07 мая 2012

БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Иероним Босх. «Семь смертных грехов
и Четыре последние вещи» (фрагмент)
Недавняя трагедия в Николаеве, по понятным причинам вызвавшая немалый общественный резонанс, обнажает большое количество вопросов, многие из которых звучат на страницах СМИ… Где был Господь, когда происходило все это? Почему попускаются произвол, страдания?..

Ответы, предлагаемые журналистами, в ряде случаев просто определяют виновных — «мажоры», «алкоголь» и даже «сама пострадавшая». Вряд ли такие мнения можно назвать исчерпывающими или даже правдивыми. Просто потому, что отнюдь не «мажоры» — подонки. «Алкоголь» — жидкость, на которую пенять нелепо. А делать «пострадавшую» крайней вовсе безнравственно. Таким образом, вполне закономерные вопросы остаются без внятных ответов, а имеющиеся — лишь усиливают недоумение. Ситуация эта не нова.

В 388 г., в Великий пост, святитель Иоанн Златоуст, обращаясь с проповедью к антиохийскому народу (разбившему императорские статуи, испугавшемуся от содеянного и ожидавшему наказания), ответил на многие эти вопросы, волнующие и тогда, и сейчас. Примечательно, что первая знаменитая проповедь прозвучала до того, как вспыхнул мятеж. Златоуст размышлял, среди прочего, о послании апостола Павла к ученику Тимофею, в частности о поучении:

«Употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5: 23). Это изречение многим может показаться тривиальным и вовсе не имеющим отношения к проблемным вопросам. Святитель Иоанн Златоуст убеждает в обратном: «Языческая наука, раскрывая много пошлостей и внушая слушателям много пустяков, отпускает их с пустыми руками, ни много ни мало не приобретшими себе чего-либо хорошего. Благодать же Духа не так, а совершенно напротив: немногими словами она внушает любомудрие… и часто бывает достаточно взять отсюда одно только речение, чтобы иметь средства на весь путь жизни.

…Говорят: разве Тимофей сам по себе не мог знать, чем надо пользоваться, а ожидал узнать это… в послании... назначенном для народного чтения? (Это для того сделано), чтобы тебе знать… Некоторые не меньше недоумевают... спрашивая себя: для чего муж, имевший такое дерзновение... подвергся такой болезни? В самом деле, он не просто болел, а всегда и беспрестанно, непрерывно следовавшими друг за другом недугами… Откуда это видно? Из… слов Павла. 

Он […] указал... говоря: частых твоих недугов. Пусть выслушают это те, которые, подвергшись продолжительной болезни, сетуют (на свои страдания) и изнемогают. Но вопрос заключается не в одном лишь том, что он (Тимофей) болел, будучи святым, и болел так беспрестанно, а в том, что ему вверены были и общественные дела… Но не одно только это, а и нечто еще другое служит вопросом для сомневающихся, именно — почему, если Тимофей находился в таком состоянии, ни сам он не исцелил себя, ни его учитель. Они пробуждали мертвых… а… немощного тела не исцелили… 

Но самое главное в том, что Павел, после стольких и таких знамений… не стыдился писать Тимофею, чтобы он прибегал к услугам вина. (Представляется это особенно важным) не потому, что постыдно пить вино, — да не будет!.. Видите, как кажущееся ничтожным изобилует бесчисленными вопросами? Приведем же и решение…

Павел… не просто сказал: употребляй немного вина, а сказав наперед: впредь пей не [одну] воду, затем уже присоединил совет употреблять вино; словом же впредь он обозначил, что до того… Тимофей пил воду и вследствие этого стал болен. Кто не подивится его любомудрию и строгости? 

Он достиг самых небес, взошел на вершину добродетели, и это свидетельствует о нем его учитель, говоря: послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына (1 Кор. 4: 17) … Тимофей… знал, что юность трудна, что она легко воспламеняема, легко поддается обольщениям, легко попадает на скользкий путь и нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все… вне его… И всячески старался погасить этот пламень…

Пусть немоществует, говорил он, тело, но пусть не ослабевает душа; пусть обуздывается плоть, но да не будет препятствий для течения души к небу. Но… он не не радел о делах божественных, но повсюду летал больше, чем здоровые и сильные телом, то в Ефес, то в Коринф, часто в Македонию, в Италию, повсюду являясь с учителем… Такова ревность по Боге, столь легкие крылья дает она. Как людям, имеющим сильные и здоровые тела, нет… прибыли от здоровья, если душа презренна, беспечна и ленива, так и обессиленным нет никакого вреда от слабости, если душа благородна… 

Некоторым кажется, что это… оправдание для… беззастенчивого употребления вина. На самом деле не так… Наставление предписывает скорее пост. […] Павел… ставит нам меру и пределы употребления вина… Не так разрушается земля, обременяемая постоянным обилием вод, как расшатывается, расслабляется и исчезает сила тела, постоянно затопляемая питьем вина. 

Будем поэтому избегать крайностей… заботясь и о здоровье тела и сдерживая его… Вино дано Богом не для того, чтобы мы упивались допьяна, а чтобы были трезвыми, чтобы веселились, а не скорбели, ибо вино, говорится, веселит сердце человека (Пс. 103: 15). […] А пьянство — дело диавола. Не вино производит пьянство, а невоздержание производит пьянство. Не поноси творения Божие, а порицай безумие сораба.

…Пьянство — корень всех зол. Вино дано для того, чтобы восстановить силы слабого тела, а не для того, чтобы разрушать силу души, чтобы устранять немощь плоти, а не вредить… Пьяница живой мертвец; пьянство — демон самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен… в делах… но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием.

Изрыгания, позевания и крики пьяных неприятны и противны… Но верх зла в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным небо… Посему уничтожим эту дурную привычку и послушаемся слов Павла: употребляй немного вина. […] Так и данные нам необходимые для жизни пищу и питие мы… должны измерять временем и необходимостью, никогда не переходить за пределы необходимости и ничего не делать безрассудно и беспорядочно.

Теперь, когда мы узнали заботливость Павла и добродетель Тимофея, направим беседу на самое решение поставленных вопросов… Для чего же (спрашивают) допустил Бог впасть в недуг такому святому и совершавшему столь великие дела и почему ни сам он, ни учитель не могли устранить болезни, а возымели нужду в помощи вина? В этом состоял вопрос… 

Вы ведь слышали, как многие спрашивают: почему, в самом деле, один, будучи человеком смиренным и кротким, каждый день привлекается в суд каким-нибудь… злодеем... — и Бог допускает это? Почему другой, ложно обвиненный, умер несправедливо?.. Мы могли бы назвать многих святых, живших и в наше время, и при наших предках, которые потерпели много… мучений. […] Я могу указать вашей любви восемь причин всякого рода и вида бедствий святых…  

Первая состоит в том, что Бог попускает им терпеть беды, чтобы они вследствие величия своих заслуг и чудес не впадали скоро в гордость. 

Вторая в том, чтобы другие не думали о них больше, чем свойственно человеческой природе, и не полагали, будто они боги, а не люди.  

Третья — чтобы сила Божия являлась… через людей слабых и связываемых узами.  

Четвертая — чтобы яснее обнаружилось терпение их самих, как людей, которые служат Богу не из-за награды, а… и после великих бедствий обнаруживают чистую любовь к Нему.  

Пятая — чтобы мы любомудрствовали о воскресении. В самом деле, когда ты увидишь, что муж праведный... терпит без конца бедствия, так и уходит из этого мира, то ты невольно вынужден будешь подумать о тамошнем суде…  

Шестая (причина) в том, чтобы все, подвергающиеся несчастиям, имели достаточное утешение и облегчение, взирая на них и помня о случившихся с ними бедствиях.  

Седьмая, чтобы, когда мы призываем вас (подражать) добродетели их и… говорим: «Подражай Павлу и соревнуй Петру», вы, по причине чрезмерной высоты заслуг, не подумали, что они были людьми иной природы, и не отказались боязливо от подражания.  

Восьмая, чтобы когда нужно ублажать и сожалеть, мы знали, кого нужно почитать блаженным и несчастным…».

В этой своей проповеди антиохийцам святитель Иоанн Златоуст подтвердил словами Святого Писания каждую из причин страданий праведников, а сам — едва ли не все время служения гонимый и светскими властями, и нерадивыми архиереями — умер в ссылке осенью 407 г., по дороге в Питиунт… Последнее изречение Иоанна Златоуста, как и многие другие, стало частью Предания Церкви: «Слава Богу за все!».

Подготовил Вячеслав Дарпинянц

Комментариев нет:

Отправить комментарий