31 мая 2012

ОБИТЕЛЬ, ХРАНИМАЯ БОЖИЕЙ МАТЕРЬЮ

Страной белых городов называли когда-то Киевскую Русь, а многие монастыри ее были необходимыми и естественными спутниками в этих местах, давая жителям духовную силу и становясь преградой для врагов на подступах к своим стенам. Вот таким своеобразным «спутником» Новгорода-Северского и является Спасо-Преображенский монастырь.

ВЕЛИКИЕ ИСПЫТАНИЯ

Он возник в 1033 г. в 2 км от города, на крутой горе правого берега р. Десны. Летопись XI в. его основателем называет Черниговского и Тьмутараканского князя Мстислава Владимировича. Это случилось после победы, одержанной им над своим братом — Киевским князем Ярославом Владимировичем.

Однако о времени основания монастыря существуют и иные сведения. Так, например, святитель Филарет (Гумилевский) в своем труде «Описание Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря», изданном в 1873 г. в Чернигове, временем возникновения обители называет XII в.

Уже в первые годы своего существования обитель подверглась нападениям. Это, возможно, произошло в 1147 и 1152 гг., когда черниговские князья разорили Новгород-Северский, его окрестности и монастырь.

В 1239 г. на Новгород-Северский напали монголо-татары и подожгли его со всех сторон. Многих жителей убили, других взяли в плен. После этого нашествия монастырь долго восстанавливался.

А в 1552 г. на этот край напали крымские татары. Они подвергли разорению Новгород-Северский и монастырь, в котором сгорела старая церковь во имя святителя Петра и были уничтожены драгоценные архивы. Спустя годы царь Василий III выдал монастырю грамоту о передаче ему угодий. Еще одна такая грамота была дана Иваном Грозным — при настоятеле Вассиане, который значительно расширил земельные владения обители.
Случилось так, что в 1603 г. Спасо-Преображенский монастырь оказал приют будущему царевичу Лжедмитрию I, а фактически беглецу из московского Чудова монастыря Григорию Отрепьеву, которого поляки стремились посадить на русский трон. Покидая подворье, он оставил игумену записку о желании отблагодарить его за то, что «покоил у себя в обители». Однако мнимый царевич не сдержал своего слова. В 1604 г. Григорий Отрепьев с поляками разрушили г. Новгород-Северский и монастырь, который приютил его.

Местные жители и монахи, поддержанные отрядами князей Никиты Трубецкого и Петра Басманова, сражались с войском самозванца не жалея живота своего, но выстоять не смогли. А вскоре пришла новая беда. Согласно заключенному в 1618 г. договору между Россией и Польшей, к полякам отошли земли вместе с Новгородом-Северским и другими городами. Монахи Спасо-Преображенского монастыря не пожелали идти под власть Речи Посполитой и двинулись сначала в г. Рыльск, а потом в г. Севск, где в 1631 г. основали новый монастырь.

Многие годы древний монастырь был местом пребывания архиепископа Лазаря (Барановича). Монахи встречали его в условиях бедности и убожества, а расставались с ним в 1672 г., когда обитель, благодаря его деяниям, стала благоустроенной и крепко стоящей на ногах. Он ходатайствовал перед царем Алексеем Михайловичем об увеличении монастырcких угодий. При нем в Новгороде-Северском была открыта первая типография, которую впоследствии перенесли в Чернигов.

С 1699 по 1700 г. обителью управлял архимандрит Димитрий (Туптало), будущий митрополит Ростовский, занимавшийся благотворительностью и духовным просвещением мирян. Именно здесь он написал часть своего труда «Жития святых».

По инициативе императрицы Екатерины II, посетившей в 1787 г. Новгород-Северский, началось переустройство монастырских зданий и реставрация Спасо-Преображенского собора. В дальнейшем упразднение Новгород-Северской епархии отрицательно повлияло на становление и развитие обители.

Но в начале XIX в. здесь были открыты духовная семинария, духовное училище, а позднее и библиотека, содержащая многие исторические издания и документы. При монастыре работала школа для сиротских детей. В 1918 г. большевики закрыли древнюю обитель, но еще какое-то время в ней продолжалась монастырская жизнь. Безбожники постарались так, что в обители исчезли уникальные творения, памятники, в том числе и старый некрополь.

Во время Великой Отечественной войны фашисты открыли на территории монастыря концентрационный лагерь для военнопленных и мирных жителей, где за два года погибло около 18 тысяч человек. Установленный у стен обители мемориальный комплекс напоминает об этой страшной трагедии. И когда в 1943 г. советские войска подошли к Новгороду-Северскому, то немцы создали в монастыре оборонительный рубеж — в результате боя были разрушены некоторые здания.

После войны сохранившиеся строения были использованы для народного хозяйства. В 1985 г. здесь был открыт филиал Черниговского музея-заповедника, а позднее, в 1990 г., в покоях настоятеля стал работать музей «Слово о полку Игореве». Спасо-Преображенский мужской монастырь вновь стал действующим с 1999 г., но его реставрация завершилась только в 2004 г.

ВЛАДЫКИ ЧЕРНИГОВСКОЙ ЕПАРХИИ

Среди видных деятелей Православной Церкви известна личность архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (Барановича), который избрал Спасо-Преображенский монастырь своей резиденцией и пребывал в его стенах с 1657 по 1672 г. Черниговская епархия за все время его управления сохраняла подчинение Константинопольскому Патриархату. С именем владыки Лазаря связано возрождение религиозной жизни края.

Святитель родился в первой четверти ХVII в. — в справочниках указаны 1616 или 1620 г. Он получил прекрасное образование в Киеве, а в дальнейшем — в различных польских коллегиях. В 1640-х годах преподавал духовные дисциплины в Киево-Могилянской академии. И уже в 1650 г. стал ее ректором и одновременно настоятелем Братского монастыря на Подоле.

В 1651 г. Баранович оставил преподавательскую и административную работу и управлял монастырями в сане игумена. Снабженный рекомендательными письмами Выговского и Хмельницкого, он отправился в молдавские Яссы, где митрополит Гедеон хиротонисал его в сан епископа Черниговского.

По возвращении в епархию он застал ее в расстроенном состоянии, как в духовных, так и в хозяйственных делах. В Спасском монастыре, где владыка пребывал, возникли сложные отношения между братией, не хватало средств для проведения строительных работ. Тем не менее архиерей навел порядок во всем, приступив к возрождению духовной жизни в монастыре и епархии. 

Именно здесь владыка Лазарь основал славяно-латинскую школу и типографию, издавшую до 50 книг религиозного содержания. Большое внимание он уделял проповедям в епархиальных храмах. Лазарь (Баранович) умер в 1693 г., а его наследником на Черниговской кафедре стал святитель Феодосий (Углицкий).

Другим широко известным и прославленным деятелем Церкви был Черниговский архиепископ Варлаам (Денисов, 1804–1873), чья духовная жизнь была связана со многими монастырями. Он родился в Великом Новгороде, в семье диакона. Учился в духовном училище, а затем в семинарии, на философском курсе.

Когда умер его отец, семья осталась в большой бедности, и мать обратилась к владыке, чтобы он предоставил ее сыну отцовское диаконское место. В связи с этим юноша решил перейти на богословский курс семинарии, которую окончил в 1825 г.

Он выделялся большими способностями, скромностью, благочестием — со временем у него появилась мысль о монашестве. В 1826 г. его постригли с именем Варлаам (в честь преподобного Варлаама Хутынского). Будучи уже иеродиаконом, стал трудиться в семинарии, преподавая греческий и французский языки.

В 1860 г. вышло повеление о епископской хиротонии отца Варлаама и назначении его епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии. С 1862 по 1866 г. он управлял Оренбургской кафедрой и уже после нее был назначен на древнюю Черниговскую кафедру.

В Чернигове и округе он был всеми любим и уважаем как достойный пастырь. Войдя в дела Черниговской епархии, столкнулся со многими трудностями и упущениями. Духовенство скиталось в поисках «хлебного» места. Архиепископ Варлаам сумел разобраться во всем и навести порядок в епархии.

Но напряженная работа дала о себе знать, владыку разбил паралич, и он был отпущен на покой с пребыванием в Новгород-Северском Спасо-Преображенском монастыре. Преосвященный Варлаам никого не принимал, кроме своего духовника и настоятеля. Много молился, приводил в порядок свои труды.

18 января 1873 г., исповедавшись и причастившись Святых Таин, владыка скончался. Похоронили его в монастырской Илиинской церкви.

ХРАМЫ И СТРОЕНИЯ ОБИТЕЛИ

В книге святителя Филарета (Гумилевского), посвященной Новгород-Северскому монастырю, последний характеризуется как «обширное и великолепное здание». Сначала строения в нем были деревянными, а в конце XII — начале XIII вв. их сооружали уже из камня. Древнейшая каменная соборная церковь в честь Преображения Господня появилась в Спасском монастыре в XII в. Сейчас от нее остался фундамент, находящийся под полом вновь отстроенного Спасо-Преображенского собора. Первоначальное здание подвергалось неоднократным разрушениям и пожарам. Серьезное переустройство оно претерпело при владыке Лазаре.

К 1780 г. соборная церковь обветшала, но стараниями императрицы Екатерины II, посетившей проездом Новгород-Северскую епархию, началось ее восстановление. Храм был освящен в 1806 г., на его внутреннее украшение позднее Александр I выделил 25 тысяч рублей.

При настоятеле архимандрите Иннокентии были обнаружены «открывшиеся повреждения в строении», и в 1816 г. была создана комиссия по освидетельствованию собора. Губернский архитектор предложил укрепить здание дополнительными колоннами. Их установили за счет казны. И только к 1821 г. все работы были завершены. В таком виде собор и сохранился до нашего времени.

В середине XIX в. собор имел престол в честь Преображения Господня и два придела: левый, который освятили во имя святителя Димитрия Ростовского, и правый — в честь Успения Пресвятой Богородицы. В соборе, у его входа, был захоронен прах Алексея Разумовского. Его надгробие представляло изящный памятник из яшмы (разрушен в годы революции).

Велики размеры храма: 28 на 28 м, высота до зенита купола составляет также 28 м. В настоящее время полностью отреставрированы фасад и внутреннее убранство собора.
Еще одним сооружением монастыря является возрожденный палатный корпус с трапезной и Петро-Павловской церковью.

Теплый Петро-Павловский храм датируется концом XVI–XVII в. Внешне оформлен просто, но построен добротно. По свидетельству святителя Филарета, иконостас в нем был трехъярусный.
Ныне он устроен в один ярус, над которым в медальонах помещены изображения святых. В конструктивном отношении храм имеет свои особенности, которые не встречаются в Украине. В России нечто подобное наблюдается в элементах Грановитой палаты Московского Кремля.

Согласно «Описанию Новгород-Северского монастыря» святителя Филарета, самым древним строением в нем был палатный корпус, который существовал еще до пожара 1176 г. После проведенных раскопок обнаружился фундамент «княжьего терема», в котором, возможно, останавливались князья, прибывшие сюда на богомолье.

В палатном корпусе размещены келии монахов. Из других строений следует отметить Дом настоятеля, построенный в XVII в., к которому в XVIII в. была пристроена церковь во имя пророка Божия Илии. Ее освятили 24 января 1787 г. в присутствии Екатерины II. Однако в первозданном виде эта церковь не сохранилась. Известно, что в ней были погребены первый Новгород-Северский наместник (губернатор) Илья Журман; епископ Иларион, управлявший епархией и Спасо-Преображенским монастырем († 1799), а также архиепископ Варлаам († 1873). В годы советской власти храм был разрушен. Ныне Дом настоятеля отстроен вновь (с четом сохранившихся чертежей).

В конце XVII в., при архимандрите Михаиле (Лежайском), была построена двухъярусная надвратная колокольня, исполненная в готическом стиле, под которой находились въездные Спасские ворота. Под этим сооружением был выкопан специальный погреб с подземными ходами — один из них сохранился до сих пор.

Среди прочих зданий выделяются братский корпус и духовное училище, построенное в 1657–1667 гг. Обитель окружена каменной стеной, которая охраняла монахов от всякой опасности, — она восстанавливалась каждый раз после разрушения монастыря врагами.

О ДВУХ ПОЧИТАЕМЫХ ИКОНАХ

В Новгород-Северском монастыре находятся почитаемые иконы Божией Матери Новодворская и Леньковская.

Новодворская икона имеет древнюю историю. Образ, согласно преданию, написан митрополитом Московским святителем Петром. Ранее он служил в сане игумена на Волыни. Чудотворный образ помещен в Спасо-Преображенском соборе в особом киоте. Из других сведений известно, что архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Лазарь (Баранович) передал ее монастырю, когда прибыл в 1672 г. в Чернигов, и с тех пор она стала «предметом благоговейного чествования и поклонения».

Слева внизу иконы имеется надпись: «сей образ с образа Пресвятыя Владычецы нашея Богородицы, нарицаемый Новодворския, еже бысть написан митрополитом Петром на Волыни в урочище Новый Дворець, сотворен в монастыре Всемилостиваго Спаса по благословению Преосвященнаго епископа Илариона». Ее списки широко распространены по всей Украине. Кстати, копия с Новодворской иконы хранилась и в Михайловском Златоверхом монастыре г. Киева.

Весьма интересна история обретения монастырем Леньковской иконы Божией Матери. Образ получил название по месту своего явления. Эту икону еще называют «Спасительница утопающих». Когда-то в с. Ленькове в Черниговской губернии, расположенном на р. Десна, стоял деревянный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы. Во время нашествия поляков здесь все было разрушено.

Во второй половине XVII в. местные жители переселились на новую землю, где соорудили церковь во имя Архистратига Михаила. В ней и поместили этот чудотворный образ. Напротив пригорка, где стояла эта церковь, у берега был опасный водоворот, в котором тонули баржи и лодки с людьми. Верующие люди решили установить на пригорке икону Божией Матери. С тех пор люди здесь уже не гибли…

Ныне Леньковская икона Пресвятой Богородицы помещена в Спасо-Преображенском соборе, напротив Новодворского образа. Богослужения в Новгород-Северском монастыре проходят каждый день. Особые даты в обители — 2 января, день празднования Новодворской и Леньковской иконам Божией Матери, и 12 июля — день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

О МУЗЕЕ В ДОМЕ НАСТОЯТЕЛЯ

В Новгороде-Северском не забывают, что именно отсюда в 1185 г. князь Игорь Святославич со своей дружиной выступил против половцев с походом, который завершился поражением.

В битве половецкий хан разбил войско князя, а сам Игорь попал в плен. Князь раскаялся, считая, что был наказан за «грехы своя пред Господом Богом…», и просил о милости Божией. Это событие было отражено неизвестным автором в книге-рукописи «Слово о полку Игореве». В 1990 г. на территории Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря Черниговской епархии был открыт уникальный музей в честь «Слова о полку Игореве». Этот историко-культурный центр размещен в Доме настоятеля.

В основу экспозиций легло и собрание документов жителя г. Новгорода-Северского С. Воинова, библиофила, известного популяризатора этого произведения. В фондах музея содержатся более полутора тысяч изданий, многие рукописи, произведения различных авторов. Некоторая часть выставленных материалов посвящена истории Спасо-Преображенского монастыря.

Ныне директором музея является историк-краевед Н. Сугоняко, продолжающий большую научно-исследовательскую деятельность в Украине.

ВО СЛАВУ БОЖИЮ

Со времени передачи Церкви Спасо-Преображенского монастыря прошло уже более десяти лет — немалый отрезок пути от запустения до полного возрождения.

В 1997–1998 гг. здесь были проведены реставрационные работы. С 1999 г. Спасо-Преображенский мужской монастырь стал действующим. Пребывавший тогда в обители иерей Захария Костюк вспоминал: «…Братский корпус не отапливался, спали в одежде, под тремя одеялами. Очень холодно было в соборе. Питались тем, что принесут прихожане.

Братия не выдерживала и покидала обитель. Иноки болели, но шли на работу и на службу, которая велась строго по Уставу. Ежедневно читались утренние и вечерние молитвы, cовершалаcь Божественная литургия ради возрождения опустевшего монастыря».

Со временем все изменилось к лучшему. 8 июля 2004 г. в обитель прибыли монахи из Почаевской Лавры, которые стали основой братии. Прошли годы, и теперь монастырь известен во всей Украине.

Установились широкие связи с другими обителями и различными организациями. Уже несколько лет наместником Спасо-Преображенского монастыря служит архимандрит Никодим (Пустовгар), управляя его духовной и хозяйственной жизнью. В обители по-прежнему сохраняются дух христианской простоты и доброжелательное отношение ко всем, кого приводит сюда Господь.

Лев Кудрявцев

Комментариев нет:

Отправить комментарий