Современные
словари и энциклопедии называют Григория Саввича Сковороду выдающимся
украинским просветителем — гуманистом, философом, поэтом, переводчиком. Все это
правда, но неполная. Григорий Сковорода, несомненно, — один из прославленных
деятелей эпохи барокко. О нем написано более двух тысяч исследований. Однако
сам он давно стал легендой, поэтому ключей к пониманию его жизни и написанных
работ может быть много.
КНИГА
ЖИЗНИ
Григорий
Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в небогатой казацкой семье в с.
Чернухи Лубенского полка (ныне районный центр Полтавской области). Первым
духовным наставником Григория был отец, именно он привил мальчику две
непреложные истины: быть правдивым и иметь чувство собственного достоинства.

Фундаментальное
образование он получил в Киево-Могилянской академии, где приобрел знания по
античной (увлекался идеями Сократа, Диогена, Платона) и западноевропейской
философии и литературе, в совершенстве изучил греческий, латинский,
древнееврейский, польский, немецкий языки. Известно, что большое влияние на
талантливого юношу произвела личность святителя Георгия (Конисского) — одного
из выдающихся духовных деятелей XVIII в., преподававшего тогда в академии философию.

Следующие
пять лет Григорий много путешествует по Европе. Путешествия не только развивают
мировоззрение, не только позволяют ознакомиться с европейской (прежде всего —
немецкой) философской мыслью и литературой, они окончательно формируют
определяющую черту характера Сковороды — любовь к странствиям.

Следующие
пять лет Сковорода работал домашним учителем у помещика С. Томары. Именно в эти
годы Григорий написал значительную часть стихотворений сборника «Сад
божественных пѣсней» и еще ряд произведений. В 1759 г. жизнь Григория Саввича в
очередной раз меняется, и он начинает преподавать в Харьковском коллегиуме
поэтику, этику и греческий язык.
Для своих учеников он составил учебник
«Начальная дверь ко христіанскому добронравію» — своеобразный курс этики. За
десять лет в Харькове Сковорода создает самые известные свои произведения:
«Басни Харьковскія», «Наркісс. Разглагол о том: Узнай себе» и «Симфоніа,
нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе». Именно в этих книгах Сковорода
впервые полноценно формулирует основную для его философии идею — о самопознании
и разграничении истинного, духовного, высшего и ложного, низшего в человеке.

Постоянное
давление со стороны церковных представителей, требовавших, чтобы он принял
духовный сан, вынуждало несколько раз оставлять коллегиум (1760, 1764, 1766),
ведь духовная карьера, как и светская, не привлекала Григория Саввича.
Окончательно отстраненный от должности из-за интриг и клеветы в 1769 г., он
потерял возможность заниматься педагогической работой, к которой имел большой
талант. С тех пор Григорий Сковорода избрал жизнь странствующего философа,
иными словами, монашество в миру.


Умер
Григорий Сковорода 29 октября 1794 г. в с. Пан-Ивановка (ныне Сковородиновка)
на Харьковщине, в имении знакомого помещика М. Ковалинского. Довольно скоро
после смерти философа его любимый ученик и близкий друг составил его первую
биографию, которой и положил начало легенде Григория Сковороды.
ЖИЗНЬ
В КНИГЕ

По
мнению Сковороды, человек должен жить ради самосознания и богосознания. Познать
Бога можно в Библии, которая содержит в себе пути Божии. Человек может найти
Бога в самом себе. Для этого нужна вера: где заканчиваются пределы ума, там
начинается вера.

Свои
философские взгляды Сковорода высказывал практически во всех произведениях:
стихах, баснях, притчах, однако наиболее непосредственным образом — в
трактатах: «Начальная дверь ко христіанскому добронравію», «Кольцо», «Потоп змеиный»
и др. Существует множество анализов мировоззрения и философии Сковороды, однако
несколько характерных черт выделяют все исследователи:



Философия
сердца. «Беги от славы, обнимай одиночество, люби бедность, цени скромность,
дружи с терпеливостью, живи со смирением вместе — вот тебе лучи божественного
сердца». Само сердце для Сковороды является источником мыслей и желаний,
поэтому его постоянно нужно держать в чистоте.
Учение
о счастье. По мнению Григория Сковороды, человек телесный — несчастен, человек
духовный — свободен и счастлив. Чтобы быть счастливым, человек должен познать
себя, выбрать «сродный труд», развить свои способности путем образования,
дружить с людьми, близкими по интересам и убеждениям.
В
целом, в сочинениях Сковороды философия соединяется с богословием в
оригинальную, лишь ему присущую мудрость, рожденную в духовном браке с Книгой
книг — со своей «возлюбленной невестой», как он называл Библию. Да, Библия всегда
была необычной книгой для Сковороды. Именно с Библии и началось формирование
его философской системы. Для него это Книга, которую нужно очень внимательно
читать и при этом не останавливаться на внешнем, на явлениях, а проникать
глубоко в суть сказанного, т. е. — толковать аллегорически. Биографы Сковороды
свидетельствуют, что он не просто свободно цитировал Библию и часто составлял
целые симфонии из библейских текстов, но и никогда не расставался с Книгой и
умер с ней.
*
* *
«Любитель
Священной Библии», — так себя охарактеризовал Григорий Сковорода в 1774 г.
Выражение может иметь лишь ситуативное философское значение, а может стать
измерением всего бытия незаурядной, исключительной личности. В конце концов,
легенда имеет право на толкование.
Елена Усачева,
Екатерина Усачева
Комментариев нет:
Отправить комментарий