24 декабря 2012

КРАЙ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА

На крайнем востоке Турции, близ границы с Сирией и Ираном, лежит нагорье под названием Тур-Абдин — гора Божия. Здесь, в радиусе 150 км, располагаются несколько древних монастырей и храмов IV–V вв. Они были основаны раньше, чем монастыри святой Екатерины на Синае и святого Саввы в Палестине. Это забытая земля раннего христианства и один из центров сирийских христиан, где и сейчас можно услышать Литургию, в частности святого Иакова.

В 3 км от г. Мардин находится один из величественных действующих монастырей — Дайрул Заферан. В нем можно увидеть надгробия 52 сирийских патриархов, старинное епископское и патриаршее деревянное кресло-трон, настенные росписи и мозаики, гробницу 12 000 мучеников. Алтарь украшен завесами с вышитыми современными иконами. Среди архитектурных особенностей — многочисленные резные орнаменты V в.; все прекрасно отреставрировано.

Далее, на расстоянии примерно 150 км, находится еще один старинный действующий монастырь V в. — Мар Габриэль. Его основали два сирийских монаха — Мар Шемун (Симон) и Мар Шмуиэль (Самуил), которые обрели здесь вечный покой. Со временем сюда пришло много подвижников, а самые первые были из Египта. Византийские правители, например император Анастасий (V в.), императрица Феодора (VI в.), много жертвовали на обитель. Сейчас она имеет несколько храмов, библиотеку со старинными книгами, в частности с Евангелиями в окладах; при ней действует семинария (обучается около 20 студентов) и женский монастырь.

Если проехать немного на север — увидим в с. Антли необычную, старинной архитектуры церковь в честь Богородицы, построенную в V в. Именно из этого села, по преданию, происходили волхвы.

На г. Изала есть монастыри Мар Якуп и Мар Иоханн (V в.) с могилами основателей. В 30 км на юг, возле г. Нисибин, находится монастырь святого Евгения (363 г.), где подвизался преподобный Ефрем Сирин. Мар Евгений был учеником преподобного Пахомия Египетского. В то время здесь действовала знаменитая Сирийская богословская академия (800 учащихся), во главе которой стоял Иаков, епископ Нисибийский (участник I Вселенского Собора). Среди преподавателей был знаменитый сирийский богослов Мар Барсаума (преподавал экзегетику), который многих персов обратил в православную веру (даже шаха Пероза (V в.)). Богословские труды Барсаумы изданы в 1922 г. в Германии. Кстати, в западной части Ирана до сих пор находится около 40 православных церквей (район Новая Джульфа).

В 1877 г. в Нисибине (место рождения Ефрема Сирина) была найдена старинная рукопись (хранится в Лондоне, в Британском музее) неизвестного автора под названием «История Мар Ябалахи III и раббан Саумы». В ней рассказывается о двух монахах XIII в., один из которых стал митрополитом Северного Китая! Они проповедовали христианство среди монголов, персов, китайцев (с 1245 по 1317 г.). Кроме того, жили в вышеупомянутых обителях и построили величественный храм (сейчас находится на восточной границе Ирана) в г. Марага — в основанном ими монастыре Иоанна Крестителя.

Интересно, что эти монахи побывали в Италии и Англии, собирая пожертвования и святые реликвии для своих храмов. Римский папа Николай IV, король Франции Филипп IV были очень удивлены их известием, что на Востоке давно уже существует христианство. На вопрос кто проповедовал в их стране — они ответили: «Мар Фома, Мар Наддай (т. е. Фаддей)».

На севере, в г. Диарбакира (историческое название Амида), тоже есть много старинных храмов. Рядом, в деревне Бет- Аггелайе, в 507 г. родился знаменитый историк Церкви Иоанн Эфесский. Молодые годы он провел в монастыре святого Иоанна Ортайского, а в 524 г. стал патриархом, основав 99 церквей и 12 монастырей.

В середине XIX в. российский посол в Сирии К. Базили (товарищ Н. Гоголя по учебе в Нежинской гимназии) отметил в своих воспоминаниях «о полудикой горе Тур Абдина, населенной курдами и йезидами»: «Эта святая гора усеяна множеством монастырей и пустынь».

Первое археологическое исследование этих монастырей начала в 1909 г. англичанка Гертруда Белл (1868–1926). Верхом на коне, с ружьем (чтобы защититься от местных племен курдов), ночуя в палатке, она составила план всей местности, расположения монастырей и сделала ценную фотофиксацию архитектуры. (Все фото хранятся в библиотеке университета Ньюкасла, , Англия.) Сохранились и ее дневники, в которых она, в частности, отмечает, что в дороге спасалась только Библией: «Эта магическая книга отгоняла от меня все ужасы опасного путешествия».

Впоследствии, в связи с началом Первой мировой войны, исследования были прекращены. В самом г. Мардин тоже находится несколько старинных действующих храмов. С их изысканных колоколен открывается величественный вид на историческую Месопотамскую равнину.

Эти места, освященные многими подвижниками, к сожалению, ныне малоизвестны. Туристов здесь вообще не бывает.
В 2011 г., к 1600-летию основания монастыря Мар Габриэль, Турабдинский митрополит и настоятель монастыря Мар Тимофей опубликовал историческое исследование с перечнем всех священнослужителей и монахов обители. А празднование самого события происходило в г. Мардин при участии местного мэра, Константинопольского патриарха Варфоломея, Сирийского патриарха Игнатия.

Нина Пархоменко,
профессор кафедры графического и компьютерного дизайна
Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств (Киев),
кандидат искусствоведения

Комментариев нет:

Отправить комментарий