04 мая 2012

ПОЧЕМУ ХРИСТОС СОВЕРШАЛ ЧУДЕСА?

Священное Писание Нового Завета свидетельствует, что Господь во дни Своей земной жизни сотворил множество чудес, показавших Его власть над бесами, смертью и стихиями. Христос исцелял слепых, хромых, глухих, воскрешал мертвых, ходил по воде, умножал хлебы. Почему Господь совершал все эти чудеса?
ЧУДЕСА СПАСИТЕЛЯ

Современники Христа воспринимали саму деятельность Спасителя на уровне чуда. «Он учил их, как власть имеющий» (Мк. 1: 22), «и дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» (Лк. 4: 32), «и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?» (Мк. 6: 2). При этом в Писании чудеса Спасителя понимаются проявлением именно этой силы. Исследователи Библии отмечают, что Евангелие лишь в виде исключения применяет слово «чудо» по отношению к деяниям Христовым. 

Евангелисты Матфей, Марк и Лука используют термин δύναμις (динамис) — сила, евангелист Иоанн — σημείον (симион), что означает знамение. Кроме того, в Евангелии от Иоанна Господь просто говорит о Своих делах — έ̉ργα (ерга), свидетельствующих о Нем. Дела же эти, «каких никто другой не делал» (Ин. 15: 24), были проповедь, исцеления, благотворения.

В Священном Писании есть случаи, когда указанные выше термины выражают разные точки зрения на одни и те же категории действий. Например, в Евангелии от Марка повествуется об исцелении расслабленного (Мк. 2: 1–12). Для свидетелей исцеления это было чудо, которому они удивились; по отношению к человеку это была сила, благодаря которой он по слову Господа встал и, взяв постель, вышел перед всеми. Для присутствующих это явилось знамением того, что посреди них находится Сын Человеческий, Который «имеет власть на земле прощать грехи» (Мк. 2: 10).

ХРИСТОС — БОГОЧЕЛОВЕК

Величайшим чудом Христовым является Он Сам, Его рождение и явление в мир. Не удивительно, что Он творит чудеса. Удивительно было бы только одно — если бы Он их не творил. Блаженный Августин говорит: «Не дивно, что Бог чудодействует. Мы должны более радоваться и дивиться, что Господь наш Спаситель Иисус Христос соделался человеком, чем тому, что Бог посреди людей творит чудеса».

Протоиерей Сергий Булгаков считает, что чудеса Христовы относятся к Промыслу Божию, совершаются в пределах мира и вложенных в него Творцом сил. Отец Сергий отмечает, что «чудеса совершались Сыном Человеческим и в Его человечности, следовательно, они человечны, доступны человеку». Господь говорит: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14: 12). Все чудеса принципиально доступны человеку, и все они уже совершались ветхозаветными пророками Моисеем, Илиею и Елисеем, в том числе и воскрешение.

Христос дарует апостолам возможность совершать чудеса при отправлении их на проповедь: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10: 8; Мк. 3: 15; Лк. 9: 2). Ученики Спасителя «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 13). Этот дар чудотворения продолжается в основанной Христом Церкви во все времена.

Святитель Григорий Великий говорит: «Святая Церковь ежедневно совершает духовно то, что некогда через апостолов делала телесно. Ибо ее священники, возлагая на верующих руки и запрещая злым духам властвовать их душой, что иное делают, как не изгоняют бесов? 

И верующие, которые, оставив мирские слова прежней жизни и участвуя в святых таинствах, возвещают славу и могущество своего Творца, что иное делают, как не глаголят новыми языками? Эти чудеса тем больше, чем они духовнее, через них возбуждаются не тела, но души. Чудеса телесные иногда показывают святость, но не производят ее, их могут иметь и худые люди, но чудесами духовными могут пользоваться только добрые».

Следует отметить, что чудеса Спасителя все же отличаются от ветхозаветных. Время земной жизни Иисуса было для Израиля временем учения, в корне отличавшегося от предыдущего, временем, когда весь цивилизованный мир уже изнемогал от народного суеверия и возвышался над политеизмом. Дела Господа не имели той масштабности и внешней эффективности, которые были свойственны древним чудесам, однако содержали в себе глубочайшие истины, относились, прежде всего, к телу и духу человека. 

Человек, а не природа, делается главным предметом великих сил. Конечно, чудеса в области природы продолжаются, поскольку она является частью Царства Божия, и мы не вправе терять их из виду, однако они носят теперь второстепенный характер. Не столь поражая наше воображение, новые чудеса имеют более значимое внутреннее содержание.

ЧУДЕСА — СЛУЖЕНИЕ ЛЮБВИ

Из всех совершенных Христом чудес большинство — массовые исцеления. В Евангелии Господь изображается чудесным целителем, окруженным больными телом и душой: бесноватыми, прокаженными, слепыми, глухими и немыми. Евангелист Матфей сообщает: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф. 4: 23–24). Человеческое горе и страдание предстает перед Спасителем во всей своей беспомощности.

Господь, будучи по Своему безгрешному человечеству свободным от этих болезней и страданий, с состраданием принимает чужую боль: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8: 16–17).
Священное Писание указывает, что Спаситель состраждет человеческому горю и помогает скорбящему человечеству. Так, о воскрешении сына Наинской вдовы сказано: «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк. 7: 13) и воскресил отрока. Рассказ о насыщении пяти тысяч народа пятью хлебами предваряется у евангелиста Матфея таким замечанием: «и, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (Мф. 14: 14). 

Евангелист Марк говорит об этом более выразительно: «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много» (Мк. 6: 34). То же самое и при насыщении четырех тысяч людей семью хлебами: «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф. 15: 32). К числу чудес, совершенных Господом ради милосердия к человеческому страданию, можно отнести и первое чудо в Кане Галилейской на брачном пире.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Чудеса Христовы были осязательны; они были ясны для самых простейших людей; ничего в них не было загадочного; всякий мог удобно рассмотреть их; для сомнения и недоумения, чудо ли это, или только представление чуда, не было места. Чудеса Богочеловека имели множество свидетелей, из которых большая часть были… враждебны Ему… 

Самые злейшие враги Господа не отвергали их, старались только уничижить их богохульным претолкованием и всеми средствами, которые внушались им лукавством и злобою. В чудесах Господа не было никакой суетности, никакого эффекта; ни одного чуда не сделано напоказ человекам; все чудеса прикрывались покровом Божественного смирения. Они составляют собою цепь благодеяний страждущему человечеству».

ВОСПИТАНИЕ УЧЕНИКОВ

Известный богослов епископ Кассиан (Безобразов) выражает мнение, что Господь, «не открывая Своего мессианского достоинства и пресекая свидетельство бесов, ожидал свободного и непринужденного исповедания со стороны учеников». Евангелие указывает, что целый ряд великих чудес Господь совершает в присутствии одних учеников. 

Так, укрощение бури (см.: Лк. 8: 22–39) вызывает у апостолов недоуменный вопрос: «кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк. 8: 25). Ответ подразумевается, но ученики еще его не нашли. Господь укоряет их за отсутствие веры и продолжает воспитание. При воскрешении дочери Иаира (см.: Лк. 8: 40–56) присутствуют родители отроковицы и ученики, притом даже не все, а только ближайшие — Петр, Иоанн и Иаков. Допущение учеников епископ Кассиан объясняет заботой об их воспитании.

Этому же служило и чудо насыщения пяти тысяч и связанное с ним чудо хождения по водам (см.: Мф. 14: 13–34; Мк. 6: 30–53). У евангелиста Марка изумление, которое вызывает у учеников хождение Учителя по водам и прекращение бури, сопровождается замечанием: они «не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (Мк. 6: 52). Свидетелями чуда были одни ученики. Изумление выливается в вопрос, на который Евангелие от Матфея тут же дает и ответ: «истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14: 33). Сопоставление текстов Евангелия от Матфея и Марка позволяет думать, что этот ответ был осознан не сразу. Но к этому ответу Господь вел учеников.

Завершая свою мысль, епископ Кассиан говорит: «Общее направление воспитания для нас ясно. Господь хотел, чтобы ученики узнали в Нем обетованного Мессию. Но к этому исповеданию они должны были прийти от полноты любящего сердца. Воспитание учеников было воспитанием любви, оно вытекало из любви и совершалось в любви».

СМЫСЛ ЧУДЕС СПАСИТЕЛЯ

Христос вочеловечился для того, чтобы спасти человека от греха, проклятия и смерти. Этой цели пришествия в мир Спасителя соответствовали Его чудеса, совершенные Им для оказания людям телесной помощи. Так, чудесно исцеляя недуги, которые явились в мир вследствие греха, Христос давал понять, что Он есть Врач и духовных недугов, что имеет власть разрешать от грехов. Помогая людям в физических нуждах, Господь наводил их на мысль о нуждах духовных и располагал их к поиску Его всесильной помощи.

Библия четко утверждает, что Христос не совершил ни одного чуда для Своего прославления. Во время искушения в пустыне Он не стал превращать камень в хлеб и не бросился с высокой кровли храма. Эти чудеса, которых требовал от Иисуса диавол, могли бы только послужить к личной славе Христа, но не имели бы спасительного значения для людей. 

Во время Своего общественного служения Господь по той же причине не согласился на предложение фарисеев и книжников показать знамение с Неба (см.: Мф. 12: 38; Лк. 11: 16), например гром и молнию в ясную погоду. Такое знамение, может быть, и увеличило бы славу Христа, но Он избегал человеческой славы и Свое Божественное всемогущество никогда не употреблял для прославления Себя. Все Его дела были делами человеколюбия и благости.

В завершение нашей статьи приведем слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Грех служит причиною всех недугов в человеке, и душевных и телесных, служит причиною временной и вечной смерти. Господь, явив Свою власть над последствиями греха в телах человеческих, явил этим власть Свою над грехом вообще… 

Господь, исцеляя единым словом, единым повелением всех больных, воскрешая мертвых, повелевая нечистым духам, явил власть Свою, явил власть Бога над человеком, над грехом, над падшими духами, явил очевидно для телесных чувств… Человеку даны были знамения в нем самом, не где-либо вне; человеку даны были доказательства спасения его в нем самом, не вдали от него. Свидетельство вечного спасения души и тела давалось чрез временное спасение тела от телесных недугов и телесной смерти».

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Комментариев нет:

Отправить комментарий