Пригласили
священника в школу с детьми побеседовать. И пока по коридору в аудиторию шли,
завуч священника просит: «Вы им скажите, чтобы они вели себя хорошо, не курили
на переменах, на уроках sms-ками не обменивались, в туалетах на кафеле гадости
не рисовали фломастером».
Пригласили
священника в армию. И пока через плац с дежурным офицером в актовый зал шли,
офицер священника просит: «Вы им скажите, чтобы они приказы командиров
исполняли безропотно, с оружием вели себя осторожно, в село за самогонкой в
“самоволку” не бегали, чтобы “деды” младших сильно не обижали».
Привели
родители ребенка первый раз на исповедь. Говорят ему: «Ты обязательно батюшке
скажи, что ты нас с папой не слушаешься». А батюшке говорят: «Уж вы его
пожурите, чтобы он не был таким строптивым, чтобы ел то, что дают, не спорил с
нами, слушался».
Куда
бы священник ни пришел и кого бы к нему ни привели, всем в первую очередь
желательно, чтобы в мире умножилось послушание. А чтобы умножилась молитва и
родилось богопознание — так этого нет. Главное — послушание подавай. Архимеду
нужен был рычаг и точка опоры, чтобы перевернуть мир. Начальники и командиры
всех рангов, кажется, видят в священниках рычаг для переворачивания мозгов
подчиненных в сторону послушания. Это неправильно.
Дореволюционную
Церковь упрекают в том, что она была слишком связана с монархическим режимом,
что превратилась в одну из главных его опор. И пострадала затем, дескать, так
жестоко из-за крушения режима, который подпирала и поддерживала. Может быть,
это и так, но ведь сегодня от Церкви требуют того же самого — подпирать и
поддерживать. В Церкви ищут не саму Церковь, а некоторые из ее функций, далеко,
кстати, не основные. Любая власть стоит пред соблазном потребительского
отношения к Церкви в своем государстве. «Помогите нам бороться с наркоманией,
скажите народу, чтобы не бунтовал, помогите бедным терпеливо дожить до смерти…
и не смейте учить нас, как нам самим поступать».
Рабовладельцы
были бесовски прозорливыми миссионерами. Они сознательно крестили рабов, чтобы
дядя Том смиренно жил в соломенной хижине, сочиняя очередной спиричуэл, и нож в
руки брал только для срезания плодов при уборке урожая. Может, Русская Церковь
до революции и была виновата во многом, но тогда не стоит забывать, что под
угрозой оказаться в таком состоянии находится Церковь любого христианского
народа.
Бога
надо любить не за то, что Он даст. Бога надо любить как Бога, а не как
спонсора. Лучшие сыны Израиля до пришествия Христова поняли, что Тору нужно
читать и изучать не «для», а ради сладости самой Торы.
Известны
слова Христа из Евангелия: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13). Эти слова
процитированы из книги пророка Осии, и у них есть продолжение: «Милости хочу, а
не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6: 6). Боговедение —
это знание Бога, такая память о Нем, которая стремится стать непрестанной,
поучение в Его слове, исполнение заповедей. Послушание младших старшим и
подчиненных начальникам, милосердие, справедливость в судах, верность в браках
— это лишь плоды боговедения. Нельзя искать плодов, не окапывая и не поливая
корни. Когда умножаются грехи, тогда Господь готов в гневе судиться с жителями
земли, и суд у Него с людьми потому, «что нет ни истины, ни милосердия, ни
Богопознания на земле» (Ос. 4: 1).
Все
пророки говорят о Мессии, даже если мы не всегда видим и понимаем это. И все
пророки словно едиными устами и единым сердцем говорят: «Итак познаем, будем
стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам,
как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6: 3).
Не
нужно думать, что этот горячий вопль обращен только к ветхозаветным людям. Не
нужно думать, что нам, верующим во Христа людям Нового Завета, уже нечего
больше познавать и стоит успокоиться чтением Символа веры. Познавать Господа,
искать Его с раннего утра до позднего вечера обязаны все, кто знает, что Бог
есть. Более того, сыны Евангелия должны распаляться большей жаждой благодати,
чем сыны Закона. Слова Исаии и Осии должны быть более близки нам, нежели
современникам пророков.
История
христианского мира — это история драматических взаимоотношений между Богом и
Его новыми людьми. Господь избирал и возвышал неизвестные дотоле, пребывавшие в
исторической тьме народы. Господь дарил им Себя, и было им хорошо, до тех пор,
пока Он был их главным богатством. Когда же они хотели превратить Его благодать
в свою частную собственность или начинали хвалиться Его подарками, будто своими
заслугами, Он отворачивал Свое Лицо.
Он
также мог гневаться на людей, когда они больше внимания уделяли религиозному
искусству: резьбе по камню, церковному злату, стройному пению, витийствующему
богословию — и забывали о Боге как о Центре, о Сердце, об Источнике. Любили
лучи и забывали о Солнце — так можно кратко сказать. Это было не богопознание,
но цветистый культурный обман, разросшийся на месте бывшего богопознания. Тогда
исполнялись слова: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты
отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» (Ос. 4:
6).
Все
это было у евреев, но не только у них. Просто на их истории эти процессы видны,
как на матрице. Впоследствии они проявлялись многократно в истории разных
народов, познавших Бога, в том числе и нашего.
Когда
священника зовут в школу или в армию, это уже хорошо. И не страшно, что его
просят повлиять на подчиненных с целью улучшения дисциплины. Пусть просят. А
священник главной своей задачей должен считать разговор с людьми о Боге.
Улучшение дисциплины будет побочным продуктом светлых знаний о Господе Иисусе
Христе. И передача этих святых знаний — главная задача священника, «ибо уста
священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он
вестник Господа Саваофа» (Мал. 2: 7).
Кто-то
из мудрых миссионеров сказал: «Когда говоришь с еретиком, не говори против
него, говори выше». Говоря против, мы ничего не достигнем, поскольку в силу
одного лишь инстинкта самосохранения человек будет спорить, защищаться, не
соглашаться. Но если в недрах нашего церковного сознания мы богаты тем, чего
нет и не может быть у отколовшихся от Церкви, то мы должны суметь показать им
те высоты, о которых они еще не думали, показать им сокровища, которых они не
видели.
Так
же и с обычными слушателями. Мало толку пережевывать повеления с частицей «не»:
«не ругайтесь, не курите, не грешите, не скорбите». Мы — регенты. Нам нельзя
говорить «не фальшивьте» — нам нужно дать чистую настройку. Кроме отрицательной
частицы «не» в проповеди должен присутствовать позитивный призыв: «Познайте
Истину, и Истина сделает вас свободными. Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».
Другими
словами, «пойдем к Нему, а не к Его дарам; к Нему Самому, а не к Его свойствам;
пойдем вверх и перестанем растекаться по плоскости»”.
Протоиерей Андрей Ткачев
Комментариев нет:
Отправить комментарий