном из, казалось бы, окончательного небытия
храме служилась служба Божия — Христа Рожденного славили и началу собственного
спасения радовались.
За
престолом, облаченным в белую парчу, возносил молитвы приехавший накануне
молодой священник в таком же белом блестящем облачении.
За
день до его приезда к Филипповичу домой приковыляла Евдоха с парой валенок.
Поставила эту пару в горнице, перекрестилась в сторону залы и, как всегда,
безапелляционно заявила:
—
Петро, валенки пусть молодой поп на службу надевает. В ботиночках же городских
приедет!
Священник
действительно приехал в кургузом пальтишке и ботинках осенних. Так что валенки
Евдокии для длинной рождественской службы в неотапливаемом храме были крайне
уместны.
После
службы, наскоро попив горячего чаю, батюшка с детворой и прихожанами
отправились по селу «Христа славить». Плакали старухи, украдкой вытирали слезы
старики, удивленно смотрели на эту радость те, кто вырос без храма…
На
краю села, возле маслобойни, у калитки своего небольшого домика стояла сама
Евдокия с украшенной рушником иконой Христа в руках. Пропели трижды «Рождество
Твое, Христе Боже наш…» и в дом зашли.
К
столу приглашал средних лет мужчина в красивом дорогом костюме. Откуда такой
гость, никто понять не мог. Вот только Филиппович признал незнакомца. Это он
приезжал неполных две недели назад в храм и попросил задержаться ненадолго…
Вопросительно
глянул староста на Евдокию, а та, смахивая невидимую пыль с длинной скамейки у
праздничного стола, просто сказала:
—
Вот правнучек мой на Рождество приехал…
Протоиерей Александр Авдюгин
Комментариев нет:
Отправить комментарий