21 июня 2013

«ЧТОБЫ ПЛОД ВАШЕЙ ВЕРЫ БЫЛ ЯВЕН ДЛЯ ВСЕХ»

«Церковная православная газета» продолжает знакомить своих читателей с выдающимися произведениями древнецерковной письменности. На этот раз речь пойдет о Послании святого Поликарпа Смирнского к филиппийцам. О житии святого Поликарпа наше издание уже писало в рубрике «Православный календарь» (см.: № 4 «ЦПГ» за 2013 г.). Напомним лишь, что Поликарп был учеником апостола Иоанна Богослова, другом священномученика Игнатия Богоносца и учителем святого Иринея Лионского; епископствовал в г. Смирна в Малой Азии и завершил свой земной путь славным подвигом мученичества.

Как отмечает архимандрит Киприан (Керн), в древности было известно несколько посланий с именем святого Поликарпа Смирнского, адресованных соседним церковным общинам. До нас дошло только одно — Послание к филиппийцам.

Его подлинность не вызывает сомнений у исследователей, хотя полный текст сохранился только в латинском переводе. В греческом оригинале существуют первые девять глав (из 14-ти); кроме того, почти полностью 9-я и 13-я главы приведены у Евсевия.

Как сообщает современный патролог Алексей Сидоров, «большинство исследователей склоняются к предположению, что данное послание на самом деле есть синтез двух посланий», которые слились уже в древней рукописной традиции. Согласно свидетельству блаженного Иеронима, в древности в некоторых церковных общинах Послание святого Поликарпа читалось за богослужением.

Послание к филиппийцам содержит преимущественно нравственные советы, его догматическое содержание небогато. Святой Поликарп, в частности, хвалит филиппийских христиан за любовь к узникам и за твердость в вере; увещевает их служить Богу «в страхе и истине»; советует избегать сребролюбия; напоминает об обязанностях диаконов, пресвитеров, юношей и дев.

В 7-й главе Послания содержится предостережение, направленное против еретиков — докетов, которые отказывались признавать реальность человеческой природы Христа и ложно учили об ее иллюзорности.

Святой Поликарп напоминает: «Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист» (см.: 1 Ин. 4: 3) и добавляет: «Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни Воскресения, ни суда, тот первенец сатаны».

Святой Поликарп призывает оставить «суетные и ложные учения» и обратиться «к преданному изначала слову», то есть к преданию Церкви.

Далее Смирнский архипастырь убеждает пребывать в молитве и посте; увещевает быть подражателями терпения Господа Иисуса Христа; приводит в пример святых мучеников и апостолов, которые «не вотще подвизались, но в вере и правде и пребывают в подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали».

Среди последующих увещаний святого заслуживает внимания, например, такой совет: «Все будьте уступчивы друг другу, чтобы “поведение ваше было безупречно среди язычников” [см.: 1 Петр. 2: 12] и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подверглось из-за вас хулению. Горе же тому, кем хулится имя Господне!».

Святитель также призывает молиться за всех: «Молитесь за всех святых [т. е. христиан]. Молитесь также за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов Креста, чтобы плод вашей веры был явен для всех и сами вы были совершенны».

По характеристике протоиерея Георгия Флоровского, святой Поликарп «был посредствующим звеном» между апостолом Иоанном Богословом и святым Иринеем Лионским, был «выразителем той слагавшейся малоазиатской традиции в богословии, которая впервые получила связное изложение у Иринея и для которой характерна сотериологическая точка зрения — исповедание веры, исходящее из созерцания искупительного дела Христова».

Подготовил Михаил Мазурин

Из Послания святого Поликарпа Смирнского к филиппийцам

Глава IV
Будем избегать сребролюбия и вразумлять самих себя, жен и вдов
«Начало же всех бед есть сребролюбие» [см.: 1 Тим. 6: 10]. Итак, зная, что мы «ничего не принесли в мір и ничего не вынесем из него» [см.: 1 Тим. 6: 7], вооружимся оружиями правды и будем сперва учить самих себя поступать по заповеди Господней; а потом учите и жен ваших, чтобы они пребывали в данной им вере, любви и чистоте, чтобы любили мужей своих со всею искренностью и всех других равно со всем целомудрием; и детей будем воспитывать в страхе Божием; будем учить вдов, чтоб они здраво судили о вере Господней, предстательствовали непрестанно за всех, удалялись всякой клеветы, злоречия, лжесвидетельства, сребролюбия и всякого порока и знали, что они — жертвенник Божий, что Бог все видит и от Него ничто не сокрыто: ни мысли, ни намерения и никакие сокровенные чувствования сердца.

Глава V
Обязанности диаконов, юношей и дев
Таким образом, зная, что «Бог не бывает в посмеянии» [см.: Гал. 6: 7], мы должны поступать достойно заповеди Его и славы. Подобно и диаконы должны быть непорочны пред правдою, как служители Бога и Христа, а не человеков, не клеветники, не двоязычники, не сребролюбцы, воздержаны во всем, милосердны, старательны; должны поступать согласно с истиною Господа, Который сделался служителем всех, от Которого, если угодим Ему в нынешнем веке, получим и будущий, так как Он обещал нам, что воскресит нас из мертвых и что, если будем жить достойно Его и в Него веровать, будем и царствовать с Ним. Подобным образом и юноши должны быть непорочны во всем, преимущественно же заботиться о целомудрии и удерживать себя от всякого порока. Ибо хорошо отражать от себя мірские похоти, потому что всякая «похоть воюет против духа» [см.: 1 Петр. 2: 11] и «ни блудники, ни сластолюбцы, ни мужеложники Царствия Божия не наследуют» [см.: 1 Кор. 6: 9, 10], так как и все делающие непотребства. Посему должно воздерживаться от всего этого и покоряться пресвитерам и диаконам, как Богу и Христу, а девам жить с непорочною и чистою совестью.

Глава VI
Обязанности пресвитеров и общие обязанности
Пресвитеры же должны быть благосерды, милостивы ко всем, обращать заблуждающих, посещать всякого немощного, не пренебрегать вдов или нищего, «всегда стараться о добром пред Богом и человеками» [см.: Рим. 12: 17; 2 Кор. 8: 21], воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливости в суде; удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха. И потому, если молим Господа, чтоб Он простил нас, то и мы должны прощать. Ибо все мы находимся пред очами Господа и Бога: «каждый из нас должен предстать пред судилище Христово и каждый за себя дать отчет» [см.: Рим. 14: 10, 12]. Итак, будем служить Ему со страхом и всяким благоговением, как Он заповедал Сам и благовествовавшие нам апостолы и пророки, предсказавшие пришествие Господа нашего. Будем ревностны в добре, будем удаляться от соблазнов, от лжебратий и от тех, которые лицемерно носят на себе имя Господне и вводят в заблуждение людей легкомысленных.

Печатается по изданию:
 Писания мужей апостольских. —
Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008

Комментариев нет:

Отправить комментарий